СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика, 4 класс. Урок рефлексии.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная разработка урока математики по теме "Единицы времени". Тип урока - урок рефлексии. Соблюдены все этапы в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Математика, 4 класс. Урок рефлексии.»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Назарова Е.П.
Предмет: математика, 4 класс

Тема урока: Единицы измерения времени. Закрепление.

Тип урока: Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Цель урока:

Повторить, обобщить представления учащихся о единицах времени и значении времени в жизни людей, проверить степень усвоения изученного материала, создать условия для выявления затруднений и коррекции алгоритмов сравнения единиц времени и решения задач по теме урока.

Задачи урока:

  • Развивающая – развитие логического мышления учащихся, познавательной активности и познавательного интереса.

  • Образовательная – закрепление знаний единиц времени, умений заменять крупные единицы мелкими, мелкие - крупными. Сравнивать величины.

  • Воспитательная – воспитание бережного отношения к времени.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в тексте, работать с информацией;

- самостоятельный поиск информации

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы ;

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные УУД:

- развивать умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом (смыслообразование)




Этап урока

Действия учителя и учащихся

УУД


1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.











2).Этап актуализации и пробного учебного действия.











3).Этап локализации индивидуальных затруднений.

4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.





























5).Этап реализации построенного проекта.











6) Физкультминутка









7).Этап обобщения затруднений во внешней речи.

8).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.





















9).Этап включения в систему знаний и повторения.





























10).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.









Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

Какие единицы времени вы знаете?

Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 31марта, четверг, ещё весна, 2011 год, ХХI век, 11 часов. (Дети отвечают: сегодня 10 ноября, уже поздняя осень, 2015 год, ХХI век, 11 часов)


Выполним задание:

Сравни: 20 мин…500 с 5 ч …300 мин 4 сут. …72 часа

Вырази: 1ч 30 мин =… мин 3 сут. =… ч. 600с = …мин 180 мин =…ч.

Взаимопроверка. (Если кто-то допустил ошибки, выясняем, что необходимо повторить таблицу единиц времени.)

Молодцы! Вы очень способные дети. И я с удовольствием поиграю с вами в игру «Верю – не верю». Будьте внимательны, письменно отвечайте на вопросы – если верите мне, то пишите «да», если не верите, то пишите «нет».

Верите ли вы, что в сутках 24 часа?

Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?

Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени?

Верите ли вы, что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз?

Верите ли вы, что 19+23 = 18?

Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей?


Встаньте те, кто на все вопросы ответил «ДА». (Таких детей нет)



А почему вы мне не верите? Достаньте листы из конвертов. Перед вами текст. Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени?

Что такое время? Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.

Зачем нужно знать время? Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.

Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы, как тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.

Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум) равно 1000 годам. Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI век. 1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц - из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит по орбите вокруг Солнца 29 785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней.

Как определяют время? Определяют текущее время по часам. Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа. В английской системе первую половину суток (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) — PM от лат. Ante Meridiem/Post Meridiem (до полудня/после полудня). За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом,  момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи во французской системе — 19:14 (в английской системе 7:14 PM).

Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются по радио. В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды. 1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды.

Работа с текстом и заполнение таблицы с вопросами: v – знали раньше, + - новая информация

Что?

Что такое время?

v

Зачем?

Зачем нужно знать время?

v

Какие?

Какие существуют единицы времени?

+

Сколько?

Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? Сколько минут в часе? Сколько секунд в часе?

+

Как?

Как человек измеряет время?

+

Почему?

Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время?

+

Где?

Где можно узнать точное время?

+

Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например: 
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы. 
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. 
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. 
4) "Будильник" - хлопки над головой. 
5) "Пружинка" - приседания. 
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.


Что же помешало вам правильно ответить на все вопросы в начале урока? (недостаточные знания о времени). Попробуем исправить положение?





Всем известно, что в сутках 24 часа, а в году 365 (366) дней. Сосчитайте самостоятельно с помощью калькуляторов, сколько дней прошло с начала нашей эры.

2015х366=737 490 дней, даже если бы все года подряд были високосными. Прошёл ли миллион дней? (нет)

Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени?(Да)

Верите ли вы, что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз? (Да, если он родился 29 февраля)

Верите ли вы, что 19+23 = 18? Это равенство верное, если выполнять сложение «на языке» часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов

Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

Из текста вы узнали, что это возможно, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов. Расстояние составляет 9000 км. Значит скорость самолета должна быть равна 1000 км/ч. В современных условиях это вполне достижимая скорость.

Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей?

Рассмотрим решение следующей задачи:

Какие юбилеи справляли баба Катя и её правнучка Катенька. Когда первой исполнилось 83 года и 4 месяца, а второй 8 лет и 4 месяца?

Оказывается, прабабушка прожила 1000 месяцев, а правнучка 100 месяцев. Круглые даты, значит юбилей. А вы не верили.



Существует очень много интересных математических задач по теме «Время».

Решение задач повышенной сложности. Ученики, решившие правильно, выступают в качестве консультантов

Задача 1. Когда сравняются возраста?



Матери 47 лет, троим ее сыновьям соответственно 10,12, и 15 лет.

Как скоро сумма возрастов сыновей сравняется с возрастом матери ?

Ответ:

Сегодня мать опережает сыновей по возрасту на величину 47 - (10 +12 + 15 ) = 10 лет.

Ежегодно мать становится старше на один год,

а сыновья "стареют" совместными усилиями на 3 года,

сокращая на 2 года прошлогодний разрыв в возрастах.

Для того, чтобы "догнать" мать, сыновьям потребуется 10 : 2 = 5 лет.



Задача 2. Сколько лет сестре?

Два года назад сестра была младше брата во столько раз, сколько лет было тогда брату.

Сколько лет сестре?

Ответ.

Два года назад возраст сестры был равен возрасту брата, деленному на число его лет,

то есть составлял 1 год.

Сейчас сестре 3 года.

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания самим составить задачи по теме «Школьное время» или подобрать пословицы по теме «Время». Например:

Пословицы о времени

Знай минутам цену, а секундам счет.

Упустишь минуту – потеряешь час

Век долог, да час дорог.

Подведём итог нашего урока. Встаньте те дети, кто считает, что не терял время понапрасну на уроке. Давайте обратимся к схеме:

Я Знаю (таблицу единиц времени…)

Я Запомнил (интересные сведения….)

Я Смог (решить, преобразовать, выполнить…)

Для кого-то время урока тянется бесконечно долго. А для тех, кто знает минутам цену, а секундам счёт, урок пролетает как одно мгновение и обязательно приносит пользу. Закончить урок я хочу стихотворением:

Ведут часы секундам счет, 
Ведут минутам счет, 
Часы того не подведут, 
Кто время бережет 
С часами дружба хороша! 
Работай, отдыхай! 

Уроки делай не спеша 
И книг не забывай! 
Чтоб вечером, ложась в кровать, 
Когда наступит срок, 
Ты мог уверенно сказать: 
«Хороший был денек!»






Регулятивные

(целеполагание)




















познавательные

(постановка проблемы)

















регулятивные

(планирование)







познавательные


(работа с информацией)

































познавательные


(Знаково-символическое моделирование)



























регулятивные

(планирование)

































Познавательные

(логические),

Личностные