Рабочая программа
Внеурочной деятельности Математические исследования
Класс 7
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности математические исследования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373, требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т.е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы — создание условий для формирования у школьников интелектуального развития ,его коммуникативных и социальных навыков, через формирование положительной мотивации к активной учебной игровой и проектной деятельности;умения разрешать проблемные ситуции., повышения культурного уровня.
Предметные задачи:
— развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
— формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
— формирование собственного стиля мышления;
— формирование учебно-информационных умений и освоение- на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
— освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.
Личностные результаты:
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических и иных задач
- стремление и умение получать законные и качественные результаты выполняемой работы
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
Умение самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Умение составлять план решения проблемы (задачи) .
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения
Познавательные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач
-создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме
Содержание программы.
1.Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач.
2. Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. Решение задач на составление уравнения.Практикум-исследование решения задач на составление уравнения.
3. Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач.
4. Задачи на движение тел по течению и против течения.
Практикум-исследование решения задач на движение
5. Геометрические задачи на построение и изучение свойств фигур. исследование решения задач геометрического характера
6. Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и золотое сечение
7. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Задачи на перекраивание и разрезание
8. Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов
9. Элементы теории вероятности.Задачи на случайную вероятность
10. Танграммы. Исследование и создание своих головоломок
11. Решение нестандартных задач
12. Математическая олимпиада
13. Выполнение и защита проектных работ в виде презентаций
Учебно-тематический план внеурочных занятий.
№ Занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Оборудование | Дата проведения занятия |
1 | Как устроена задача? | 1 | беседа | мультимедиа | |
2-4 | Решение типовых текстовых задач. | 3 | Практическое занятие | | |
5-6 | Дроби. | 2 | Математический театр | мультимедиа | |
7-9 | Задачи на движение тел по течению и против течения. | 3 | Практикум на воде ( реке, пруду) | Измерительная линейка, легкие тела- кораблики | |
10-15 | Геометрические задачи | 6 | практикум | Циркуль, линейка Различные геометрические тела, предметы быта | |
16 | Золотое сечение | 1 | Работа в группах. Защита исследования. | Научно-популярная литература. Чертежные инструменты | |
17-19 | Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и золотое сечение | 3 | Проекты. | Компьютер. Мультимедиа. | |
20 | Паркеты, мозаики | 1 | Практическая работа | мультимедиа | |
21 | Задачи на перекраивание и разрезание | 1 | Игра-соревнование | Чертежные Инструменты, различные геометрические фигуры и тела, бумага, ножницы Мультимедиа. | |
22-23 | Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов | 2 | Математический бой | мультимедиа | |
24 | Математика растений | 1 | Урок - исследование | Различные домашние растения | |
25-30 | Элементы теории вероятности. Задачи на случайную вероятность | 6 | Игра в форме телеигры «Кто хочет стать миллионером» | Кубики разных цветов, игральные кости, монеты | |
31 | Танграммы. | 1 | Индивидуальная работа. Игра «О, счастливчик» | Мультимедиа | |
32-33 | Решение нестандартных задач | 2 | Традиционное занятие | мультимедиа | |
34 | Математическая олимпиада | 1 | олимпиада | мультимедиа | |
35 | Выполнение и защита проектных работ в виде презентаций | 1 | | мультимедиа | |
| | | | | |
Литература, предлагаемая обучающимся
1. Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно. – М.: Просвещение, 2011.
2. Александрова Э., Левшин В. В лабиринте чисел. – М.: Детская литература, 2011.
3. Александрова Э., Левшин В. Стол находок утерянных чисел.– М.: Детская литература,2012.
4. Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища школа, 2011.
5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 2010.
6. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 2010.
7. Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 2011.
8. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. – М. 2011.
9. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 2011.
10. Пойя Д. Как решать задачу? – М.: Педагогика, 1961.
11. Сафонова О.В. Сборник программ внеурочной деятельности « Математическая гармония»
12. Фернандо Корблан Мир математики. Золотое сечение. Математический язык красоты. М: Де Агостини,2014-160с
13. Шапиро А. Д. Зачем нужно решать задачи? – М.: Просвещение, 2011.
Список литературы и ресурсы:
Газета «Математика»; Гусев В. А. Внеклассная работа по математике. М. «Просвещение»,2012;
Депман И. Я. За страницами учебника математики.
Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М. Наука,2012;
Нагибин Ф. Ф. Живая математика. М. Издательство Русанова2012;
Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. М. «Просвещение»,2011;
«Математика в школе», подшивка журналов;
«Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»
Интернет –ресурсы
Сайт внеурочной деятельности-Режим доступа: http:// vneurocka.ru/
Сайт интелектуальных развлечений: http://eruditov.net/
http://pedsovet.su
http://festival.1september.ru
Танграм: http://school-collection.edu.ru/