Объяснение нового материала Куда мы попали? Люди в старинных одеждах загибают по очереди пальцы. Смотрите, это молодой Архимед, знаменитый ученый, он нам все объяснит Вы попали в прошлое. Люди раньше не умели считать как мы, и они пользовались пальцами. Когда нужно было сосчитать большое количество предметов, привлекалось большое количество людей. Один считал единицы, второй десятки, третий сотни. Он загибал палец лишь после того, как у второго участника счета оказывались загнутыми пальцы обеих рук. Такой счет десятками лежит в основе нашей современной системы счисления, которая так и называется - десятичной. Сначала говорили так: «Пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго, и шесть первого человека. Постепенно стали говорить, вместо «пальцы второго человека» - десять, а вместо «пальцы третьего человека» - сто. Так люди придумали названия чисел, но еще долгое время не могли их записывать, так как не умели писать. А вот мы перенеслись на пять тысяч лет назад. В это время люди догадались, что количество можно обозначать знаком. Так египтяне обозначали единицу черточкой, десять – дугой, тысячу цветком лотоса, сто тысяч – обозначалось сидящей лягушкой, а миллион – человеком с поднятыми руками. Писать один и тот же знак было неудобно. Более экономной является позиционная система записи числа, где особое значение имеет место, или позиция среди других цифр. Позиционной является и современная система записи цифр, которую вы изучаете в школе. Разряд – место (позиция) цифры в записи числа. Так, например, в числе восемнадцать, восемь – это единицы, в числе восемьдесят два, восемь – десятки, а в числе восемьсот тридцать один, восемь – сотни. В Древней Руси числа обозначались буквами с особым знаком сверху (титло). Первые девять букв были – единицы, вторые девять букв – десятки, последние девять букв – сотни. А вот мы попали в прошлое на две тысячи лет назад. Жители города Вавилон впервые придумали ноль. Но они писали его только на месте пропущенных разрядов. А вот еще спустя пятьсот лет в Индии стали писать ноль и в конце числа, эта запись дошла до наших дней. Для чтения чисел их разбивают на классы, начиная справа на группы по три цифры в каждой. Эти группы называются классами. А затем прочитать слева на право, называя количество единиц и название класса. Слово единицы не произносятся, а так же название класса, все три цифры которого нули. Древние люди говорят, что пока мы не научимся читать и записывать многозначные числа, мы не сможем снова попасть на машину времени. Читаем вместе первое число в таблице: пятьсот семьдесят две тысячи шестьсот сорок пять Читаем второе число в таблице триста две тысячи семьсот пятьдесят А теперь попробуйте сами прочитать следующие числа. Проверьте, так у вас получилось Семьсот тысяч два, второе число – тридцать пять тысяч двести семьдесят, и третье число – четыреста тридцать шесть тысяч восемьсот А как же записывают многозначные числа? Такие числа записывают по классам, начиная, с высшего. Например, чтобы записать число четыреста восемь тысяч семьсот пятьдесят один, сначала записывают, сколько всего единиц высшего (второго) класса в числе в этом четыреста восемь. Потом записывают, сколько всего единиц следующего класса в данном случае семьсот пятьдесят один. Попробуйте записать число, семьдесят две тысячи двадцать пять. Проверьте себя. Запиши еще одно число: двести тысяч пятьсот пятнадцать Проверьте себя. Потренируемся записывать многозначные числа Запишите числа, которые состоят из шести единиц II класса и семисот двадцати пяти единиц I класса из сорока восьми единиц II класса и семисот единиц I класса из шестисот трех единиц II класса и девятисот шести единиц I класса Проверьте себя. Запишите числа: триста сорок семь тысяч двести пятнадцать; двадцать четыре тысячи восемьсот один; сто двенадцать тысяч тринадцать; девяносто три тысячи. Проверьте себя Молодцы, ребята, теперь мы можем двигаться дальше. Ключ на старт! Три, два, один, пуск! |