|
Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные |
Организационный этап Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. |
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний Посмотрите на записи и определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. 659 . 3, 123 . 4, 254 . 6, 372 . 5 Сегодня мы познакомимся с приёмами письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. |
Устный счёт Я приглашаю вас к себе в гости – в лес. Здравствуй, лес, Чудесный лес, Полный сказок и чудес! Задание Присмотритесь к деревьям. Что увидели? 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81 В чём сходство и в чём различие этих чисел? Проверьте свои ответы. Все числа – двузначные. Каждое последующее число получается из предыдущего путём прибавления числа 9. Число десятков выражается рядом последовательных чисел – от меньшего к большему. Число единиц выражается рядом последующих чисел от большего к меньшему. |
Задание Найдите сумму из числа десятков и единиц и скажите, что вы заметили. 18 27 36 45 \ \ \ \ \ \ \ \ 1+8=9 2+7=9 3+6=9 4+5=9 54 63 72 81         5+4=9 6+3=9 7+2=9 8+1=9 Сумма равна девяти. |
Задание Умножьте числа на 9. 18 . 9 = 162 27 . 9 = 243 36 . 9 = 324 45 . 9 = 405 54 . 9 = 486 63 . 9 = 567 72 . 9 = 648 81 . 9 = 729 В чём сходство полученных произведений? Полученные произведения представляют собой трёхзначные числа. |
Задание Чему равна сумма числа сотен, десятков и единиц для каждого из полученных произведений? 162 243 324       1+6+2=9 2+4+3=9 3+2+4=9      405 486 567 4+0+5=9 4+8+6=18 5+6+7=18 648 729     6+4+8=18 7+2+9=18 Правильно. Полученные суммы представляют собой числа, которые равны 9 или 18. Полезными ли оказались ваши наблюдения? |
Этап усвоения новых знаний А теперь давайте поможем белочке подсчитать запасы на зиму. Сколько орехов собрала белка, если она приносила в дупло 3 раза по 18 орехов? Объясните приём вычисления. 18 . 3 = (10 + 8) . 3 = 10 .3 + 8 . 3 = 54 Чтобы умножить сумму на число, надо умножить каждое слагаемое этой суммы на число и полученные результаты сложить. Применимо ли свойство умножения суммы на число, если в сумме не два, а три слагаемых? Посчитайте, сколько грибов насушила белка, если в первый день она насушила 9 грибов, во второй день – 5 грибов, а в третий день – 6 грибов. (9 + 5 + 6) . 3 = 9.3 + 5 .3 + 6.3 = 60 Молодцы. Во втором случае тоже используется свойство умножения суммы на число. |
|
Закрепление материала Используя алгоритм, решите примеры, записав действия столбиком. 123 . 4 372 . 5 254 . 6 158·3 Проверьте себя. 123 . 4 = 492 372 . 5 = 1860 254 . 6 = 1524 158·3 = 474 |
Задача Наш лесовик посадил молодые ёлочки. Ребята, помогите ему вычислить площадь занятой под посадку ёлочек земли. Рассмотрите чертеж и сотавьте задачу. — Какая фигура получилась у лесовика? — Правильно, это прямоугольник. -Как найти площадь прямоугольника? — Площадь - это произведение длины и ширины. Решите задачу. Проверьте себя. Решение. S = 12 * 9 = 108 (м2) Ответ: площадь прямоугольника 108 м². |
Этап подведения итогов Сформулируйте вместе с Мудрой Совой алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Пишу первый множитель… Под единицами первого множителя подписываю второй множитель… Умножаю единицы… Умножаю десятки… Умножаю сотни… Читаю ответ… |
Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня на уроке я повторил… Я научился… Мне было интересно … Мне было трудно … |