Турнир смекалистых «День умника» (к 1 апреля) 5-6 класс.
Демина Н.И.,учитель математики
МБОУ «Богатищевская СОШ» Каширского района Московской области
Раздел: внеклассная работа.
Цель:
Повысить уровень математического мышления,углубить теоретические знания и развивать практические навыки обучающихся, проявивших математические способности.
Способствовать возникновению и развитию интереса у большинства обучающихся, привлечению некоторых из них в ряды «любителей математики».
Организовать досуг обучающихся.
Ведущий: Ребята, сегодня мы проводим турнир смекалистых, чтобы выявить самых смекалистых, сообразительных, веселых и находчивых. Ведь кроме знаний в деле не менее важны сообразительность, находчивость, догадка. Конечно, не все в равной мере наделены этими завидными качествами, однако бесспорно, что каждый может развивать и укреплять их в себе. В этом вам должен помочь наш турнир.
Уже с древних времен известны поединки между математиками. Они соревновались между собой, вызывали друг друга на поединки, задавали вопросы. Те времена давно минули в прошлое, но люди до сих пор бьются на турнирах, демонстрируя свои способности. Пусть девизом нашей встречи будет лозунг«Пусть победит сильнейший!»
Чтец:
Наш друг, сегодня в этом зале
Пришел ты помечтать, подумать, отдохнуть
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед
Сраженный за великие творенья.
Творцы великих мыслей и идей
Какие род людской вынашивал столелья,
Пройдя сквозь бури трудных дней
Переживут теперь тысячелетья.
Запомни то, что Гаусс нам сказал:
«Наука математика-
Царица всех наук»
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором
Каким хотел бы может быть,
Но будешь ты рабочим иль ученым
И будешь честно Родине служить.
№1 Приветствие.
Ведущий представляет жюри, оценивается название, эмблемы, девизы, приветствия.
Пример:
Приветствие команды ГНОМ (главное находчивость-остальное мелочи!)
Девиз: Пускай в соревновании помогут ум и знание!
Наш турнир начать мы рады
Приглашаем всех сюда
И соперникам желаем мы
ни пуха, ни пера.
Мыхотим соревноваться
Шуткой вас хотим сразить.
Так давайте же смеяться,
Веселиться и шутить.
Пусть кому-то повезет,
А кому-то нет.
И не нравиться вопрос,
И не сходиться ответ.
И все ж не стоит огорчаться,
Побольше улыбаться.
Ведь дружба КВН-ная-необыкновенная.
Приветствие команды « Мистер Х»
За окном тускло лампы мигают,
В зале наступила тишина
Первый турнир мы сейчас начинаем
И на победу надеемся друзья.
Не страшны нам первые вопросы.
Не боимся грозного жюри
И математика нас не пугает
хоть, конечно, не вундеркинды мы.
Пусть не хмурит брови сурово соперник
Не дождется он легких побед
Нам удивляется даже Коперник,
И в изумлении сам Архимед.
№2 Разминка
В.Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км.пробежала тройка?
(5км.)
В.Чем больше из нее берешь, тем больше она становиться. (яма)
В.Какая мера длины определяется двумя нотами? (миля)
В.Какое государство в своем названии содержит степень буквы? (куба)
В.Даны числа 0,1,2,.....9. Что больше их сумма или произведение? (сумма)
В.Что за цифра- акробатка, если на голову встанет, ровно на три меньше станет? (9)
В.Представь, что ты-капитан корабля. На корабле 25 матросов, каждому 25 лет. Сколько лет капитану? (Сколько тебе)
В.Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (одно с корзиной)
В.Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате равно16. А чему равен угол в квадрате? (90гр)
В.Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (1)
№3 Конкурс литераторов. (все вместе 5 мин)
а)Ведущий предлагает сочинить детективный рассказ из заданных слов:
1к.:куб, точка, прямая, ноль, линия, круг, ромб, конус, график, расстояние,
2к.:треугольник, ломаная,тангенс, длина, площадь, функция, цилиндр, точка, фигура.
б)Вспомнить литературные произведения,начинающиеся с цифр.(«15 -ний капитан»...)
№4 Решаем задачи (на подготовку по 5 мин.)
Задача 1: Мальчик положил в коробку пауков и жуков, всего 8 штук. Если пересчитать сколько всех ног в коробке,то окажется 54 ноги. Сколько же в коробке пауков и жуков?
(3 паука,5 жуков)
Задача 2:
-Доброе утро, сержант, сказал мистер Мак Гунр-не скажите ли который час?
-это очень просто узнать-ответил сержант Коленси, который в полицейском участке был признанным математиком-Сложите четверть времени, прошедшего с полуночи до настоящего момента с половиной времени от настоящего момента до полуночи, и вы получите точное время. Сможите ли вы узнать, когда происходил этот разговор? (9ч.36мин)
Задача 3:
Прилетели галки, тсели на палки. Если на каждой палке сядет по одной галке, то для одной галки не хватит палки. Если же на каждой палке сядет по 2 галки, то одна из палок будет без галок. Сколько было галок? Сколько было палок? (4 галки, 3 палки)
Задача 4:
Улитка вздумала взобратьсяна дерево в 15м. Высотой. В течении каждого дня она успевала подниматься на 5 метров, но каждую ночь, во время сна она спускалась вниз на 4м. Через сколько суток она достигнет вершины дерева? (через 10 суток и 1 день)
Задача 5:
Если бы я купил 3 тетради, то у меня осталось бы 5руб., если бы я захотел купить 4 тетради, то не хватило бы 5 руб. Сколько денег у меня было? (35руб)
Задача 6:
По углам пруда квадратной формы растут деревья. Поверхность пруда решили увеличить вдвое, не изменяя формы и не вырубая деревья. Как это сделать? (построить ромб)
№5 Конкурс капитанов.
а)Кто быстрее доберется до 7 этажа?
+119
+78 +108
:3 +89 :11
:11 :3
-21 -1
*3 *4
40 25
1команда 2 команда (200)
б)Задание-называть числа не превышающие 10. Начинают с 0. Выигрывает тот, кто первым назовет число 100.
№6 Мини конкурсы для всей команды, «Мозаика».
а)Необходимо составить как можно больше имен из
СЕВАЛЯЛЯШАРТЕМ, КЛАВАДИМАРАТАНЯ,
б)Вставить пропущенные знаки действий:
6 4 3 2 1=3, 5 4 3 2 1 =5
в)В выражении 4 +32 :8 +4*3 расставьте скобки так, чтобы в результате получилось28
(4+(32:8+4)*3=28)
г)Составить числа, которые при переворачивании не меняются.
(111,619,818,888,986...)
д)Зачеркнуть 6 цифр так, чтобы оставшиеся составляли вместе 20
1 1 1
7 7 7
9 9 9 (1 1
9)
е)Замени буквы цифрами так, чтобы получились верные равенства
1)ю+я+я=яя (9+1+1=11
2)й+й+й=эй 5+5+5=15
3)е+ж+ж=еж 1+9+9=19
4)аа+м=мрр 99+1=100) №7 Конкурс художников
а)Предлагается нарисовать узоры, составленные из цифр. (5 мин)
Оценивается скорость и красота рисунка.
б)Вычислить сумму цифр каждого узора. Кто быстрей?
№8 Лишь бы не разули!
Вызываются все члены команд. Снимают обувь с одной ноги и складывают в общую кучу команды. Ведущий закрывает глаза участникам и мешает кучи. По команде ребята пытаются найти свою обувь и одеть ее. Команда, которая быстрей обуется, побеждает.
№9 Сделай мумию.
Вызываются два человека из каждой команды. Обучающимся предлагается рулоном туалетной бумаги закрытыми глазами обмотать товарища. Кто быстрей и красивей?
№10 Конкурс с болельщиками.
В.Когда руки бывают местоимениями? (вы-мы-ты)
В.Что идет не двигаясь с места? (время)
В.Кто говорит на всех языках? (эхо)
В.Не производя вычислений увеличьте 86. (перевернуть)
В.Пояс с пряжкой стоит 68 руб. Пояс дороже пряжки на 60 руб. Сколько стоит пряжка?
( 4 руб.)
В.Изделие весит 89,4г. Сколько весит миллион таких изделий? (89,4тонны.)
В.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через72 часа ожидать солнечную погоду?
(это ночь)
В.Что больше весит: килограмм пуха или килограмм кирпичей? (равны)
В.Книга стоит 1 руб. и еще пол книги. Сколько стоит книга? (2р)
В.7 рыбаков за 7 дней сьели 7 судаков. Сколько потребуется рыбаков той же прожорливости, чтобы за 12 дней сьесть 12 судаков? (7 )
Обьявляются победители, выбирается умник «король Знай».