Материалы для олимпиады по русскому языку
1. «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» -так сердито говорил об одной из букв М.В.Ломоносов. Какую букву он имел в виду и почему? Согласны ли вы с ним?
2.Расставьте ударения в словах.
Сливовый, шарфы, включит, намерение, обеспечение, торты, газопровод, закупорить, завидно, туфля.
Даны грамматические характеристики трёх слов. Найдите в одной невозможное в русском языке сочетание грамматических признаков, дайте объяснение:
1). Имя существительное, собственное , неодушевлённое, м.р., 1 скл., в В.п., в предложении является дополнением.
2). Глагол, непереходный, 1 спр., сов.в., в изъявит. накл., в настоящем времени, в ж.р., во мн.ч, в предложении является сказуемым.
3). Имя прилагательное, качественное, в кратк. форме, в ср.р., во мн.ч., в предложении является сказуемым.
Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.
Что объединяет слова андроид, скафандр, Андрей, Александр? Обоснуйте свой ответ.
Какое лексическое значение имеет слово «земля» в данных примерах?
А)…корабли
Толпой со всех концов земли ,
К богатых пристаням стремятся.
Б) Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый.
В) Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли
Г) Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края
Д)Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
Е) От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.
Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.
9.По- румынски её называют «кук», по- испански «коко», по-итальянски – «куколо», по-чешски-«кукачка». Как это слово звучит в русском языке? На каком языковом явлении основано это название?
10. Это мужское имя по-немецки звучит как «Йоганн», по итальянски - «Джованни», по-французски – «Жан», по-армянски – «Ованес», по испански – «Хуан». Как это имя звучит в русском языке?
11.Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.
Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).
Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).
Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.
На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.
13. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
У меня сегодня праздное настроение.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4. Открывая окно, в комнату влетел комар.
14. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков
в выражении смысла высказывания. Объясните, как изменяется значение предложения в зависимости от пунктуации.
А.С.Пушкин великий русский писатель автор романа в стихах «Евгений Онегин»
15. В древней летописи написано «Да пять сороков соболя…», «Да ещё двадцать семь сороков бобра…». Сколько же шкурок входило в число «сорок»?
16. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?
Отпугивать ,копатка, люденыш, мазелин, намакаронился, покупец, затужить(пояс)
Ответы на задания олимпиады
1.М.В.Ломоносов говорил о твёрдом знаке, так как он обозначал букву «ер» и употреблялся на конце всех слов после твёрдых согласных. Однако без него обойтись невозможно, так как в современном русском языке он выполняет разделительную функцию .
2.Расставьте ударения в словах.
Сливовый, шарфы, включит, намерение, обеспечение, торты, газопровод, закупорить, завидно, туфля.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)
Задание №2, т.к. глаголы в наст. вр. изменяются по лицам, а не родам.
Оценка : 1 балл за определение варианта ответа, 2 балла за объяснение (макс. – 3б.)
Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.
Оценка: по 2 балла за каждую группу слов (макс. - 4 б.)
5. Во всех словах есть греческий корень «андр» , что означает «муж», , «человек». Так «андроид» -человекоподобный робот, скафандр - (франц. scaphandre, от греч. skaphe — лодка и aner, родительный падеж andros — человек) специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека от внешней среды , Андрей - муж, мужчина, Александр - происходит от древнегреческих слов "алекс" -защищать и "андрос" - муж, мужчина, то есть "защитник людей".
Оценка: 1 балл за определение общего корня, по 1 баллу за объяснение значения каждого слова. (макс. - 5 б.)
6.а) земной шар б)суша в)поверхность суши г) страна, государство д)земельное владение е) народ
Оценка: 1 балл за ответ на вопрос (макс. – 5 б.)
7.Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)
8. Эти люди практически однофамильцы. Их фамилии образованы от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю ку+знь ку+зн+ец Кузнец+ов; ков+а+ть ков+а+ль Ковал+ев(ский).
Оценка: 2 балла – за определение языкового явления , 1 балл – за определение способа образования каждой фамилии (макс. – 5 б.)
9. По-русски это слово звучит как «кукушка» и основано на звукоподражании, или аллитерации.
Оценка: 1 балл – за определение слова, 2 балла – за определение языкового явления. (макс. – 3 б.)
10.Иван.
Оценка: 2 балла
1) Местоимение; 2) частица; 3) частица; 4) местоимение; 5) частица.
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс.- 2, 5 б.)
На всех парах – «очень быстро» (синонимы: одним махом, во весь дух, со всех ног, на всех парусах; антонимы: черепашьим шагом, еле-еле душа в теле, нога за ногу).
От горшка два вершка – «маленький» (синонимы: с булавочную головку; антонимы: с коломенскую версту).
В большом горшке на донышке –«очень мало» (синонимы: кот наплакал, с гулькин нос; антонимы: сорок сороков, куры не клюют, сила несметная).
Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение значения и за каждый пример синонимов и антонимов (макс. – 4,5 б.)
1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.
2)У меня сегодня праздничное настроение.
3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.
4) Когда я открыл окно, в комнату влетел комар.
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)
1) А.С.Пушкин, великий русский писатель, - автор романа в стихах «Евгений Онегин».
2)А.С.Пушкин– великий русский писатель, автор романа в стихах «Евгений Онегин» .
В первом предложении грамматическая основа Пушкин-автор, что и заключает в себе смысл предложения, во втором случае грамматическая основа Пушкин- писатель. Разные сказуемые определяют смысловое различие в характеристике действующего лица в данных предложениях.
Оценка: по 1 баллу за каждое предложение, по 1 баллу за объяснение смыслового значения (макс. – 4 б.)
По мнению Л.Успенского, известно, что из этого количества можно было сшить кафтан, длиннополое мужское платье. Этот кафтан так и назывался – «сорок». И на его пошив шло примерно сорок шкурок зверя. Затем это существительное перешло в разряд числительных и стало иметь современное значение.
Оценка: 5 баллов
16. Отпугивать –растёгивать пуговицы; от пуговица при помощи приставки от-.
Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.
Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса–еныш-.
Мазелин – вазелин; от слова мазать
Намакаронился – наелся макарон; от слова макароны при помощи приставки на- и суффиксов –и-, -л-, -ся
Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса-ец-.
Затужить (пояс) – затянуть; от тугой или туго при помощи суффикса-и- и приставки за-
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4,5 б.)
Использованная литература:
1. Э.Вартаньян. Путешествие в слово. М, Советская Россия, 1975
2. Л.Успенский. Слово о словах. Ленинград. Госиздат Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1954
3. К.Чуковский От двух до пяти.