Математика. 1 класс. 2 часть.
Тема: «Закрепление изученного материала.
Сложение и вычитание чисел 1, 2, 3»
(Программа авторского коллектива под руководством М.И.Моро)
Цели:
Общеобразовательные: закреплять изученные приемы сложения и вычитания; формировать умения решать задачи; повторить состав чисел; обеспечить осмысление новых слов и понятий «спонсор», «благотворительность».
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, фантазию, творческое воображение, развивать умения анализировать свою деятельность, помочь учащимся осознать нравственную и личную значимость экономического материала;
Воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви к родному краю, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
Мы будем сегодня задачи решать,
Состав изученных чисел повторять,
Приемы сложения, вычитания закреплять.
- Отгадайте загадку:
Нам праздник веселый зима принесла,
Зеленая елка к нам в гости пришла.
Дед Мороз и Снегурочка веселили народ,
Это праздник … (Новый год)
- Совсем недавно мы проводили старый год и встретили новый. Было много шуток, веселья, подарков.
- Ребята, а вы хотите узнать, как Новый год встретил Мишутка.
2. Актуализация опорных знаний.
- Тогда я вас приглашаю в Мишину берлогу и предлагаю послушать рассказ о благотворительности и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.
- А кто из вас помнит, что обозначает слово благотворительность?
(Благотворительность – безвозмездная финансовая помощь для осуществления социально значимых мероприятий)
- А чтобы на уроке не было скучно, нам будет помогать рассказывать истории с Мишуткой Мудрый Филин. Он будет предлагать разные задания.
- Добро пожаловать! Посторонним вход НЕ воспрещен! (Слайд)
- «Наступила зима. Лесные жители собирались праздновать Новый год.
В каждой норке, в каждом гнездышке, в каждом домике готовились к празднику: наводили порядок, украшали свое жилище мишурой и игрушками». (Слайд)
(Слайд. Задачник Мудрого Филина.)
- Ребята, что является символом Нового года? (Елка)
- Мудрый Филин предлагает елку украсить бусами.
- Откройте учебник стр. 4. Найдите задание на полях учебника. Каким кусочком продолжить бусы?
- Молодцы!
-«Миша тоже засуетился. Еще за две недели до Нового года срубил он небольшую елочку, поставил в углу своего магазина, украсил яркими шарами».
(Слайд. Задачник Мудрого Филина.)
3. Решение задачи.
- Мудрый Филин предлагает нам помочь Мишутке нарядить елочку. Найдите стр. 4 учебника задачу № 1.
- Прочитайте условие задачи.
- Прочитайте вопрос задачи.
- Что обозначает в задаче число 5? (5 шаров было на елке)
- Что сделал Коля? (Еще повесил шары)
- Что обозначает число 3? (Шаров стало на 3 больше)
- Сколько же шаров повесил еще Коля? (3 шара)
- Запишите решение и ответ.
- Шаров на елке стало 8.
- «И заметил он, что после этого чаще стали к нему покупатели наведываться. Кто покупает, а кто просто у елки постоит, особенно малыши. Миша кому из них конфетку даст, кому ягодку засахаренную или сушенную. Малыши довольные, уходить не торопятся. А на душе у Миши хорошо – хорошо!
И решил он стать…»
4. Решение примеров
- А чтобы узнать кем, необходимо решить примеры.
- Найдите № 4.
- На какие две группы можно разделить данные примеры? (Примеры на «+» и на вычитание)
- Запишите в 1 столбик примеры на «+», а во 2 столбик примеры на вычитание.
- Проверяем, за каждый правильный ответ будет появляться одна буква.
- Прочитайте получившееся слово (спонсор)
- Что обозначает слово спонсор? (Спонсор – помощник в деле, который готов оплатить расходы, необходимые для успешного осуществления, и не требует возврата своих денег)
- Почему в одном примере ответ больше, чем в другом?
- «И решил он стать спонсором для лесной малышни – устроить в магазине праздник.
Ведь дела у него наладились. Прибыль от торговли была, кошелек понемногу толстел – накопления росли. Почему и не потратить немного денег на доброе дело, благо не сотворить для малышей лесных, да и не только для них?
Ведь всегда приятно добро делать и радость другим дарить, правда?
Затем начал к празднику готовиться.
Закупил маски, серпантин, конфетти и хлопушки, заготовил сладости, фрукты и сладкие ягодные напитки, придумал сюрпризы…
5. Самостоятельная работа.
- Сейчас мы поможем Мишке разложить эти сладости в подарки.
(Учитель раздает школьникам карточки в виде хлопушек, конфет, фруктов на которых записаны примеры. И выставляет 3 коробки, на которых записаны ответы – числа 6,7 и 8.)
- У каждого из вас на парте лежат математические фрукты, конфеты, хлопушки. Вы должны решить примеры, записанный на конфете или фрукте, и положить ее в коробку, на которой записан ответ.
Примеры первого ряда
8 – 1= 5 + 2 =
9 – 2 = 5 + 1 + 1 =
9 – 1 – 1 = 5 + 1 + 1 =
Примеры второго ряда
6 + 2 = 10 – 2 =
7 + 1 = 9 – 1 =
6 + 1 + 1 = 10 – 1 – 1 =
Примеры третьего ряда
4 + 2 = 8 – 2 =
5 + 1 = 7 – 1 =
4 + 1 + 1 = 3 + 3 =
- Встаньте те, кто положил сладости в коробку с числом 6, 7, 8.
- Молодцы!
«И вот настал день торжества. В берлогу начали собираться гости. У всех было веселое и праздничное настроение. В тот вечер долго веселилась лесная малышня в Мишиной берлоге: пели, разгадывали загадки, играли в жмурки, танцевали»
6. Физминутка.
Предлагается детям встать в хоровод вокруг елочки и спеть песню «Маленькой елочке…»
7. Повторение
(Слайд. Задачник Мудрого Филина.)
- Найдите № 3. Прочитайте самостоятельно задачу. Мудрый Филин предлагает решить задачу так: 5 + 5
- Прав ли он? Докажите правильность вашего ответа.
- Что же нам говорит высказывание «столько же девочек»? ( Их тоже было 5. Если бы девочек было больше 5 или меньше 5, пары бы не получилось)
«Хоть и тесновато было, но всем места хватало, и никто без подарка не ушел».
(Слайд. Задачник Мудрого Филина.)
- Найдите № 2. Прочитайте условие задачи. Выделите вопрос.
- Что значит «Съела 1 мандарин»? (Его больше нет)
- Выполните решение задачи в виде рисунка.
- Как изменить условие задачи, чтобы в ответе получилось 5?
- Какое надо выполнить действие? (Сложение)
Наутро, прибирая берлогу, Миша напевал песенку и думал: «Правильно я сделал. Всех денег не накопить, да и толку мало, если они лежать будут. А сколько радости и веселья было! Хорошо! И спонсором быть хорошо!»
И не догадывался Миша, что хорошо это было не только для лесных жителей, но и для его магазина. Ведь после карнавала Мишин магазин еще большей популярностью пользоваться стал. Никто мимо не проходил. То один заглянет и что – то купит, то другой зайдет. И Мишина щедрость с лихвой окупилась.
«Делать добро! Не жалеть денег на радость для себя и для других!» - под таким девизом Миша решил жить дальше и все свои дела вести».
8. Итог урока
Вы сегодня хорошо потрудились, справились со всеми заданиями. Вспомните, как мы помогали Мише. Какие задания Мудрого Филина выполняли? С какими новыми экономическими словами познакомились?