СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика. 4 класс. Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика. 4 класс. Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа

Просмотр содержимого документа
«Математика. 4 класс. Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа»


Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа


Организационный этап

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие во времени Незнайкой

Готовы, вперед!

Ключ на старт!
Отчёт пошёл: три, два, один, пуск!

Обгоняя века и пространство, 
Мчит машина наша вперёд.
 Не хитро устройство, убранство, 
Путешествие каждого ждёт. 
Мы на этой машине чудесной
 Пролетим сквозь столетья, века,
 Мы узнаем, как жили когда - то, 
Тайны мира откроем тогда.

 Необычная чудо - машина, 
Лучше фильма крутого в три Д.
 Потому чго эта машина 
Приближает любого к мечте: 
Быть отважным, смелым и умным,
 Всё на свете увидеть, узнать. 
Всё глазами своими увидеть,
 Путешественником времени стать!

Устный счёт

Пока мы перемещаемся во времени, нам нужно знать пароль, с помощью которого мы сможем вернуться в наше время. Для этого необходимо выполнить задание:

Назовите первый класс чисел

Правильно, это единицы, десятки, сотни

Назовите второй класс чисел

Это единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч

II класс тысяч

I класс единиц

Сот

ни

Десят

ки

Еди

ницы

Сот

ни

Десят

ки

Еди

ницы


Задание

16 единиц второго класса 9 единиц  первого класса;

21 единицу класса тысяч, а класс единиц отсутствует;

348 единиц первого класса 233 единицы второго класса;

25 единиц первого класса и 76 единиц второго класса;

984 единицы второго класса и 36 единиц первого класса

шесть единиц первого класса

Проверьте себя:

16 009, 21 000, 233 348, 76 025, 984 036

Задание

Назовите пропущенные числа в каждой строчке:

девяносто восемь, девяносто девять сто два.

Пропущенные числа сто, сто один,

восемьсот девяносто девять, девятьсот два

Пропущенные числа девятьсот, девятьсот один,

девятьсот девяносто восемь, одна тысяча один

Пропущенные числа девяносто девять, одна тысяча.

Посмотрите на последнюю строчку, сможете ли вы прочитать пропущенные числа?

Конечно, ребята, вы еще не умеете читать такие большие числа, этому мы будем учиться на уроке.

Пароль запомнили, теперь продолжить путешествие во времени.

Ключ на старт!
Три, два, один, пуск!

Объяснение нового материала

Куда мы попали? Люди в старинных одеждах загибают по очереди пальцы. Смотрите, это молодой Архимед, знаменитый ученый, он нам все объяснит

Вы попали в прошлое. Люди раньше не умели считать как мы, и они пользовались пальцами. Когда нужно было сосчитать большое количество предметов, привлекалось большое количество людей. Один считал единицы, второй десятки, третий сотни. Он загибал палец лишь после того, как у второго участника счета оказывались загнутыми пальцы обеих рук. Такой счет десятками лежит в основе нашей современной системы счисления, которая так и называется - десятичной. Сначала говорили так: «Пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго, и шесть первого человека. Постепенно стали говорить, вместо «пальцы второго человека» - десять, а вместо «пальцы третьего человека» - сто.

Так люди придумали названия чисел, но еще долгое время не могли их записывать, так как не умели писать.

А вот мы перенеслись на пять тысяч лет назад. В это время люди догадались, что количество можно обозначать знаком. Так египтяне обозначали единицу черточкой, десять – дугой, тысячу цветком лотоса, сто тысяч – обозначалось сидящей лягушкой, а миллион – человеком с поднятыми руками.

Писать один и тот же знак было неудобно. Более экономной является позиционная система записи числа, где особое значение имеет место, или позиция среди других цифр.

Позиционной является и современная система записи цифр, которую вы изучаете в школе. Разряд – место (позиция) цифры в записи числа. Так, например, в числе восемнадцать, восемь – это единицы, в числе восемьдесят два, восемь – десятки, а в числе восемьсот тридцать один, восемь – сотни.

В Древней Руси числа обозначались буквами с особым знаком сверху (титло). Первые девять букв были – единицы, вторые девять букв – десятки, последние девять букв – сотни.

А вот мы попали в прошлое на две тысячи лет назад. Жители города Вавилон впервые придумали ноль. Но они писали его только на месте пропущенных разрядов. А вот еще спустя пятьсот лет в Индии стали писать ноль и в конце числа, эта запись дошла до наших дней.

Для чтения чисел их разбивают на классы, начиная справа на группы по три цифры в каждой. Эти группы называются классами. А затем прочитать слева на право, называя количество единиц и название класса. Слово единицы не произносятся, а так же название класса, все три цифры которого нули.

Древние люди говорят, что пока мы не научимся читать и записывать многозначные числа, мы не сможем снова попасть на машину времени.

Читаем вместе первое число в таблице:

пятьсот семьдесят две тысячи шестьсот сорок пять

Читаем второе число в таблице

триста две тысячи семьсот пятьдесят

А теперь попробуйте сами прочитать следующие числа.

Проверьте, так у вас получилось

Семьсот тысяч два, второе число – тридцать пять тысяч двести семьдесят, и третье число – четыреста тридцать шесть тысяч восемьсот

А как же записывают многозначные числа?

Такие числа записывают по классам, начиная, с высшего. Например, чтобы записать число четыреста восемь тысяч семьсот пятьдесят один, сначала записывают, сколько всего единиц высшего (второго) класса в числе в этом четыреста восемь. Потом записывают, сколько всего единиц следующего класса в данном случае семьсот пятьдесят один.

Попробуйте записать число, семьдесят две тысячи двадцать пять.

Проверьте себя.

Запиши еще одно число: двести тысяч пятьсот пятнадцать

Проверьте себя.

Потренируемся записывать многозначные числа

Запишите числа, которые состоят из

шести единиц II класса и семисот двадцати пяти единиц I класса

из сорока восьми единиц II класса и семисот единиц I класса

из шестисот трех единиц II класса и девятисот шести единиц I класса

Проверьте себя.

Запишите числа:

триста сорок семь тысяч двести пятнадцать;

двадцать четыре тысячи восемьсот один;

сто двенадцать тысяч тринадцать;

девяносто три тысячи.

Проверьте себя

Молодцы, ребята, теперь мы можем двигаться дальше.

Ключ на старт!
Три, два, один, пуск!

Этап усвоения новых знаний

Говорит царь:

 Батюшки – святы! Народу-то привалило! Тьма – тьмущая! Наверное, сваты! Добро пожаловать, гости дорогие, здравствуйте! По какой надобности пожаловали? По купеческому делу или, может, невесту выбирать?

Вот полюбуйтесь – доченька моя, царевна Несмеяна! Целый день сидит, слёзы льёт. Послушайте, ребята, может вы ее развеселить сумеете?

Для этого выполните задание:

Запишите числа, которые следуют за числом, изображенным на экране. Прочитайте записанные числа.

Проверьте себя.

Сто, девятьсот, тысяча, четыре тысячи триста шестьдесят восемь, пятьдесят тысяч шестьсот, двадцать тысяч триста один, тридцать восемь тысяч сто двадцать семь. Пятьдесят три тысячи, семьсот тысяч четыреста десять.

Молодцы, ребята, рассмешили царевну Несмеяну, садимся на машину времени.

Ключ на старт!
Три, два, один, пуск!

Задание

Смотрите, мы перенеслись во времена мушкетеров.

Помогите мушкетерам правильно сосчитать.

от 7 398 до 7 405

семь тысяч триста девяносто восемь, семь тысяч триста девяносто девять, семь тысяч четыреста, семь тысяч четыреста один, семь тысяч четыреста два, семь тысяч четыреста три, семь тысяч четыреста четыре, семь тысяч четыреста пять

от 15 002 до 14 996

пятнадцать тысяч два, пятнадцать тысяч один, пятнадцать тысяч, четырнадцать тысяч девятьсот девяносто девять, четырнадцать тысяч девятьсот девяносто восемь, четырнадцать тысяч девятьсот девяносто семь, четырнадцать тысяч девятьсот девяносто шесть

от 200 004 до 199 998

двести тысяч четыре, двести тысяч три, двести тысяч два, двести тысяч один, двести тысяч, сто девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять, сто девяносто девять тысяч девятьсот девяносто восемь.

Вот и помогли мушкетерам, путешествуем дальше.

Ключ на старт!
Три, два, один, пуск!

Мы попали в царство Снежной Королевы. Чтобы помочь Герде вызволить Кая из беды нужно поскорее найти самые маленькие и самые большие осколки зеркала.

Задание

Спишите числа, подчеркните в каждой строчке самое маленькое число одной чертой, самое большое двумя чертами.

Проверьте себя.

В первой строке самое маленькое число

3 512, самое большое 8 907

Во второй строке самое маленькое число

12 063, самое большое 485 226.

В третьей строке самое маленькое число 1 986, самое большое число 768 000.

Кая мы выручили, летим дальше. Время летит быстро, пора нам возвращаться в класс. Давайте вспомним пароль для возвращения назад.

Если правильно выполните следующее задание, то успешно вернетесь назад

Самостоятельная работа

Ответьте на вопросы. Запишите только число, соответствующее правильному ответу.

  1. вопрос. Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это…

2 вопрос. Число 32 028 читается так:

1) три тысячи двести двадцать восемь;    

2) триста двадцать тысяч двадцать восемь;

3) тридцать две тысячи двадцать восемь.          

3 вопрос Число, состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единиц записывается так…

4 вопрос. Из чисел: 11 010, 10 101, 11 100, 10 110 наибольшим является число…

5 вопрос. Число, в котором 7 единиц I класса и 3 единицы II класса записывается так…

6 вопрос. В ряду чисел за числом 3700 следует число…

7 вопрос. Запишите число, к которому надо прибавить 1, чтобы получить 100 000?

8 вопрос. Цифра 2 в записи числа 302 978 означает:

1) десятки     2) единицы тысяч     3) десятки тысяч     4) единицы

Проверьте себя.

1) - 4

2) - 3

3) -1

4) - 4

5) - 3

6) - 2

7) - 3

8) - 2

Подведение итогов урока

Подошло наше путешествие во времени к концу. Вы успешно справились со всеми заданиями.

Давайте еще раз вспомним, что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число:

  1. разбить число на классы (отсчитать по три цифры справа налево);

  2. вспомнить названия классов;

  3. прочитать число по классам, начиная с наивысшего класса.

А теперь давайте вспомним, как правильно записывать многозначные числа.

1) определить, какие классы названы и сколько их;

2) записать сначала число единиц высшего класса;

3) записать затем число единиц низшего класса.