СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Матерь человеческая"(фр.) В.Закруткин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку литературы в 6 классе по книге "Вокруг тебя-мир...".

Просмотр содержимого документа
«"Матерь человеческая"(фр.) В.Закруткин»

К УРОКУ ПО ФРАГМЕНТУ ИЗ ПОВЕСТИ  В.А. ЗАКРУТКИНА

К УРОКУ ПО ФРАГМЕНТУ ИЗ ПОВЕСТИ В.А. ЗАКРУТКИНА "МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ"

«Вокруг тебя-мир…». 6 класс

Цели: общая — подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить; частные - закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию.

Цели:

  • общая — подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
  • частные - закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию.
Слово о писателе Вита́лий Алекса́ндрович Закру́ткин  ( 1908 — 1984 ) — русский советский писатель и литературовед. Лауреат  Государственной премии СССР  ( 1982 ) и  Сталинской премии  третьей степени ( 1951 ).

Слово о писателе

  • Вита́лий Алекса́ндрович Закру́ткин  ( 19081984 ) — русский советский писатель и литературовед.
  • Лауреат  Государственной премии СССР  ( 1982 ) и  Сталинской премии  третьей степени ( 1951 ).
Биография Закруткин родился 14 (27) марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя. С десятилетнего возраста работал в поле. С 1929 года его отец перевёз всю семью на Дальний Восток на станцию Завитая.[2] В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина. Литературной деятельностью занимался с 1933 год, а в 1936 году окончил аспирантуру ЛПИ имени А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы в РГПИ, где работал до 1941 года. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет, майор. В 1946—1950 годах работал доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ. Умер Закруткин 10 октября 1984. Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе дома, где он постоянно жил (сейчас там находится музей).  г. Ростов-на-Дону, бюст В. Закруткину В городе Ростове-на-Дону на улице Пушкинской установлен бюст русскому советскому писателю Виталию Закруткину.

Биография

  • Закруткин родился 14 (27) марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя. С десятилетнего возраста работал в поле. С 1929 года его отец перевёз всю семью на Дальний Восток на станцию Завитая.[2]
  • В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина. Литературной деятельностью занимался с 1933 год, а в 1936 году окончил аспирантуру ЛПИ имени А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы в РГПИ, где работал до 1941 года. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет, майор. В 1946—1950 годах работал доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ.
  • Умер Закруткин 10 октября 1984. Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе дома, где он постоянно жил (сейчас там находится музей).
  •  г. Ростов-на-Дону, бюст В. Закруткину
  • В городе Ростове-на-Дону на улице Пушкинской установлен бюст русскому советскому писателю Виталию Закруткину.

Вступительное слово учителя

  • Десять веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор "Повести временных лет". Однако и в наши дни вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей. Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в "порочный круг" или сможет побороть это разрушительное желание? Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести "Матерь человеческая" Виталий Александрович Закруткин. "Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно..." Так начинается повесть, которую в полном объеме вы будете изучать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. О чем рассказывается в повести с таким торжественным названием? Писатель создает исключительную ситуацию: во время Великой отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили. "Я не смогу жить... - давясь слезами, шептала Мария, - я не хочу жить... Разве можно так жить?" И все же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Из тряпья сшила подобие одежды. Приплелись к ней собаки Дружок и Дамка, четыре коровы и три подседланные лошади. И стало оттаивать измученное горем сердце. Для каждого из животных женщина находила ласку, и они по-своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа "окружали ее, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали ее захолодевшие на морозе щеки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали куры..." Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню...

Аналитическая работа по тексту:

  • 1. Какой эпизод в данном фрагменте произвел на вас наиболее сильное впечатление?
  • 2. Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе. ("На земляном полу погреба ... багровело пятно крови." "Он не спускал с нее светло-голубых, расширенных от ужаса глаз". Это был раненый, измученный, испуганный мальчишка, "недоросток", желторотый, лопоухий, бессильный, объятый ужасом. Необходимо обратить внимание ребят и на то, что раненый - безоружен.) Напомнил ли вам Вернер Брахт каких-либо персонажей из тех текстов, с которыми мы уже познакомились? Чем вызвано это сходство?
  • 3. Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается? (Скорее всего, чувство жалости, сострадания. В. Закруткин очень "психологично" описывает героя. Можно выделить слова и записать на доске: "бледный", "изможденный", "тонкая мальчишеская шея", "был ранен", "испугался", "безоружен", "расширенные от ужаса глаза", "губы дрожали", "бессильно раскинутые руки", "не знавший бритвы пушок на щеках", "мальчишка". "Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его...")
Работа по тексту 4. Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг

Работа по тексту

  • 4. Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг "мстительная решимость" покинула Марию и она "выронила вилы, ноги ее подкосились"? Что остановило ее? («Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: "Мама!" ». Именно это слово (а не другие - "пощадите", "не убивайте") вложил в уста раненого автор. Сделано это не случайно. С одной стороны, оно характеризует самого раненого -растерявшегося, насмерть испуганного мальчишку. С другой -объясняет изменение в настроении Марии: слово "мама" словно обожгло ее. Мария осознала, кто перед ней: беспомощный, отчаявшийся человек, тяжелораненый, нуждающийся в помощи.) Что предпринимает Мария? Почему она так поступает? (Мария заботится о нем, хотя понимает, что он "не жилец на белом свете". Она думает об этом с болью и жалостью.)
Самостоятельная работа 5. Напишите, как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии

Самостоятельная работа

  • 5. Напишите, как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии "убить убийцу" "во имя высшей справедливости"? Почему, услышав от этого "убийцы" слово "мама", она "ужаснулась тому, что еще несколько минут назад, держа в руке острые вилы и слепо подчиняясь охватившему ее чувству злобы и мести, могла сама убить его"?
Объяснение домашнего задания   Вспомните известных вам героев книг, кинофильмов, спектаклей, которые, подобно Ольге и Марии, оказывались под воздействием

Объяснение домашнего задания

  • Вспомните известных вам героев книг, кинофильмов, спектаклей, которые, подобно Ольге и Марии, оказывались под воздействием "жажды мщенья". Что их всех сближает? Чем они отличаются?
Выводы   Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несет смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы. Все больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманитарными принципами, приходят к выводу, что и в ситуациях вооруженных конфликтов месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшает его последствия. Познакомьтесь с информацией в рубрике

Выводы

  • Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несет смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы. Все больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманитарными принципами, приходят к выводу, что и в ситуациях вооруженных конфликтов месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшает его последствия. Познакомьтесь с информацией в рубрике "Знаешь ли ты...". Как вы думаете, действительно ли месть во время войны особенно опасна? Почему?