7 класс Материки. Африка
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Тема 5
Природные зоны. Зона пустынь и полупустынь, жестколистных лесов и кустарников. Стихийные явления. Экологические проблемы
А кругом на широких равнинах, где трава укрывает жирафа,
Садовод Всемогущего Бога в серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая:
Он раскинул тенистые рощи прихотливых мимоз и акаций,
Рассадил по холмам баобабы...
Николай Гумилев
Содержательный компонент урока
Размещение природных зон пустынь и полупустынь, жестколистных лесов и кустарников.
Взаимосвязь природных компонентов в составе природной зоны.
Основные виды стихийных явлений
Острые экологические проблемы современной Африки
Природоохранные территории Африки
Ключевые понятия
Пустыня, эрги, оазис, сирокко, хамсин, самум, заповедник, национальный парк, экологическая проблема, стихийные явления природы.
Словарик географических терминов и понятий
Пустыня – территории с крайне засушливым континентальным климатом в умеренных, субтропических и тропических широтах.
Полупустыня – природная зона, в которой сочетаются фрагменты степных (саванных) и пустынных ландшафтов.
Стихийные явления природы – физико-географические явления, которые ухудшают условия жизни людей, наносят ущерб хозяйству и приводят к большим материальным потерям.
Экологические проблемы – нарушение равновесия природных комплексов.
Заповедник – особо охраняемая территория, где запрещена какая-либо деятельность человека, кроме научной.
Национальный парк – природная охраняемая территория, где запрещена хозяйственная деятельность, но разрешен ограниченный туризм.
Серир - глинистая пустыня в Африке.
Самум (хамсин) – сухой горячий ветер в пустыне Северной Африке и Аравии. Дует до 50 дней в году, перенося много песка и пыли.
Эрги – песчаные пустыни в Африке.
Географическая номенклатура
Пустыни: Сахара, Намиб.
Полупустыня: Калахари
Опорная информация
1.Заповедники и национальные парки на материке занимают огромные площади, их общее количество составляет 392. В них находятся под защитой более 1100 видов млекопитающих, 100 тыс. видов насекомых, 2660 видов птиц, 3 тыс. видов рыб.
В Кении расположен наибольший африканский национальный парк Цаво (площадь более 2 млн. га). Цаво был основан в 1948году. Главный объект охраны – черный носорог.
На севере Танзании находится заповедник Серенгети, самый большой по численности животных. В пределах заповедника живет более 1,5 млн. крупных млекопитающихся: слоны, бегемоты, львы, буйволы.
В Южной Африке создан Национальный парк Крюгера. Это первый национальный парк в Африке. Он был открыт в 1926 году. Здесь охраняется 17 видов антилоп.
Национальный парк Нгоронгоро находится на потухшем вулкане в северо-западной части Танзании. Крутые склоны кратера стали средой обитания для самых разнообразных диких животных.

Работа с текстом учебника
Задание 1. Прочитайте отрывок параграфа «Расположение и климатические условия пустынь. Почвы» и ответьте на вопросы:
Почему природные зоны пустынь и полупустынь в Африке занимают значительные площади?
Сравните географическое положение и площади пустынь Сахары и Калахари. Почему в Калахари выпадает больше осадков, чем в Сахаре?
Почему в Сахаре днем воздух нагревается до 50о, а ночью температура снижается до 0о?
Почему в каменистых пустынях Африки ночью слышны звуки, напоминающие выстрелы?
Почему в пустынях нет почвенного покрова?
Почему туареги – жители пустыни Сахара, говорят: «В пустыне приятно встретить даже разбойников»?
Задание 2. Прочитайте отрывок параграфа «Растительность. Животный мир» и выполните следующие задания:
1.Назовите 3 условия, которые характеризуют приспособление растений к суровым условиям пустынь.
2.Продолжи предложения:
а) В Сахаре растут _______________________________________.
б) В пустыне Намиб усваивает воду из воздуха уникальное растение ____________________. Опиши его.
в) В полупустыне Калахари приспособились растения, накапливающие в себе воду: ________________, ________________________, ____________________________.
3. «Финиковая пальма – королева пустыни. Она держит голову в огне, а ноги в воде» - гласит арабская пословица. Что вам известно об этом дереве и почему его так называют арабы?
Задание 3. Закончите предложения:
1. В Африке часто встречаются такие стихийные бедствия, как ______________________,
___________________________, ___________________________________.
2. «Летающей чумой» местные жители Африки называют нашествие _________________.
3. Экологическая проблема, которая ведет к увеличению площадей пустыни, называется___________________________________________________________.
4. Уничтожение лесов Африки ведет к таким негативным последствиям, как ___________,
__________________________________, _________________________________.
5.С целью сохранения органического мира в Африке созданы охраняемые территории
__________________________________, ______________________________________.
Задание 4.Ответьте на вопросы:
Какие причины приводят к расширению площади пустыни Сахара?
Какие последствия имеет это явление?
Почему несмотря на предпринимаемые мероприятия ряда стран, пустыня продолжает расти?
Что вы знаете о проекте «Зеленый пояс?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лаборатория картографа
Задание: на картосхеме Африки наведите границы зоны пустынь и жестколистных лесов и кустарников.

Закрепляем изученный материал
Задание 1:Географическая игра – загадка. Расположите части слов в порядке увеличения чисел, и вы прочитаете загадку. Ответ впишите в пустые клетки.
9 те | 1 Из | 13 лива | 6 это |
5 дов | 11 изго | 7 го | 16 каль |
18 ин | 10 ния | 2 скор | 15 музы |
3 лупы | 14 ют | 19 стру | 17 ные |
20 менты | 8 рас | 12 тав | 4 пло |

Информация для любознательных
Одной из экологических проблем Африки является увеличение территории пустынь (ежегодно увеличивается на 1-2 км. За последние полстолетия площадь пустыни Сахара выросла на 1 млн. кв. км – это равно двум территория Франции). Для решения этой проблемы создаются специальные заграждения – высаживают деревья на границе с пустынями. Проект «Зеленый пояс» - с1973г. – это лесозащитная полоса от Марокко через Алжир до Туниса длиной 1500 км, шириной 20-30 км. Высаживают финиковую пальму, акацию, вечнозеленый австралийский эвкалипт.
Домашнее задание
Подобрать материал о животных и растениях одной из природных зон Африки. Провести исследования приспособления этих представителей к условиям данной природной зоны.
Подготовить сообщения (по выбору) на одну из тем:
«Финиковая пальма – королева пустыни»
«Баобаб – чудо природы»
«Вельвичия – осьминог пустыни»
Составьте синквейн со словом заповедник.
Нанести на контурную карту Африки природоохранные территории.
36