СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика-5 класс (к учебнику Виленкин Н.Я.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике в 5 классе составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897),

2. Примерной программы (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения);

3. Авторской программы «Математика, 5» авт. Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурд с включением тем «Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика» из раздела «Вероятность и статистика» и ориентирована на учебник «Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 27 изд., стер. М. : Мнемозина, 2010. – 280с. : ил.» и учебник «Математика, 5» авт. Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурд с включением тем «Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика» из раздела «Вероятность и статистика» и ориентирована на учебник «Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 30 изд., перер. М. : Мнемозина, 2015. – 280с. : ил.»

Количество часов в году-170

В неделю-5

Содержание образование по математике в 5 классах определяет следующие задачи:

  • развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
  • получить представление о статистических закономерностях и  о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства; 

Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части  общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации примерной программе основного общего образования по математике на изучение предмета отводиться 170 часов из расчета 5 часов в неделю. При этом в рабочей программе предусмотрен резерв свободного времени в объеме 5 часов для повторения и систематизации учебного материала.

Из них на изучение отводится

  • раздела « Арифметика» - 116 часов;
  • раздел «Алгебра» - 14 часов;
  • раздела  « Геометрия» - 26 часов; 
  • изучение курса «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности» - 9 часов;
  • резерв – 5часов. 

      Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 14 плановых и 2 административных ;

         Принципы отбора основного и дополнительного содержания образования по математике в 5 классе связаны с преемственностью целей образования, логикой  внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Обязательный минимум обеспечивает преемственность в развитии  вычислительных умений и навыков учащихся, полученных на уроках математики в начальной школе;  в применении изученных зависимостей между компонентами при решении уравнений; анализе решения текстовых задач.

 Основой реализации рабочей программы является:

  • использование приемов и методов, применяемых в  личностно-ориентированном подходе в обучении, а также  проблемного обучения;
  • вести обучение «от простого к сложному», используя наглядные пособия и иллюстрируя математические высказывания;
  • вести изучение отдельных тем учебного материала на уровне «от общего к частному», применяя частично поисковые методы и приемы;
  • формирование учебно-познавательных интересов пятиклассников, применяя информационно-коммуникационные технологии.

Контроль результатов  обучения   осуществляется  через использование следующих видов оценки и  контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются  различные формы оценки и  контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя  практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест,  устный опрос.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.

Отличительной особенностью рабочей программы от авторской программы Н.Я. Виленкина  является то, что она содержит темы из раздела «Вероятность и статистика», Данный раздел предназначены для формирования представлений о комбинаторике, видах и способах решения комбинаторных задач.

Межпредметные связи

 

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования совре­менного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных  дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится иепрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В 5-6 классах межпредметные связи реализуются через согласованность в формировании общих понятий (скорость, время, масштаб, закон, функциональная зависимость и др.), которые способствуют пониманию школьниками целостной картины мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Математика» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с

                  линиями  развития  средствами предмета.

 

Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

  • независимость мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

                             Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  •  выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  •  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  •  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  •  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

·            анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·            осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  •  строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  •  создавать математические модели;
  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  •  вычитывать все уровни текстовой информации.
  •  уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  •  понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  •  уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

·           самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

·           отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

·           в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

·           учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

·           понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·           уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

                        Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.

  • выполнять арифметические действия с натуральными, десятичными, обыкновенными дробями с равными знаменателями;
  • употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: натуральное число, десятичная  и обыкновенная дробь, переходить от одной формы записи к другой; 
  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; вести сравнение различными методами;
  • находить значения степеней с натуральным показателем;
  • составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять  в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
  • решать линейные уравнения алгебраическим методом;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы в более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи арифметическими и алгебраическими методами, включая задачи с дробями и процентами;
  • строить простейшие геометрические фигуры;

·             читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;

·           строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;

  • находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
  •  работать на калькуляторе;
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений
  • создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства. 

 Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

- Учебник для учащихся 5 класса под редакцией Н.Я.Виленкина, издательство «Мнемозина»., 2015 год.

Дополнительная литература:

1.А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Математика. Самостоятельные и контрольные работы», М.: Илекса, 2008г.

2.В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева «Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений. Математика 5 класс»  - М.: Мнемозина, 2015 г.

  1. И.Л.Гусева, С.А.Пушкин, Н.В.Рыбакова «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля», М.: Интеллект-центр, 2015г.

4.А.П.Попова «Поурочные  разработки по математике в 5 классе», М.: Вако, 2015 г.

5.А.С.Чесноков, К.И.Нешков «Дидактические материалы по математике», М.: Классикс Стиль, 2009г.

 

 В результате изучения курса обучающиеся должны:

Знать: математические термины и понятия, правила действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями

Уметь: читать и записывать натуральные и десятичные дроби, сравнивать натуральные числа, десятичные дроби,

- выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей

- определять порядок действий и находить значения числовых выражений

- решать простейшие текстовые задачи арифметическим способом

Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ по разделам учебника.

Всего будет проведено 14 контрольных работ.

 

 

Содержание учебного предмета «Математика»

?

Программно-методическое обеспечение

            Рабочая программа ориентирована на использование:

1. Приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

 2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).ISBN 978-5-09-025245-4.

3. Учебника: Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Н.Я. Виленкин и др. – 30-е изд., стер. – М..: Мнемозина, 2015. – 280с.: ил. 

Перечень электронных информационных источников

1. Из прошлого в настоящее математики. ООО «Видеостудия «КВАРТ».

2. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.

3. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.

4. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Математика. 5 класс» (CD)

Перечень Интернет – ресурсов

1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

3. «Карман для учителя математики» http://karmanform.ucoz.ru.

4. Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1sepember.ru

5. Уроки – конспекты  www.pedsovet.ru

Пособия для учителя

1. Математика: Учеб для 5 кл. общеобразоват. Учреждений /Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.; Под ред. Г.В.Дорофеева, и.Ф.Шарыгина.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1996.- 288с.: ил.

2. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 кл. : Учеб. для  общеобразоват. учреждений. – 3-е изд., дораб. и испр. – М.: Мнемозина, 2005. – 270 с.: ил.

3. Короткова Л.М., Савинцева Н.В. Математика: Тесты: рабочая тетерадь. 5 класс. – 3-е изд. – М.: Айрис -пресс, 2008. – 96с.:ил. – (Ступени)

4.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5 класс/ С.А. Пушкин, И.Л. Гусева, А.О. Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2010. 67с.

5. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-  А.С. Чесноков, М.: Классикс Стиль, 2007. – 144с.:ил.

 

 

Дополнительная литература для обучающихся

1. Жохов В.И. Математические тренажеры. 5кл.: Пособие для учителей и учащихся. К учебнику: Математика/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. – 86с.

2. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-  А.С. Чесноков, М.: Классикс Стиль, 2007. – 144с.:ил.

3. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы для 5 класса.