МАТЕРИАЛЫ
по промежуточной аттестации
Литературное чтение
2 класс
Пояснительная записка
Задания экзаменационной работы составлены в соответствии с «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению».
В них учтены все основные темы курса окружающий мир, изучаемые во 2 классе по программе «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2012.)
Предлагаемые тесты по литературному чтению позволяют выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся 2-х классов на конец учебного года соответствуют основным программным требованиям, и как учащиеся умеют пользоваться знаниями, полученными в период обучения во 2-м классе, умениями и навыками при выполнении тестовой работы.
Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений — воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания.
Инструкция по выполнению работы
Время выполнения работы – 45 минут без учета времени, отведенного на инструктаж учащихся.
Структура тестов
Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части.
Часть 1 — задания 1–6, они предусматривают выбор единственно
правильного ответа из трёх предложенных.
Часть 2 — задания 7–11, они требуют записи краткого ответа.
Часть 3 — задание 12 — это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.
Оценивание тестов
Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки.
За правильное выполнение всех заданий (с 1 по 11) ставится отметка
«5»,
за правильное выполнение девяти-десяти заданий ставится отметка «4»,
за правильное выполнение шести–восьми заданий ставится отметка «3»,
Задание 12 оценивается отдельно, и только за правильное выполнение задания ставится отметка «5».
Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.
Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, нужно предложить ему перейти к следующему заданию.
ВАРИАНТ 1
Прочитай текст.
Что сказали медузы.
Под вечер море заговорило по-другому. Его грозный голос первыми услышали медузы. Совсем недавно они плавали у берега, как прозрачные абажуры(1) с шёлковой бахромой. И вдруг их не стало.
— Будет шторм, — сказал мне Сергей Дорофеевич. — Медузы уплыли от берега, пошли на дно.
И верно, через полчаса наш радист Коля Бойцов, приняв сигнал радиозонда, подтвердил слова Сергея Дорофеевича.
С метеостанции(2) передали всем судам: «Надвигается шторм! Будьте осторожны!»
На каждой такой станции есть особое устройство. Называется оно радиозонд. Радиозонд похож на надутый газом резиновый шар. К шару привязан прибор с радиопередатчиком.
Как только море подаёт сердитый голос, прибор начинает посылать сигналы. Их
принимают метеостанции. И тогда корабли спешат укрыться в гавани или уходят в
открытое море.
Медузы уходят раньше. У каждой из них есть собственный «радиозонд». Они слышат удары штормовых волн и торопятся на дно моря, чтобы их не выбросило на берег и не разбило о скалы.
Вот они-то и подсказали учёному, что скоро нагрянет шторм.
Ю. Качаев. Что сказали медузы
(159 слов)
_____________________________________________________________________________
1 Абажур — часть светильника, обычно в виде колпака, предназначенная для отражения света и защиты глаз от его воздействия.
2 Метеостанция — метеорологическая станция — учреждение, которое проводит регулярные наблюдения за состоянием атмосферы.
Часть 1
При выполнении заданий этой части отметьте «х» , номер которой
соответствует выбранному тобой ответу.
1. Определи жанр произведения.
1) стихотворение
2) рассказ
3) былина
2. Где происходят события, описанные в тесте?
1) на озере
2) в океане
3) в море
3. В какое время суток происходили описанные в произведении события?
1) утром
2) днём
3) вечером
4. С чем автор сравнивает медуз?
1) с прозрачными абажурами с шёлковой бахромой
2) с надвигающимся штормом
3) с бурлящим морем перед штормом
5. Как звали радиста?
1) Сергей Фёдорович
2) Коля Бойцов
3) Юрий Качаев
6. Через сколько времени после исчезновения медуз радист сообщил о
надвигающемся шторме?
1) через полчаса
2) через час
3) через полдня
Часть 2
При выполнении заданий этой части (7–11) запиши ответ.
7. Восстанови последовательность событий текста.
А) Предупреждение о шторме подтвердилось
Б) Исчезновение медуз.
В) Сообщение с метеостанции.
Г) Предположение Сергея Фёдоровича о шторме.
Ответ: _____________________________
8. Какими словами люди с метеостанции предупредили о приближении шторма?
Ответ: _____________________________________________________
___________________________________________________________
9. Какое поведение медуз указывает на приближение шторма?
Ответ: ___________________________________________________
_________________________________________________________
10. Как выглядит радиозонд? Выпиши предложения из текста.
Ответ: ___________________________________________________
_________________________________________________________
11. Используя текст произведения, восстанови предложение.
Ответ: Они слышат ____________ штормовых __________ и торопятся на ________
моря, чтобы их не выбросило на __________ и не разбило о ____________ .
Часть 3
Сформулируй и запиши полный ответ.
12. Почему текст так назван?
Ответ: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Вариант 2
Прочитай текст.
Яблоня.
Яблоня стоит посреди огорода. На ней едва проклюнулись(1) маленькие сморщенные
листочки. Зато раскидистые коричневые ветви дерева сплошь покрыты бело-розовыми
цветами. Васе кажется, что во двор опустилось с неба белое облачко. Опустилось и
запуталось в яблоневых ветвях.
— Сейчас мы её побелим, — говорит дедушка.
Он насыпал в ведёрко извести (2), налил туда воды и размешал. Потом макнул щётку в ведёрко, провёл ею по стволу яблони.
— А знаешь, зачем мы белим яблоню известью? — спросил дедушка.
— Знаю, — сказал Вася, — чтоб красивая была. Вся белая!
— Ну что ж, может, и так... — дедушка помолчал. — Но главное, чтобы вредители, всякие там жучки-червячки, не точили (3) дерево.
Вася тянет руку к щётке.
Вверх — вниз, вверх — вниз. Васе кажется, что щёткой он гладит шершавую кору дерева. Мальчик любит яблоню. Она такая большая, сильная! Вася помнит, что первая проталина в снегу появилась весной возле ствола яблони. Дерево и солнце стали бороться с зимой и победили её.
Вася услышал тяжёлое гудение. Пчела, как маленький вертолёт, повисла над цветком. На задних ножках у неё были странные жёлтые шарики.
— Дедушка, смотри, какие толстые ножки у этой пчелы!
Дедушка тоже глядит на пчелу:
— Ишь как нагрузилась — еле летит! У неё на задних ножках есть углубления —
корзинками их называют. В эти корзинки пчела и собирает с цветов пыльцу. Ту, что
остаётся у тебя на носу, когда цветок нюхаешь. А пыльца — это пчелиный хлеб.
Ай да яблонька-заботница, добрая работница! Только сама ожила — и сразу же
пчёлок кормить!
По Е. Олейникову
(245 слов)
____________________________________________________________________________
1 Проклюнулись — вышли наружу.
2 Известь — вещество белого цвета. Используют для побелки.
3 Точить (дерево) — (здесь) делать в дереве дыры.
Часть 1
При выполнении заданий этой части отметьте (х), номер которой соответствует выбранному тобой ответу.
1. Определи жанр произведения.
1) рассказ
2) сказка
3) басня
2. Где происходят события, описанные в тексте?
1) в саду
2) в лесу
3) в огороде
3. Что сделали дедушка с внуком, чтобы спасти яблоню от вредителей?
1) окопали яблоню
2) побелили яблоню
3) помыли яблоню
4. С чем сравнивает автор цветение яблони?
1) с проталиной
2) с известью
3) с белым облаком
5. О каком насекомом дедушка рассказал внуку?
1) о жуке
2) о пчеле
3) о жучке-червячке
6. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
1) весной
2) летом
3) осенью
Часть 2
При выполнении заданий этой части (7–11) запиши ответ.
7. Определи порядок пунктов плана.
А) Белое облачко в яблоневых ветвях.
Б) Яблонька кормит пчёл.
В) Прилёт пчелы к яблоне.
Г) Побелка яблони.
Ответ: ________________________________________________________
8. Подтверди словами текста, что
яблонька действительно является доброй работницей.
Ответ: ________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
9. С чем сравнивает автор пчелу?
Ответ: ________________________________________________________
______________________________________________________________
10. Используя текст произведения, допиши словосочетания.
маленькие сморщенные _________________________________________
бело-розовые __________________________________________________
раскидистые коричневые _______________________________________
11. Выпиши из текста вопросительное предложение.
Ответ: ________________________________________________________
Часть 3
Сформулируй и запиши полный ответ.
12. Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного текста?
Ответ: ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ответы.
№ п/п | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 2 | 1 |
2 | 3 | 3 |
3 | 3 | 2 |
4 | 1 | 3 |
5 | 2 | 2 |
6 | 1 | 1 |
7 | БГВА | АГВБ |
8 | Надвигается шторм! Будьте осторожны! | Только сама ожила — и сразу же пчёлок кормить! |
9 | Медузы уплыли от берега, пошли на дно. | С маленьким вертолётом |
10 | Радиозонд похож на надутый газом резиновый шар. К шару привязан прибор с радиопередатчиком. | Маленькие сморщенные листочки, бело-розовые цветы, раскидистые коричневые ветви |
11 | Они слышат удары штормовых волн и торопятсяна дно моря, чтобы их не выбросило на берег и неразбило о скалы. | А знаешь, зачем мы белим яблоню известью? |