Выступление на родительском собрании на тему


Классный руководитель 11 класса
Алтухова Марина Ивановна
Октябрь, 2017 г.
У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Различают ценности (СЛАЙД) материальные и духовные.
(СЛАЙД) Материальные ценности: деньги, красивая одежда и украшения, хороший дом , квартира., хорошая еда.
(СЛАЙД) К духовным ценностям относятся: дружба, счастливая семья, хорошее образование.
(СЛАЙД) «Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
(Д.С. Лихачев)
(СЛАЙД) Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
(СЛАЙД) Тема моего выступления «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к нему я взяла слова римского философа. (СЛАЙД) «Если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет ему попутным…» Луций Анней Сенека (Младший)
Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где можно рассчитывать только на себя, и те, где может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.
Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу.
(СЛАЙД) Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно знать цели своих детей или как помочь им их определить, направить правильно ребёнка по жизненному пути.
Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, а хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями.
Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно.
При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень существенна, и им придется пожертвовать значительной частью своего свободного времени. При установлении целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы. К примеру, если подросток хочет заняться каким-либо видом спорта, нужно не только помочь ему с выбором и поступлением в спортивную секцию, но и искренне радоваться вместе с ним в достижении успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением вашего ребенка стал компьютер, нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Это касается всего, что бы не заинтересовало вашего ребенка. Ваша поддержка должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это.
В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. И именно от внимательности и чуткости родителей зависит то направление, которое выберет их ребенок, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.
Психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить есть ли жизненная установка, цель у него или нет. Я вам хочу привести несколько признаков в поведении детей, у которых нет жизненных целей:
чрезмерно играет в компьютерные игры;
разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
ленивое времяпровождение у телевизора.
Демонстративное нарушение школьной дисциплины
Курение и выпивка
Употребление наркотиков
Грубость сверстникам и взрослым
Унижение маленьких и слабых
Ложь даже без причин
Доказывание своей правоты только с помощью силы
Разрисовывание стен
Порча школьного имущества
Гуляние на улице в течение долгого времени
Совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.
(СЛАЙД) И отечественные и зарубежные психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании детей:
1)Безусловно, принимать ребенка таким. Какой он есть.
2)Активно слушать его переживания и потребности.
3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах
4)Делиться своими планами, победами и неудачами
5)Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и достичь поставленной цели
6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов
7)Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.
8)Бывать (читать, заниматься) вместе.
9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами (значит доверять).
12)Конструктивно решать конфликты.
13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.
14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».
15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она не была
16)Быть самому примером для ребёнка!
Незадолго до собрания с обучающимися 8-11 классов было проведено анкетирование.
(СЛАЙД) Анкета «Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни – это….
Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
Сегодня у меня пока не получается…
Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
Препятствием в достижении моих целей является…
Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
(СЛАЙД) Анкета «Приоритетные ценности подростка»
Выбери приоритетные для себя ценности
Хорошее образование.
Хорошая работа и карьера.
Счастливая семья.
Слава.
Деньги, богатство.
Дружба.
Достижения в искусстве, музыке, спорте.
Уважение и восхищение окружающих.
Наука как познание нового.
Хорошее здоровье.
Уверенность в себе и самоуважение.
Хорошая пища.
Красивая одежда, ювелирные украшения.
Власть и положение.
Хороший дом, квартира.
Сохранение жизни и природы на земле.
Счастье близких людей.
Благополучие государства.
Первая анкета показала, что многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Поддержкой в достижении жизненных целей ребята видят вас, родителей. Именно на вас они надеются в своей жизни в достижении целей. Препятствием в достижении своих целей, многие отметили, является лень и компьютер. И мы с вами должны детям показать, что в жизни всё нужно зарабатывать своими силами, пройдя и через неудачи.
(СЛАЙД) На экране результаты второй анкеты. Вот чему было отдано предпочтение
Хорошее образование – 8 обучающихся.
Хорошая работа и карьера – 9 обучающихся.
Счастливая семья – 8 обучающихся.
Слава – 1 обучающийся.
Деньги, богатство – 2 обучающихся.
Дружба – 10 обучающихся.
Достижения в искусстве, музыке, спорте – 1 обучающийся.
Уважение и восхищение окружающих – 5 обучающихся.
Наука как познание нового – 1 обучающийся.
Хорошее здоровье – 9 обучающихся.
Уверенность в себе и самоуважение – 7 обучающихся.
Хорошая пища – 5 обучающихся.
Красивая одежда, ювелирные украшения – 2 обучающихся.
Власть и положение – 1 обучающийся.
Хороший дом, квартира – 7 обучающихся.
Сохранение жизни и природы на земле – 5 обучающихся.
Счастье близких людей – 10 обучающихся.
Благополучие государства – 7 обучающихся.
Итак, мы видим: на первом месте у наших детей стоит хорошее образование, хорошая работа и карьера, счастливая семья, дружба, хорошее здоровье, счастье близких людей. Наверное, наши дети уже понимают, что всё остальное они могут получить, если в начале жизненного пути сделают правильный выбор.
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Очень полезно просто рассказывать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут им добиться успеха в жизни, быть счастливыми. И везде, в тройке самых важных советов «определи свою жизненную цель»:
- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.
- Не предавайся бесплодным мечтаниям.
- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.
(СЛАЙД) А сейчас я хочу раздать вам памятки по теме нашего собрания.
Памятка для родителей
Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
(СЛАЙД) Закончить наше собрание мне хотелось бы словами притчи «Карандаш»
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое — ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе — ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье - ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое — твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
А главное: где бы тебя ни использовали, сколько бы ты не потратил сил, продолжай писать...
Дорогие родители, хочется сказать: будущее принадлежит только детям. Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания. Делайте все, чтобы детство и будущее Ваших детей были прекрасными. Я желаю Вам счастья в ваших семьях. Пусть под крышей Вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь Ваша будет богата и духовно, и материально (звучит музыка «Погода в доме»).
(СЛАЙД) Думаю, не ошибусь, если скажу, что вряд ли кто из родителей не хотел бы видеть своего ребёнка счастливым. Поэтому, своё выступление мне хочется закончить словами известного американского педиатра Б.Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете, и целей, которые перед ним ставите».
Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!