Математика. 1 класс. 2 часть.
Тема: «Решение задач»
(Программа авторского коллектива под руководством М.И. Моро)
Цель урока: закреплять умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение; повторять состав чисел и приемы сложения и вычитания чисел 1,2,3,4; формирование интереса к истории и культуре своего народа; воспитывать у детей чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, за его трудолюбие, умение работать и веселиться от души; развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральную деятельность; познакомить с новыми экономическими словами: распродажа, ярмарка.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, 2 костюма скоморохов, самовар, баранки, сладости, обруч с привязанными к нему лентами, костюм коробейника, лоток с предметами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Устные упражнения.
- Сегодня я вам расскажу новую историю про бизнесмена Мишу. А вот как она называется, вы догадаетесь, если решите примеры.
- История называется «Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить»
- Кто знает, что обозначает слово ярмарка? (Ярмарка ежегодный торг, в котором участвует большое количество продавцов и покупателей)
- «Пришел однажды Миша домой из магазина понурый и сердитый: рыкнул на медвежат, что самокат свой на самом ходу бросили, сел на диван и задумался.
- Что с тобой? – заволновалась медведица. – Голова болит?
- Да она уж целую неделю болит: лето на носу, а у меня полон магазин всякой всячины, которую я не успел продать зимой и весной, - и санки, и лыжи с коньками, и валенки с галошами.
- Попробуй устроить РАСПРОДАЖУ.
- Ребята, кто знает, что обозначает слово РАСПРОДАЖА? (Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.)
- Точно!!!- с радостью воскликнул Миша. Чем товар год до следующего сезона хранить, склад занимать и лишние расходы нести, лучше чуть подешевле его продать, а в новом году другие товары в магазин доставить – новее и ярче, моднее.
- На следующий день с утра пораньше появился Миша в магазине, принялся для распродажи товары подбирать. Тут прилетел помощник дятел Яша. А когда узнал про Мишину затею, с лету предложил новую идею:
- А давай не распродажу, а ЯРМАРКУ организуем.
- Мой дед, старый Дятел, рассказывал, что на ярмарке устраивалось большое гулянье с играми и хороводами, с потешными розыгрышами, шутками и прибаутками.
- Вряд ли с такой ярмарки кто – то без покупки уйдет, а значит, всем будет выгода!»
- Внимание! Внимание!
Народное гулянье!
Торопись честной народ,-
Всех вас ярмарка зовет!
(Под фонограмму русской народной песни выходят скоморохи)
Скоморох 1:
-На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья! (Слайд)
Скоморох 2:
На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму, вот и поглядим сейчас, кто из вас самый смекалистый?
Скоморох 1:
- А для проверки смекалки решите-ка задачки.
Скоморох 2:
1. - Три яблока было у Коли,
Пять дали товарищи в школе
Яблок сколько всего
Стало, друзья, у него? (8)
Скоморох 1:
2. - Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (6)
Учитель:
3.Откройте учебник стр. 11.
- Найдите задание на смекалку.
- Прочитайте задание.
- Посмотрите на квадраты на полях учебника.
- Определите, какую фигуру вырезали из квадрата. (3)
2. Решение задач.
Скоморох 1:
- А ну, пойдем дальше по ярмарке гулять! (Слайд)
Скоморох 2:
- А здесь у нас что продают? А ну – ка отгадайте!
Алый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … матрешка!
- Составьте задачу по картинке. (Слайд)
Скоморох 1:
А теперь приглашаем всех кататься на качелях – каруселях! (Слайд)
Скоморох 2:
Идут кататься нянюшки,
И Ванюшки, и Танюшки,
Хотят повеселиться и братцы, и сестрицы.
Тятеньки и маменьки,
Вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель – место прозеваете.
Учитель:
- Найдите № 1. Посмотрите на рисунок карусели и прочитайте текст задачи.
- Какие звери на этой карусели? (Лошади и верблюды)
- Сколько лошадок? (4)
- Верблюдов? (3)
- Каких зверей больше? (Лошадок)
- Каких меньше?
- Как нам узнать, на сколько меньше и на сколько больше? (Надо из большего вычесть меньшее)
- Сколько вопросов в задаче? (два)
- Сколько решений?
- 1 вариант отвечает на первый вопрос и записывает решение, 2 вариант отвечает на второй вопрос и записывает решение.
- Сравните решение в парах. (Решения одинаковые)
- А ответы? (Нет. В первой задаче на одну лошадку больше, а во второй – на 1 верблюда меньше)
- Помните, ответы у таких задач начинаются со слова – малышки «на».
Карточка «Помогайка»:
Ответ: на… больше.
Ответ: на… меньше.
- Найдите № 3. Прочитайте условие задачи. Дополните вопрос задачи.
- Сколько каталось девочек на карусели?
- А мальчиков? (неизвестно, но сказано, что на 1 меньше)
- Что значит на 1 меньше?
- Как вы думаете, каким действием будем решать задачу?
- Составьте краткое условие или нарисуйте рисунок, или схему по выбору.
- Прочитайте решение задачи.
4. Физминутка.
Скоморох 1:
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Проводится игра «Карусель» (Звучит русская народная мелодия)
В центре класса Скоморох (если в классе много детей, можно задействовать и второго Скомороха). В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки.
дети встают в кружок вокруг «карусели», держатся за ленточки, начинают медленно движение по кругу под музыку, произнося слова:
Еле – еле, еле – еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите,
карусель остановите.
Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.
5. Закрепление изученного
1. Решение примеров.
(Под фонограмму русской народной песни «Коробейники» появляется коробейник с лотком, одетый в русский национальный костюм) Слайд
Коробейник:
Тары – бары – растабары,
Расторговываю товары!
Подходите, молодцы!
Есть гребешки и ножницы,
Булавки, иголки,
Нитки, приколки.
Для девчушек шали –
Знатные мастера вышивали;
Подходите, покупайте,
Веселее разбирайте!
Такой товар «за так» не отдам!
Выходи честной народ
Порешай немножко.
Учитель:
- Найдите № 5. Примеры этого номера записаны на доске. Выходим к доске, а остальные работают в тетради, не вычисляя, сравнить пару примеров и сказать, в каком примере ответ будет больше, проверить вычислением, с комментированием.
(За каждый правильный ответ коробейник вручает сладость)
2. Самостоятельная работа.
Учитель:
- Откройте тетрадь стр. 6 на печатной основе. Найдите № 4 и 5.
- Коробейник:
- А сейчас у нас самый торг пойдет. Да не на денежки, а на конфетки – бараночки. Кто первый задание решит, принесите мне, а в обмен получите сладости.
6. Итог урока.
Скоморох 1:
Все! И ярмарке конец –
Шуткам, играм, танцам!
До свидания! Спасибо
Скажем всем ребяткам.
Скоморох 2:
-Вот и солнце закатилось-
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам –
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем.
(Урок – ярмарка заканчивается чаепитием. Все персонажи угощают детей и гостей конфетами, пряниками, сладкой выпечкой)