СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика. 4 класс. Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика. 4 класс. Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные

Просмотр содержимого документа
«Математика. 4 класс. Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные»



Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные


Организационный этап

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Посмотрите на записи и определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

659 . 3, 123 . 4, 254 . 6, 372 . 5

Сегодня мы познакомимся с приёмами письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные.

Устный счёт

Я приглашаю вас к себе в гости – в лес.

Здравствуй, лес,

Чудесный лес,

Полный сказок и чудес!

Задание

Присмотритесь к деревьям. Что увидели?

18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81

В чём сходство и в чём различие этих чисел?

Проверьте свои ответы.

Все числа – двузначные.

Каждое последующее число получается из предыдущего путём прибавления числа 9.

Число десятков выражается рядом последовательных чисел – от меньшего к большему.

Число единиц выражается рядом последующих чисел от большего к меньшему.


Задание

Найдите сумму из числа десятков и единиц и скажите, что вы заметили.

18 27 36 45

\ \ \ \ \ \ \ \

1+8=9 2+7=9 3+6=9 4+5=9


54 63 72 81


5+4=9 6+3=9 7+2=9 8+1=9

Сумма равна девяти.

Задание

Умножьте числа на 9.

18 . 9 = 162

27 . 9 = 243

36 . 9 = 324

45 . 9 = 405

54 . 9 = 486

63 . 9 = 567

72 . 9 = 648

81 . 9 = 729

В чём сходство полученных произведений?

Полученные произведения представляют собой трёхзначные числа.

Задание

Чему равна сумма числа сотен, десятков и единиц для каждого из полученных произведений?

162 243 324


1+6+2=9 2+4+3=9 3+2+4=9


405 486 567


4+0+5=9 4+8+6=18 5+6+7=18


648 729


6+4+8=18 7+2+9=18

Правильно. Полученные суммы представляют собой числа, которые равны 9 или 18.

Полезными ли оказались ваши наблюдения?

Этап усвоения новых знаний

А теперь давайте поможем белочке подсчитать запасы на зиму.

Сколько орехов собрала белка, если она приносила в дупло 3 раза по 18 орехов?

Объясните приём вычисления.

18 . 3 = (10 + 8) . 3 = 10 .3 + 8 . 3 = 54

Чтобы умножить сумму на число, надо умножить каждое слагаемое этой суммы на число и полученные результаты сложить.

Применимо ли свойство умножения суммы на число, если в сумме не два, а три слагаемых?

Посчитайте, сколько грибов насушила белка, если в первый день она насушила 9 грибов, во второй день – 5 грибов, а в третий день – 6 грибов.

(9 + 5 + 6) . 3 = 9.3 + 5 .3 + 6.3 = 60

Молодцы. Во втором случае тоже используется свойство умножения суммы на число.


Закрепление материала

Используя алгоритм, решите примеры, записав действия столбиком.

123 . 4 372 . 5 254 . 6 158·3


Проверьте себя.

123 . 4 = 492 372 . 5 = 1860 254 . 6 = 1524

158·3 = 474

Задача

Наш лесовик посадил молодые ёлочки. Ребята, помогите ему вычислить площадь занятой под посадку ёлочек земли. Рассмотрите чертеж и сотавьте задачу.

 — Какая фигура получилась у лесовика?

 — Правильно, это прямоугольник.

-Как найти площадь прямоугольника?

— Площадь - это произведение длины и ширины.

Решите задачу.

Проверьте себя.

Решение.

S = 12 * 9 = 108 (м2)

Ответ: площадь прямоугольника 108 м².

Этап подведения итогов

Сформулируйте вместе с Мудрой Совой алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.

Пишу первый множитель…

Под единицами первого множителя подписываю второй множитель…

Умножаю единицы…

Умножаю десятки…

Умножаю сотни…

Читаю ответ…

Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я повторил…

Я научился…

Мне было интересно …

Мне было трудно …