Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. п. Малка
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________В.А. Кушхов
Методический материал проведения математического вечера для учащихся старших классов.
(внеклассная работа)
Учителя математики: Ципинова Л. Ш.
Дугужева Дж. А.
2014-2015 учебный год.
Аннотация.
Математический вечер для старшеклассников – внеклассное мероприятие, которое имеет воспитательные и образовательные цели.
Вызывает интерес к предмету, преображает знания о явлениях окружающего мира, оказывает большое влияние на развитие логического мышления и пространственного воображения школьников.
План проведения вечера.
1. Устный журнал «Математическое путешествие в мир гармонии».
2. «Клуб знатоков» - игра.
3. Подведение итогов, награждение.
4.Математические сценки и танцы.
-
- презентация ( вопросы для болельщиков)
- плакаты
- компьютер
- проектор
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Учитель математики: Дугужева Дж. А.
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой. Тех, кто еще не знает, что можно любить математику, посвящается наш вечер!
1. Комментарии презентации устного журнала.
Ведущий: Алина 1) Явления всей Вселенной подчинены определенным числовым соотношениям. Число – это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными. Все упорядочивается в соответствии с числами. Вы слышите звуки музыки. Благозвучные, гармоничные аккорды не случайны. Важнейшие, гармонично звучащие музыкальные интервалы могут быть получены при помощи отношений чисел 1, 2, 3, 4.
Ведущий: Азамат 2) Числовая гармония мира проявляется, например, и в том, как покрывается плоскость правильными многоугольниками. Было установлено, что возможны только три случая таких покрытий. А именно: вокруг одной точки плоскости можно плотно уложить три правильных шестиугольника, 4 квадрата, 6 правильных треугольников.
Ведущий: Алина 3) Для построения звездчатого многоугольника пользовались следующим свойством: каждая из его пяти линий делит каждую другую в крайнем и среднем отношении, т. е. меньший отрезок АС относится к большему СВ, как этот больший к целому отрезку АВ. АС :СВ=СВ:АВ.
Это соотношение впоследствии назвали золотым сечением. Золотым же сечение названо потому, что, где оно присутствует, ощущается красота и гармония. Пропорции хорошо сложенного человека подчиняются законам золотого сечения, что особенно заметно на примере греческих статуй.
Ведущий: Азамат 4) Было измерено несколько тысяч человеческих тел и обнаружено, что для них отношение длины торса до талии к длине всего тела равно 0,615. Таким образом, соотношение частей тела у «статистически среднего» мужчины весьма близко подходит к золотому сечению.
Но не только пропорциями определяются законы гармонии. В основе красоты многих форм, существующих в природе,
лежит, например, симметрия.
Почти все живые существа построены по законам симметрии. Недаром в переводе с греческого слово симметрия означает соразмерность.
Ведущий: Алина 5) Среди цветов, например, наблюдается поворотная симметрия. Многие цветы можно повернуть так, что каждый лепесток займет положение соседнего, цветок совместится сам с собой.
В расположении листьев на стеблях растений наблюдается винтовая симметрия. Располагаясь винтом по стеблю, листья как бы раскидываются в разные стороны и не заслоняют друг друга от света.
Ведущий: Азамат 6) Нельзя не увидеть симметрию и в ограненных драгоценных камнях. Многие гранильщики стараются придать бриллиантам форму тетраэдра, куба, октаэдра или икосаэдра. Но эти замечательные тела еще и потому красивы, что в основе их пропорциональных линий лежит золотое сечение.
Ведущий: Алина 7) Надо упомянуть еще и о периодичности как о законе гармонии. Не правда ли, прекрасны, бегущая волна, повторяющиеся соловьиные трели. Периодические колебания бесконечно разнообразны. Некоторые из них описываются тригонометрическими функциями.
(Выступления участников сопровождается слайдами из презентации)
- Азамат
- Игра «Клуб знатоков».
Правила игры:
К игре привлекаются 2 команды от каждого класса по 3 человек. Команды выступают как единая команда против учащихся школы. Побеждает в соревнованиях та сторона, которая наберет больше очков.
Время на обдумывание ответа- 3 минуты.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Задачи, предлагаемые знатокам.
№ 1 / от Таова Мурата 9 класс/
Запишите, пожалуйста, два числа, чтобы их сумма, произведение и частное были равны между собой.
Правильный ответ (-1 и 1/2)
Ведущий: Азамат
Пока наши знатоки думают, кто знает и прочитает нам стихи про математику.
Читает Тленкопачева Светлана ( из 8 класса)
Три девицы, три сестрицы
В треугольнике живут.
Речь такую там ведут:
— Всех главнее высота!
Говорю вам неспроста.
Видят все, как сторонам
Нужен перпендикуляр.
Тогда они, сменив названья,
Зовутся гордо — основанья!
— Нет, — сказала медиана, —
Спорить я не перестану.
И на это есть причина:
Я треугольника вершину
Соединяю с серединой
Стороны. К тому же я
Делю всю площадь пополам!
В спор вступила биссектриса:
— Спорить не имеет смысла!
Если трое соберемся,
В точке мы пересечемся.
Эта точка непростая.
Серединка золотая;
Если циркулем владеешь,
Окружность ты списать сумеешь!
Значит, всех я вас главнее!
В спор вмешался треугольник:
— Что вы, знает каждый школьник,
Что для меня вы все равны.
Будьте же всегда дружны!
Но вас предупреждаю я:
У каждой миссия своя!
Знает каждый школьник,
Как меня построить.
К чему не проведут меня,
Всем перпендикулярна я.
Отгадай, вопрос простой,
Как зовусь я? (Высотой).
Вначале вы найти должны
Середину стороны.
Ее соединишь с вершиной,
И меня уж получил ты.
Просто все и без обмана.
Как зовусь я? (Медиана)….
№2 / от Диданова Ислама -8 класс/
Газету разорвали на 3 части, потом одну из них разорвали еще на 3 части и так 40 раз. Сколько получилось частей?
Ответ (81)
Ведущий: Алина
№3 / от Начоева Аслана -9 класс/
Уважаемые знатоки! Не могли бы, вы, точно сообщить, когда начнется 22 век?
Ответ: (1 января 2101года)
Ведущий: Азамат
Пока думают наши знатоки, вопрос зрителям: «Какая дробь находится между каникулами?» (1/4-четверть)
На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
Ответ (на 19- день)
В бассейн с горизонтальным дном площадью 1 га содержится миллион литров воды. Можно ли в этом бассейне проводить соревнования по плаванию?
Ответ: (нельзя, высота уровня воды будет
1000000дм³:1000000дм²=1дм)
№6 / от Начоева Астемира -4 класс/
Известно, что все тела на Луне в 6 раз легче, чем на Земле. Представьте себе, что вам предложено отправиться на Луну и проверить этот факт экспериментально. Какое оборудование вы возьмете с собой?
(ответ: нужно взять тело, вес которого вы знаете на Земле и пружинные весы - динамометр)
Ведущий: Азамат
№7 / от Токмаковой Алины -11 класс/
Уважаемые эрудиты! На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружностей, а не радиусы. Можете ли вы объяснить причину этого явления?
(ответ: При вычерчивании окружности надо знать её радиус, а вот готовой детали проще замерять диаметр окружности. Кроме того большинство отверстий получают путем сверления, а для этого надо знать диаметр сверла, а не его радиус)
Ведущий: Алина
№8 / от Токбаевой Мадины 9 класс./
В ящике лежат разноцветные шарики 5-белых, 12-красных и
20-черных. Какое наименьшее число шариков надо вынуть из ящика, не заглядывая внутрь, чтобы среди них оказалось обязательно хотя бы по одному шарику всех указанных цветов?
Ответ: (20+12+1=33 шарика)
Ведущий: Алина
Пока думают наши знатоки, вопрос зрителям вечера: «Какой угол образует с экватором меридиан?» (прямой)
№ 9 / от - Дугужевой Джулетты Анатольевны /
Уважаемые эрудиты! Я предлагаю вам небольшую логическую задачу. «Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось всего лишь два мастера (у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было чисто, а владелец его безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру».
Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика
(ответ: поскольку в городе лишь два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того из мастеров, кто лучше подстриг своего конкурента)
Ведущий: Азамат
4.Математические сценки и танцы.
Сценка "Правильный ответ" (показывают из 9 класса)
Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?
Ученик: А что делить, Михаил Иванович?
Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.
Ученик: А между кем?
Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.
Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.
Учитель: Почему это?
Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.
Учитель: А сливу он тебе не должен?
Ученик: Нет, сливу не должен.
Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?
Ученик: Четыре. И все Сидорову.
Учитель: Почему четыре?
Ученик: Потому что я сливы не люблю.
Учитель: Опять неправильно.
Ученик: А сколько правильно?
Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (показывают из 10 класса)
Стоит Беслан задумавшись.
Алина (входя): Беслан, о чем ты задумался?
Беслан: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим по полам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Алина: Но ты даже не спросил, устраивает это меня?
Беслан: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Алина: Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Беслан).
Слышишь, Беслан, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Беслан: Да.
Алина: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (уходит)
Беслан: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Исмагил Адиболович, не будет меня ругать. (делает несколько гимнастических упражнений)
Алина: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Беслан: (с нетерпением) Давай быстрее, покажем их. (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?
Алина: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!
(Беслан с ужасом хватается за голову и убегает)
Заключение.
1.Побеждает команда, у которых больше очков.
2.Объявляется лучший игрок от каждой из сторон / за лучший вопрос и лучший ответ/
3.Проводится награждение.
( Сладкий приз, книга «Занимательная математика» )