СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический вечер

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» с. п. Малка

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                        

                                                                  Директор ___________В.А. Кушхов

 

 

 

 

 

 

Методический материал  проведения математического вечера для учащихся старших классов.

 (внеклассная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя математики: Ципинова Л. Ш.

                                     Дугужева Дж. А.

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год.

 

 

 

Аннотация.

Математический вечер для старшеклассников – внеклассное мероприятие, которое имеет воспитательные и образовательные цели.

Вызывает интерес к предмету, преображает знания о явлениях окружающего мира, оказывает большое влияние на развитие логического мышления и пространственного воображения школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

План проведения вечера.

1. Устный журнал «Математическое путешествие в мир гармонии».

2. «Клуб знатоков» - игра.

3. Подведение итогов, награждение.

 

4.Математические сценки и танцы.

 

  •  
  • презентация ( вопросы для болельщиков)
  • плакаты
  • компьютер
  •  проектор

 

  •  

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто  б ни нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Учитель математики: Дугужева Дж. А.

 Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.  Тех, кто еще не знает, что можно любить математику, посвящается наш вечер!

 

1.  Комментарии презентации устного журнала.

    Ведущий: Алина       1) Явления всей Вселенной подчинены определенным числовым соотношениям. Число – это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными. Все упорядочивается в соответствии с числами. Вы слышите звуки музыки. Благозвучные, гармоничные аккорды не случайны. Важнейшие, гармонично звучащие музыкальные интервалы могут быть получены при помощи отношений чисел 1, 2, 3, 4.

     Ведущий:   Азамат    2)  Числовая гармония мира проявляется, например, и в том, как покрывается плоскость правильными многоугольниками. Было установлено, что возможны только три случая таких покрытий. А именно: вокруг одной точки плоскости можно плотно уложить три правильных  шестиугольника, 4 квадрата, 6 правильных треугольников.

       Ведущий:   Алина  3) Для построения звездчатого многоугольника пользовались следующим свойством: каждая из его пяти линий делит каждую другую в крайнем и среднем отношении, т. е. меньший отрезок АС относится к большему СВ, как  этот больший к целому отрезку АВ.  АС :СВ=СВ:АВ.

Это соотношение впоследствии назвали золотым сечением. Золотым же сечение названо потому, что, где оно присутствует, ощущается красота и гармония. Пропорции хорошо сложенного человека подчиняются законам золотого сечения, что особенно заметно на примере греческих статуй.

     Ведущий:  Азамат     4) Было измерено несколько тысяч  человеческих тел и обнаружено, что для них отношение длины торса до талии к длине всего тела равно 0,615. Таким образом, соотношение частей тела у «статистически среднего» мужчины весьма близко подходит к золотому сечению.

           Но не только пропорциями определяются законы гармонии. В основе красоты многих форм, существующих в природе,

лежит, например, симметрия.

           Почти все живые существа построены по законам симметрии. Недаром в переводе с греческого слово симметрия означает соразмерность.

       Ведущий:  Алина   5) Среди цветов, например, наблюдается поворотная симметрия. Многие цветы можно повернуть так, что каждый лепесток займет положение соседнего, цветок совместится сам с собой.

           В расположении листьев на стеблях растений наблюдается винтовая симметрия. Располагаясь  винтом по стеблю, листья как бы раскидываются в разные стороны и не заслоняют друг друга от света.

        Ведущий:  Азамат  6) Нельзя не увидеть симметрию и в ограненных драгоценных камнях. Многие гранильщики стараются придать бриллиантам форму тетраэдра, куба, октаэдра или икосаэдра. Но эти замечательные тела еще и потому красивы, что в основе их пропорциональных линий лежит золотое сечение.  

       Ведущий:   Алина  7) Надо упомянуть еще  и о периодичности как о законе гармонии. Не правда ли, прекрасны, бегущая волна, повторяющиеся соловьиные трели. Периодические колебания  бесконечно разнообразны. Некоторые из них описываются тригонометрическими функциями.  

(Выступления участников сопровождается слайдами из презентации)

  •  Азамат
  • Игра «Клуб знатоков».

Правила игры:

           К игре привлекаются 2 команды от каждого класса по 3 человек. Команды выступают как единая команда против учащихся школы. Побеждает в соревнованиях та сторона, которая  наберет больше  очков.

Время на обдумывание ответа- 3 минуты.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

  •  Алина

Задачи, предлагаемые знатокам.

№ 1 / от Таова Мурата 9 класс/

Запишите, пожалуйста, два числа, чтобы их сумма, произведение и частное были равны между собой.  

   Правильный ответ                    (-1 и 1/2)

          Ведущий: Азамат

Пока наши знатоки думают, кто знает и прочитает нам стихи про математику.

Читает Тленкопачева Светлана ( из 8 класса)

 Три девицы, три сестрицы

В треугольнике живут.

Речь такую там ведут:

— Всех главнее высота!

Говорю вам неспроста.

Видят все, как сторонам

Нужен перпендикуляр.

Тогда они, сменив названья,

Зовутся гордо — основанья!

— Нет, — сказала медиана, —

Спорить я не перестану.

И на это есть причина:

Я треугольника вершину

Соединяю с серединой

Стороны. К тому же я

Делю всю площадь пополам!

В спор вступила биссектриса:

— Спорить не имеет смысла!

Если трое соберемся,

В точке мы пересечемся.

Эта точка непростая.

Серединка золотая;

Если циркулем владеешь,

Окружность ты списать сумеешь!

Значит, всех я вас главнее!

В спор вмешался треугольник:

— Что вы, знает каждый школьник,

Что для меня вы все равны.

Будьте же всегда дружны!

Но вас предупреждаю я:

У каждой миссия своя!

Знает каждый школьник,

Как меня построить.

К чему не проведут меня,

Всем перпендикулярна я.

Отгадай, вопрос простой,

Как зовусь я? (Высотой).

Вначале вы найти должны

Середину стороны.

Ее соединишь с вершиной,

И меня уж получил ты.

Просто все и без обмана.

            Как зовусь я? (Медиана)….

 

  №2   / от Диданова Ислама -8 класс/

Газету разорвали на 3 части, потом  одну из них разорвали еще на 3 части и так 40 раз. Сколько получилось частей?  

                                                                                                                                                   

Ответ  (81)

Ведущий: Алина

  №3    / от Начоева Аслана -9 класс/

Уважаемые знатоки! Не могли бы, вы, точно сообщить, когда начнется 22 век? 

      Ответ:   (1 января 2101года)

Ведущий: Азамат

Пока думают наши знатоки, вопрос зрителям: «Какая дробь находится между каникулами?» (1/4-четверть)

  •  

На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

Ответ       (на 19- день)

  •   Алина
  •  

В бассейн с горизонтальным дном площадью 1 га содержится миллион литров воды. Можно ли в этом бассейне проводить соревнования по плаванию?

Ответ:     (нельзя, высота уровня воды будет

                                               1000000дм³:1000000дм²=1дм)                                 

  •  

  №6      /  от Начоева Астемира -4 класс/

 Известно, что все тела на Луне в 6 раз легче, чем на Земле. Представьте себе, что вам предложено отправиться на Луну и проверить этот факт экспериментально. Какое оборудование вы возьмете с собой?

  (ответ: нужно взять тело, вес которого вы знаете на Земле и пружинные весы - динамометр)

Ведущий:  Азамат

 №7    / от Токмаковой Алины -11 класс/

Уважаемые эрудиты! На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружностей, а не радиусы. Можете ли вы объяснить причину этого явления?

  (ответ: При вычерчивании окружности надо знать  её радиус, а вот готовой детали проще замерять   диаметр окружности. Кроме того большинство    отверстий получают путем сверления, а для   этого надо знать диаметр сверла, а не его радиус)

Ведущий:  Алина

 №8 / от Токбаевой Мадины 9 класс./

 В ящике лежат разноцветные шарики 5-белых, 12-красных и

20-черных. Какое наименьшее число шариков надо вынуть из ящика, не заглядывая внутрь, чтобы среди них оказалось обязательно хотя бы по одному шарику всех указанных цветов?

Ответ:  (20+12+1=33 шарика)

Ведущий: Алина

 Пока думают наши знатоки, вопрос зрителям вечера: «Какой угол образует с экватором  меридиан?» (прямой)

  № 9   / от  - Дугужевой Джулетты Анатольевны /

Уважаемые эрудиты! Я предлагаю вам небольшую логическую задачу.  «Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось всего лишь два мастера (у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было чисто, а владелец его безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру».

           Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика

 (ответ:  поскольку в городе лишь два парикмахера,  каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того из мастеров, кто лучше подстриг своего конкурента)     

                

Ведущий: Азамат 

         4.Математические сценки и танцы.

Сценка "Правильный ответ" (показывают из 9 класса)

Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

Ученик: А что делить, Михаил Иванович?

Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.

Ученик: А между кем?

Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.

Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.

Учитель: Почему это?

Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.

Учитель: А сливу он тебе не должен?

Ученик: Нет, сливу не должен.

Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?

Ученик: Четыре. И все Сидорову.

Учитель: Почему четыре?

Ученик: Потому что я сливы не люблю.

Учитель: Опять неправильно.

Ученик: А сколько правильно?

Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

 

СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (показывают из 10 класса)

Стоит Беслан задумавшись.

Алина (входя): Беслан, о чем ты задумался?

Беслан: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим по полам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

Алина: Но ты даже не спросил, устраивает это меня?

Беслан: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!

Алина: Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Беслан).

Слышишь, Беслан, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Беслан: Да.

Алина: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим                      арифметическим. (уходит)

Беслан: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Исмагил Адиболович, не будет меня ругать. (делает несколько гимнастических упражнений)

Алина: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!

Беслан: (с нетерпением) Давай быстрее, покажем их. (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?

Алина: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!

(Беслан с ужасом хватается за голову и убегает)

 

Заключение.

1.Побеждает команда, у которых больше очков.

2.Объявляется лучший игрок от каждой из сторон / за лучший вопрос и лучший ответ/

3.Проводится награждение.

( Сладкий приз, книга «Занимательная математика» )