СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в кино

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связь матиматики с кинофильиом, мультфильмами, сказками.

Просмотр содержимого документа
«Математика в кино»

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. М.ФАРХУТДИНОВА С.МИЧУРИНСК» - ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НОВОЮМАШЕВО ШАРАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН








НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«Математика в кино».






Выполнил:

Яковлев Никита Николаевич,

ученик 4 класса

филиала МБОУ «СОШ им. М. Фархутдинова с. Мичуринск» -

ООШ с. Новоюмашево




Руководитель:

Наумова Ирина Витальевна,

учитель начальных классов

филиала МБОУ «СОШ им. М.

Фархутдинова с. Мичуринск»

- ООШ с.Новоюмашево





Новоюмашево 2017

Содержание

Введение………………………………………………...3

1. Теоретическая часть

1.1. Математика-настоящее волшебное царство .......................................................................................4-5

1.2. Математические задачи в сказках, в кино

……………………………………………………………5

1.3.Интересные волшебные задачи …………………………………………………………..5-7

2. Практическая часть

2.1. Числа в русских народных сказках,

………………………………………………………….7-9

2.2. Задачи, которые решают сами киноперсонажи в

фильмах ………………………………………………...9

2.3.Результаты исследований………………………….10

Заключение…………………………………………….10

Список использованных источников

информации …………………………………………….11

Приложение.

















Математика в кино,

Ну и чудеса!

Только Вы не удивляйтесь,

Но она везде нужна - Математика.

Даже киноперсонажам

Всем приходится считать,

Но, а я сегодня расскажу

Как математика нужна в кино!


Тема исследования связи кино и математики заинтересовала меня после того, как учительница Ирина Витальевна провела интересный и увлекательный урок, посвященный «Году Российского кино». Мне стало интересно: А может ли кино и математика обойтись друг без друга? Каждый день мы все смотрим кинофильмы, мультфильмы, сказки, а еще этот год был объявлен «Годом Российского кино», поэтому свою работу я посвящаю Году Российского кино.

Актуальность. Я понял, что эта тема является актуальной в наши дни, так как мои сверстники любят играть в компьютерные игры, а учеба остается на втором плане. Я докажу с помощью сказок и мультфильмов, что математика очень интересный и занимательный предмет.

Цель проекта: показать взаимосвязь математики и кино.

Задачи:

Формировать устойчивый интерес у обучающихся к изучению предмета математики через кинофильмы, сказки, мультфильмы;

Выяснить, какие фильмы, игры нравятся моим сверстникам;

Создать презентацию «Математика в кино»;

Расширение кругозора учащихся о советских, российских фильмах.

Объект исследования: кинофильмы, мультфильмы, сказки.

Предмет исследования: подбор «математических сюжетов»

Гипотеза:

Я  думаю, что в результате этой работы  я узнаю,  как используются числа в кино.

Методы исследования:

Изучение литературы.

Наблюдение.

Просмотр фильмов.

План:

1.Изучение литературы и просмотр детских фильмов.

2.Выделение сюжетов для составления задач.

3.Составление задач.

4.Создание презентации, презентации – игры с математическими задачами.

Теоретическая часть

1.1 Математика-настоящее волшебное царство.

Без математики не обходится ни один урок в школе, ни одна работа дома, на улице, на дорогах-везде нужна математика.

Знания математики – умение считать, думать, рассуждать – все эти навыки и способности помогают в работе и жизни моим родителям. Работа моей мамы и папы связана с цифрами и подсчетами. Нужно уметь сосчитать затраты и прибыль, а также рассчитать заработную плату.

Например, мой папа построил для нас дом - сколько измерений, чертежей он делал. Я видел, сколько он делал измерений при покрытии крыши дома, когда стелил полы дома, когда выбирали обои. А когда работали внутри: измерять и вычитать-без математики никуда. Нужно было папе знать какая площадь зала, спален и кухни дома для того, чтобы покупать обои. Мама покупает материалы и шьет шторы - тоже математика. Обставляем дом мебелью - тоже нужно измерять, подсчитывать, сколько нужно денег.

Садимся кушать за стол – я, например, люблю пельмени-опять математика -кружочки режем и делаем пельмени. У мамы дома есть весы: делает салаты – взвешивает, варит варенья - тоже нужно взвешивать. Я удивляюсь - даже когда мама закрывает компоты-измеряет воду литровыми банками-использует математические понятия грамм, кг, литры.

Математика – это наша жизнь, потому что  всегда сопровождает нас. Нет на Земле человека, который обходился бы без нее. Каждый из нас обязан математике за то, что она развивает в нас логику, силу воли, целеустремленность, внимание, помять, воображение, находчивость, смекалку, умение анализировать, умение четко излагать мысли, юмор и творчество. Мне нужна математика для счета, чтобы знать все числа и уметь их складывать. Математика нужна для измерения длины, расстояния. Не зная математики я не смогу определить который час и не смогу ориентироваться во времени. Без математических вычислений я не смогу определить какой месяц по счету наступил. Придя в магазин мне необходимо посчитать, сколько денег нужно заплатить за покупку. Выбирая себе одежду, я должен знать свой размер, а без математики его не определишь.

1.2 Математические задачи в сказках, в кино.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (Алексей Николаевич Толстой)

Сухомлинский писал: «Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей,- воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке». Математические сказки помогают поддержать интерес на уроке, развивают любознательность.

1.3 Интересные волшебные задачи.

Впервые с числами мы встречаемся в самом раннем детстве, когда читаем свои первые сказки. В современных условиях обучения, увеличение умственной нагрузки детей на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у нас интерес к изучаемому материалу, активность на протяжении всего урока. А решать задачи намного интересней с помощью сказочных персонаж.

1.Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, с грибами и с капустой. Пирожков с капустой  - наибольшее количество. Причем, их вдвое больше, чем пирожков с мясом. Сколько пирожков с грибами?

2.Лиса Алиса и Кот Бразилии привели Буратино на пустырь. – Это поле чудес: если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночью эти монеты.

В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованием. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит. Сколько золотых монет было у Буратино?

3.Возраст старика Хоттабыча записывается числом с различными цифрами. Об этом числе известно следующее:

если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получится двузначное число, которое при сумме цифр, равной 12, является наибольшим; первая цифра больше последней в 4 раза. Сколько лет старику Хоттабычу?

4.Два медвежонка нашли головку сыра. Они долго спорили, как ее поделить, но никто не хотел уступать. Мимо пробегала лиса. Узнав, о чем сор, она предложила помочь.

Разломив головку сыра на две части так, чтобы одна из них была полкилограмма, а другая меньше, она спросила, усмехаясь: - Куски равны?

Жадные медвежата дали отрицательный ответ. Тогда лиса откусила от большей части, но так, чтобы от нее остался кусок меньше, чем другая часть, и повторила вопрос. И на этот раз медвежата сообщили, что получились неравные части. После этого лиса повторила откусывание еще 9 раз, каждый раз откусывая одинаковое количество сыра.  В результате остались  маленькие кусочки один из них оказался на 20 г больше другого.

Лиса заявила, что медвежатам трудно угодить. Она отправила оба кусочка в рот и, вильнув хвостом, скрылась в кустах.

Какова была масса головки сыра?

5.Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят ( если бы они стояли на месте) 4 мин. Поросятам бежать до домика 6 мин. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?

6.Если из размера хрустальной туфельки Золушки вычесть 27, результат умножить на 4 и прибавить 20, то получится сороковой размер башмаков сестер. Какой размер хрустального башмачка?

Вдруг Золушка услышала бой часов. Она быстро сбежала по дворцовой лестнице вниз с четверного этажа. Во сколько раз лестница на четвертый этаж короче лестницы на второй?

Практическая часть

2.1 Числа в русских народных сказках

Абсолютно каждый человек, каждый из нас находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Из литературы и из сети Интернет я узнала, что числа используются:

В заголовках кинофильмов, сказок, мультфильмов. Например:

М. Михайлов «Два мороза», С Михалков «Три поросёнка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев» и т.д.

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев – 3. Всех предметов по 3(кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Теремок»

7 зверей заселялись в Теремок: муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Медведь – 8-й – развалил Теремок.

Сказка «Илья Муромец»

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200лет.

Число один встречается в русской традиции крайне редко. Однако образ Аники воина, который выезжает в Чисто Поле, чтобы биться с врагом одному, а также символ копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних преданий говорят об обратном. Число два олицетворяет идею чета и нечета, выражает собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую сказку пронизывает идея борьбы таких начал как Жизнь и Смерть, живая и мертвая Правда и Кривда.

Гораздо чаще в русской сказке и фольклоре говорят о числе семь. Это и семь богов древнерусского пантеона, и бог Семаргл, явно ведущий свое имя от числа 7, и семь небес, и многие другие семеричные символы, разбросанные по многочисленным легендам, сказкам и преданиям. "7 - число человеческое - (семь отверстий в человеческой голове), семь возрастов, семь добродетелей.

Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа три. От 3 х 3= 9 делается шаг к 3 х 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу. От него и идет знаменитое сказочное «за тридевять земель».

Проанализировав только малую часть русских народных сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числительным является «3».

Число « 3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

2.2 Задачи, которые решают сами киноперсонажи.

В фильмах персонажи сами решают задачи:

«38 попугаев», История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле?

На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.

Выполнив несложные вычисления, получим, что в жизни длина 1 удава = 45 попугаям (1000: 22=45) = 13 мартышкам (1000: 77 = 13) = 3 слонам (1000: 335 = 3).

Автор в этом произведении пренебрег точными данными.

«В стране невыученных уроков»: пять землекопов выкопали траншею в сто погонных метров за 4 дня. Сколько погонных метров выкопал каждый землекоп в течение 2 дней при условии, что все землекопы выкопали одинаковый объем работ? (10 м)

«Остров ошибок» «Вовка в тридевятом государстве»,

«Приключение Гулливера»: В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей, животных , растений и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. А в стране великанов в 12 раз больше. Лилипуты установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов: «…Ему будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1724 подданных страны лилипутов».

Из какого расчета получили лилипуты такой огромный паек, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше лилипута?

Расчет сделан практически верно, если не считать маленькой арифметической ошибки. Не надо забывать, что лилипуты это уменьшенная точная копия обыкновенного человека и имеет нормальную пропорцию частей тела. Значит они не только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера.

Получается, что объем тела Гулливера не в 12 раз, а в 12*12*12=1728 раз больше лилипута. Именно поэтому ему понадобиться такое количество еды.

Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.

Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.

2.3 Результаты работы.

Мне было интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу, что без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Числа хранятся не только в учебниках математики, но и в сказках, мультфильмах, кино и позволяют лучше раскрыть их смысл. Они помогают лучше понять различные математические свойства и правила.

Математика ум в порядок приводит,

Математика неизвестное находит,

Математика дарит нам радости чувства,

Математика - это наука – искусство.

Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате. Нумерология даты позволяет выявить скрытые возможности, указать наилучшую для развития личности дорогу. Эта наука меня заинтересовала, я хочу узнать о ней  больше. Я составил презентацию –игру для детей. Я сам люблю играть игры на компьютере, поэтому придумал свои первые компьютерные игры: 1) задачи со сказочными персонажами;

2) презентация к году экологии с математическими задачами;

3) Третья презентация, в преддверии 8 Марта, посвящена моей любимой маме, ведь именно она привила мне любовь к математике с самого раннего детства.

Я надеюсь, что в будущем придумаю много компьютерных игр. Давайте поиграем вместе. (см приложение)

Заключение.

Мы уже смогли убедиться, что русские фильмы, сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают, в которых речь идёт о животных, бывают занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя будь это животное (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка, многие другие звери, вымышленные персонажи - Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей многоголовый, Морской царь, Морозко, Колобок... или сказочным прообразом служит вполне обычный человек: Иван - царевич, Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны) - всех персонажей, героев и не перечислишь. Бывают также короткие сказы о ленивых, глупых и упрямых людях, повествующие о быте и именуются нередко они бытовыми сказками. При помощи сказок и детских фильмов я показал, что математика совсем не скучная наука. Решение задач с необычными сюжетами способствует развитию интереса учащихся к математике, повышает их активность на уроке.

Мне нравятся уроки математики в школе. И пусть иногда у меня возникают трудности, я очень надеюсь, что Её Величество Математика станет для меня в будущем не царственно-недоступной, а верной и надежной спутницей.






Литература:

  1. Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 1986.

  2. Русская волшебная сказка. Антология, М., «Высшая школа», 1992.

  3. Ласковый И. «Секреты «магических» чисел», М., 2004.

  4. Лопатина А., Скребцова М., «Добрая математика», М., 2006.

  5. «Русские народные сказки». / «Русские народные сказки», М.: «Правда», 1982. - 280 с.

  6. «Сказки» / М.: «Советская Россия», 1989. – 300с.

  7. Энциклопедия для школьнико. / Энциклопедия для школьников, М.: «Лабиринт», 1998 - 450с.

Интернет-ресурсы:http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479

http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm

Приложение.