Проверка знаний:
А) Распределите следующие оксиды на 2 группы (какие?):
SO2, Na2O, N2O5, BaO, CrO, CuO, P2O5, CaO
Дайте название этим оксидам
Б) Составьте формулы названных в тексте оксидов:
«В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (глина), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III) (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (серный газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)»

NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)2, Fe(OH)3
Что общего в этих соединениях?


Na+OH- - гидроксид натрия
Ca+2(OH)-2 - гидроксид кальция
Fe+3(OH)-3 - гидроксид железа (III)
Название основания:

гидроксидам соответствуют оксиды
металлов
оксид калия К+2О-2 - гидроксид калия К+ОН-
оксид бария Ва+2О-2 – гидроксид бария Ва+2(ОН)-2
Задание:
Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам (по образцу):
Оксид натрия - гидроксид натрия
Оксид магния - гидроксид магния
Оксид железа(III) - гидроксид железа(III)



по растворимости
Растворимые, или щелочи
Нерастворимые
«Реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества или иона, называются качественными»
«Вещества, с помощью которых можно распознать исследуемые вещества называются индикаторами»
Изменение окраски индикаторов в щелочной среде:
Бесцветный фенолфталеин - на малиновый
Метиловый оранжевый – на желтый
Фиолетовый лакмус – на синий
Домашнее задание: П.19, упр №3,4,5(а)
ПОВТОРИМ
Назовите следующие вещества: Al2O3, P2O5, KOH, CO2, LiOH, MgO, NaOH, Al(OH)3, H2O, Ba(OH)2, SO3
![]()
«Состав, классификация кислот» -
Так называется этот урок.
Он будет совсем необычным у нас.
Представим себе, что это – не класс.
Отправимся, все мы на 40 минут
В страну, где сегодня кислоты нас ждут.
И знания свои мы в дорогу возьмем,
По станциям этим мы их провезем
На каждой станции их умножим
И в память, конечно, свою заложим.
А чтобы домой нас привез паровоз,
На каждой станции ждет нас вопрос.
Итогом урока будет ответ:
«Не узнавших о свойствах кислот в классе нет»




Общая формула


кислоты
кислородосодержащие бескислородные
(H3PO4, H2SO4) (HCl, HI, HBr)


кислоты
одноосновные двухосновные
(HCl, HNO3) (H2CO3, H2SO4)
трехосновные
(H3PO4)

Изменение цвета индикаторов в кислой среде:
ФЕНОЛФТАЛЕИН - БЕСЦВЕТНЫЙ
ЛАКМУС - КРАСНЫЙ
МЕТИЛОРАНЖ - РОЗОВЫЙ
Кислотам соответствуют оксиды неметаллов
P2O5 – H3PO4
SO3 - H2SO4
SiO2 - H2SiO4
Самостоятельная работа
1.Распределите соединения на три группы: оксиды, основания, кислоты
SO3, HNO3, N2O5, H2SO4, NaOH, P2O5, Ca(OH)2, H3PO4, MgO, HBr, Fe(OH)2
Дайте название веществам и расставьте степени окисления в данных соединениях.

Общая формула

Номенклатура кислот и солей
Формула кислоты | Название кислоты | Название соли | Пример соли |
HF | фтороводородная | Фторид | CaF2 |
HCl | хлороводородная | Хлорид | NaCl |
HBr | бромоводородная | Бромид | AlBr3 |
HI | йодоводородная | Йодид | KI |
H2S | сероводородная | Сульфид | ZnS |
H2SO3 | сернистая | Сульфит | Na2SO3 |
H2SO4 | серная | Сульфат | CaSO4 |
HNO2 | азотистая | Нитрит | KNO2 |
HNO3 | азотная | Нитрат | KNO3 |
H2CO3 | угольная | Карбонат | Na2CO2 |
H2SiO3 | кремневая | Силикат | Na2SiO3 |
H3PO4 | (орто) фосфорная | фосфат | K3PO4 |
CОЛИ – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотного остатка
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь таблицей, назвать:
KBr, FeSO4, Ca3(PO4)2, Mg(NO2)2, LiNO3
Составить формулы солей по названию:
Хлорид железа(III), сульфат меди(II), нитрат алюминия, карбонат кальция, силикат бария, сульфит лития
Классы неорганических веществ взаимосвязаны, то есть из одного класса можно получить другой; такая взаимосвязь называется генетической
Генетический ряд металлов

Пример:
CaCaOCa(OH)2CaSO4
Генетический ряд неметаллов

Пример:
РP2O5H3PO4AlPO4