СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для уроков литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Апробированные  и разработанные мною уроки, презентации, методический материал для проведения уроков литературы в 6-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«КВН СКАЗКИ»

Дед : Уж вы здравствуйте, гости заезжие!

Много я знавал людей песельных.

Людей песельных,да сказителей.

Как начнут они рассказывать,

Так никто не может наслушаться.


Веку мне - « сто лет в субботу».

Песнями да баснями, радостью и весельем

отманиваю людей от тоски печали.

Недаром говорят, что


Каждый сказочный герой,

Может с виду и простой

Чудным даром наделён,

Потому волшебный он,

Невидимкой может стать

И по небу полетать.

Превратиться в молодца

Победить Кощея подлеца.


А какая сказка без присказки.

Давайте я начну, а вы продолжите:

Ни в сказке сказать - (ни пером описать)

Что ты молодец не весел - ( буйну голову повесил)

Конь бежит - ( земля дрожит). А молодцы-ребятушки!


Баба-Яга: Вот и я, гости дорогие!

Что, не ждали? Думали на КВН пришли?

Сколько вас? На обед и ужин мне хватит, у-у еще и останется про запас.

Что дед развлекать собрался их?

Сейчас всех поймаю нежных , сладких и в печь горячую посажу

!

Дед: Пожалей деток Яга!

Малы они еще. Оставь их мне в ученики, они сказки любят.

Да и ты до них большая охотница.


Баба-Яга: Надо проверить, а знают ли они сказки?

Я соревнование проведу. Кто проиграет – того съем,

кто выиграет в ученики к деду пойдут.


Задание первое: вспомните сказочные заклинания

-К избушек (Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне передом)

-К волш.коню ( Сивка…)

-К шуке (по щучьему веленью)

К блюдечку (катись, золотое яичко по сереб.блюдечку )


Загадаю задание второе потруднее:

-Чья эта сказка и как она называется?

1. За горами за лесами,

За широкими морями,

Против неба на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки 3 сына.

2. И вырос перед купцом ….какое-то чудище. Страшное и мохнатое, заревел он голосом диким.


3.Мальвина сбежала в чужие края,

Мальвина пропала, невеста моя.


4.Раз, два, три пустились бесенок и зайка.

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Зрителям АУКЦОИН СКАЗОК ПРО ЖИВОТНЫХ


Дед: Яга что ты все вопросы давай чего поживее!

Объявляю сказочную эстафету

3. Узнаем героя и его изображаем:

1. В стране чудес я кот известный, Обманщик, попрошайка. плут.

Ловить мышей неинтересно, Не лучше ль простаков надуть?

(Базилио) 2 повязки

Надо пробежать 4 человекам из команд как лиса Алиса и кот (Базилио)

2. Кто путешествовал на пушечном ядре? ( Мюнхаузен)

Надо пропрыгать на воздушном шаре.

воздушные шары

3. Он мышей прекрасно ловит.

В сапогах и шляпе ходит. ( Кот в сапогах)

Задание : пробежать в шляпе и сапогах и передать другому.

2 шляпы и 2 пары сапог.

4. Железные зубы,

Костяная нога. Все знают ( Баба-яга)

Пробежать со ступой и метлой. 2 ведра 2 метлы

Молодцы!


Баба_Яга : Хочу сказку! А то всех съем!


Дед: Не лютуй Ягушка! Будет тебе даже 2 сказки в пантомиме.

Команды вытянут названье ,и друг другу покажут их.

( « Курочка Ряба», «Красная шапочка»)


Баба –Яга: А пока со зрителями надо разобраться!

Вопросы полное имя героев КАЩЕЙ, ВАСИЛИСА, ВАСИЛИСА, МАЛЬЧИК, ЗМЕЙ, ЕЛЕНА, СЕСТРИЦА, МАРЬЯ.

СТИХИ ПРО СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ стр81

Давайте пантомимы смотреть.

4. ПАНТОМИМА


Баба_Яга: А теперь команды соберите героев сказок вместе, а то они разбежались.

5. СОБЕРИ СКАЗКИ Дюймовочка, Маша и медведь, Колобок, Буратино.

Дед: Порадуйте старика покажите, как вы знаете концовки сказок

Закончите сказки по очереди команды

  1. Сказка ложь, да в ней намёк…

  2. Я там был…( мед пиво пил)

  3. Тут и сказке конец..

  4. Стали жить-поживать…

  5. Вам сказку ( а мне бубликов связку)

  6. Сказка вся ( врать боле нельзя)

Подведя итоги КВНа по сказкам, победила команда «ЕМЕЛЯ» или «Буратино». Поздравляем, только, что Яга скажет?

Баба-Яга: Уважили меня, потешили. В сказках добро всегда побеждает зло, вот и я доброй сделалась. Отпускаю всех на волю! Нашей сказочке - конец, кто участвовал и смотрел - молодец!


Просмотр содержимого документа
«Конфликт в поэме Лермонтова Песня про царя»

Конфликты в поэме М.Ю. Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова»

В поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» конфликты как бы нанизываются друг на друга, при этом разрешение одного конфликта нередко становится завязкой другого, и так развивается сюжет. Система конфликтов и тип сюжета поэмы характерны для фольклорных произведений. Так как конфликт это главная пружина действия и главный «распорядитель» внутри текста, попробуем выявить основную противоположность в поэме.

В «Песне о купце Калашникове» конфликт трансформируется. Из частного столкновения между Кирибеевичем и Калашниковым, он переходит в общий (вечный) конфликт правды и неправды. Если рассматривать конфликты в виде таблицы, то основные оппозиции, противоположности буду выглядеть так:

1

неправда

правда

2

Кирибеевич

Калашников

3

власть

народ

4

бесчестие

честь

5

страсть

настоящая любовь

6

эгоизм

семейные ценности

7

суд царя

Божий суд

8

власть

индивидуальная личность

9

«лукавый раб»

независимая гордая личность

10

неверие

христианская вера

11

безродность

род-семья

12

зло

добро

13

опричнина

купечество

14

царь

Кирибеевич

15

царь

Калашников

16

Кирибеевич

Алена Дмитриевна

17

Русь времен Ивана Грозного

Россия времен Николая 1

18

убийство

христианские заповеди



 Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.

Изначально мы наблюдаем страдания Кирибеевича: он сидит, погруженный в свои думы, его ничто не радует, ведь он полюбил замужнюю женщину. Кирибеевич выделяется на царском пиру: он единственный не разделяет царской радости. И это не мог не заметить царь, который интерпретирует поведение опричника по-своему: «Аль ты думу затаил нечестивую? / Али славе нашей завидуешь?/ Али служба тебе честная прискучила?»

Возникает конфликт между царем и Кирибеевичем, который быстро разрешается, поскольку любимый опричник объясняет, что причиной его тоски является несчастная любовь. Царь сочувствует Кирибеевичу и готов помочь ему. Но разрешение этого конфликта становится завязкой нового – между Аленой Дмитревной и Кирибеевичем: ведь без поддержки царя (который не знает, что Алена Дмитревна замужем) он вряд ли бы решился ухаживать за ней. А этот конфликт в свою очередь провоцирует неприятный разговор между ней и мужем, когда Алена Дмитревна, «растрепанная» поздно приходит домой. Калашников поверил, что она стала жертвой Кирибеевича, и начинает размышлять, как отомстить опричнику и сохранить свое честное имя. Так завязывается конфликт между героями, который достигает кульминации во время кулачного боя.

Для Калашникова это единственная возможность сразиться с Кирибеевичем на равных. Он не стремится скрывать истинных мотивов своего поступка, и перед боем прямо говорит, что привело его сюда, а Кирибеевич бледнеет: он, вероятно, был уверен, что останется безнаказанным. Конфликт разрешается гибелью Кирибеевича, при этом Калашников наносит ему удар в висок, т.е. фактически совершает убийство. Читатель/слушатель, скорее всего, склонен оправдывать Калашникова: Кирибеевич наверняка бы еще и еще раз попытался соблазнить Алену Дмитриевну, смерть его – единственный выход. Конфликт между Калашниковым, Аленой Дмитриевной и Кирибеевичем исчерпывается, но теперь купец оказывается преступником в глазах царя, т.е. завязывается новый конфликт, разрешающийся смертью Калашникова.

В поэме  простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.

В вопросах царя Кирибеевичу не открыто, но уже намечается будущий социальный конфликт “Песни...” (противоборство опричнины и купечества) и позиция царя в этом конфликте. Однако сам Иван Грозный является главным разрушителем основ национальной жизни. Прочность устоев русской жизни основывалась на обязательных для всех сословий и даже царя обычаев и традиционных форм жизни. Прочность же устоев коренилась на исполнении христианских заповедей.

Так в поэму входит тема устоявшегося порядка жизни. Всё в жизни купца Калашникова по закону: своё дело, высокий дом, детки любезные. Жизнь Алёны Дмитриевны и её мужа сладилась, сложились семейные традиции: жена встречает мужа, дети радуются, накрыт дубовый стол белой скатертью. У супругов нет секретов друг от друга, они живут дружно, праведно, патриархально. Каковы нравственные основы жизни семьи Калашникова? Бог, любовь, семья, честь, долг, верность – высшие нравственные ценности, основа семейного союза и духовности, праведной жизни. Купеческая патриархальная Москва – с уважением к традиции, с любовью в сердце и Богом в душе – дорога Лермонтову. И вот этот устоявший мир семьи Калашникова рушится. Он идет на сознательное убийство.

У Калашникова не было другого выхода, не было у него надежды со стороны Закона. Но что ещё более важно для решения проблемы, в чём видит Лермонтов истинную нравственность, это то, что Калашников выступает не только как защитник семьи, но и как защитник высокоморальных устоев народных традиций: семья – долг – отечество – заветы предков. Ему глубоко чуждо всё, что нарушает этот праведный закон- закон нравственный, божий, закон жизни по совести.

Начался «богатырский бой», и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги».Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может  не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви Божией Вы за душу мою грешную!».

«Постояв за правду до последнева» он сам стал преступником – присвоил право судить и карать, примерил на себя нехристианскую роль мстителя. Купец сознает, что он не только защищает, но и нарушает закон, что он возвышается над ним, творя суд от себя лично, принимая личную волю за волю народа»- считает В.И.Коровин. Он сам выбирает свой крестный путь - это страдание, « смерть лютая, позорная»- есть милость, которую дарует преступнику Грозный. Только Бог может решить карать или миловать купца.

В поэме Лермонтова сталкиваются «высокое» и «низкое» (правда и неправда), то есть конфликт героический, возможно имеет место и трагический ( месть и христианство Калашникова). В конфликте побеждает Калашников, восторжествовала правда, честь семьи, рода спасена.

Задание:

Составить таблицу всех смысловых и образных конфликтов, которые присутствуют в поэме Лермонтова.

Вопросы:

-Кто и почему победил в поединке?

-К началу третье главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть? Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины?

– Какие нравственные законы и как преступает Киребеевич?

-Что означает вопрос царя Калашникову о причинах убийства?

-Почему Калашников не отвечает «по правде, по совести»?

– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста

– Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный  приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Какие черты характера царя хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов?

-Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи?

-Кто вершит суд над Калашниковым? Справедливо ли поступил Иван Грозный, казнив Калашникова? Помиловал бы царь Степана Парамоновича, если бы тот сказал, за что он убил Кирибеевича? Почему Калашников не открыл царю всей правды?

-Заканчивается ли конфликт в произведении?





Просмотр содержимого документа
«Пейзаж в ВОйне и мире»

Пейзаж в романе Толстого Война и мир

На мой взгляд, Л.Н.Толстой создает свою философию природы. Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

Вопрос: Как пейзаж раскрывает душевное состояние героев?

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! – послышался опять первый голос.– Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!.. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... – Нет, ты посмотри, что за луна!..»

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного; игру света и теней – ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени – все поражает незабываемой красотой.

Вопрос: Что помогает понять Андрею небо над Аустерлицем?

Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба), показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира – Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Вопрос: Почему старый дуб показывает внутреннее обновление Андрея?

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Вопрос: Есть ли в сцене охоты, в описании осени перекличка с Пушкинской осенью?

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.

Вопрос: Проследите отношение к природе «естественных» и «фальшивых» героев Толстого.

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе "Война и мир" читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Вопрос: Какова роль пейзажа в описании Бородинского сражения?

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.



Просмотр содержимого документа
«Урок Дорогою Пушкина»

Урок по внеклассному чтению литературе 7 класс


Тема: А.С. Пушкин. Анализ стихотворения « Цветок»


Цели урока: продолжить знакомство с биографией А.С.Пушкина, проанализировать стихотворение «Цветок».


Приемы и методы в соответствии с ФГОС были: целеполагание, обобщение, систематизация, анализ, методы: словесный, наглядный, поисковый


Планируемые результаты:

Предметные: познакомить со стихотворением А.С.Пушкина “ Цветок ”, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки анализа стихотворения.


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.


Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий и действий других.


Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Метапредметные связи: русский язык, музыка, живопись.

(У портрета Пушкина.)

Учитель: Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.

У поэтессы В. Т. Дорожкиной есть стихотворение «Перед портретом Пушкина». Прослушайте отрывок из этого стихотворения

(читает 1ченик):

Писать стихи – конечно, не забава,

Когда любовь пером руководит

И не прельщает призрачная слава,

А в мыслях – вечно молодой пиит…

… Наедине с бумагой – до рассвета.

За окнами – ни звука, ни огня…

Достоин ли я звания поэта?

И строго Пушкин смотрит на меня.


- Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина?

(чтение отрывков из домашних творческих работ «У портрета Пушкина»)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

2Ученик: Изучать творчество поэта.


Учитель: Да сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Что нам потребуется в этом путешествии?

3Ученик: Воображение

4Ученик: Знания

Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, желание работать в одиночку и вместе со всеми.

Презентация

(Слайд: Дорогами Пушкина)

Учитель: Вы работали в творческих группах и ваши сообщения помогут нам совершить путешествие по дорогам творчества поэта.

3Ученик: Дороги Пушкина… Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле.

Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника.

- А начиналось всё так же, как и у всех, с дороги детства.

(Слайд: Москва. Пушкин – ребёнок)


4Ученик: 6 июня 1799 года в Москве родился Пушкин.

- Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!

4Ученик:- Пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий поэт А. С. Пушкин.

1Ученик:

Москва! Как я люблю тебя!

Святая родина моя!

Как часто в горестной разлуке.

В моей блуждающей судьбе.

Москва! Я думал о тебе!


2Ученик - Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в лицей. Шесть лет провёл Пушкин в Лицее, безвыездно живя в Царском селе.

(Слайд:Лицей-картина)

- Это были прекрасные незабываемые годы дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью, восторгом.

2Ученик: В Лицее Пушкин нашёл товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь.

Особенно полюбил он Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.

(Слайд: друзья Пушкина)


Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз…


4Ученик: Каким он был, как учился, о чём мечтал? Об этом вспоминает его друг Пушин:------------------------------------------------


2Ученик: - Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади.

Расставаясь с друзьями, лицеисты уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви.

(Слайд: юный Пушкин)

Учитель: оцените себя в дневнике оценивания

Творческая мастерская.

Учитель- В дальнейшем мы продолжим знакомство с биографией поэта. Вам хочется разгадать секрет его вдохновения?

Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

(Слайд: творческая мастерская)


- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.

Вперёд к новым открытиям!


- Давайте напишем на доске слово «стихотворение».

- Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации?


4, 3 Ученики: поэт, строки на бумаге, слова


-Какова особенность морфемного состава слова? (в слове два корня: стих- и твор-). А родственными словами являются такие слова: стихи, творчество, творить). И что получается?

1ученик: творение стихов.


-Да, творить стихи – это настоящее искусство.

Откройте книги, которые лежат перед вами, полистайте их, что нашли?

Ученики: засохший цветок.

Какие ассоциации возникают у вас при виде этого цветка?


4Ученик: кто-то сорвал и положил его сюда.


Учитель: Как называется стихотворение, которое лежит перед вами?

3ученик: « Цветок»

-На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – засохший, бездыханный, когда-то кем-то забытый. Но какую бурю чувств он вызвал в душе поэта!

На минуту вернемся к теме нашего путешествия-урока.


1 ученик: изучение творчества Пушкина.

Учитель: какова цель нашего урока?

2Ученик: Попытаться понять, о чем это стихотворение.

3Ученик: Проанализировать его.




Учитель: Да в этом стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами.

Но попытаемся хоть немного проникнуть в его тайну.


И для начала попробуем прочитать это стихотворение про себя.

-Пушкин заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами.

Читая «Цветок», продолжите дальше по очереди….

1ученик: погружаешься в воспоминания,

2ученик: представляются люди, которые жили когда-то,

3ученик: будто слушаешь музыку.


Учитель: Эту музыку услышал и русский композитор Метнер.

(прослушивание романса)

- Какое настроение романса? Ваши впечатления?


3Ученик: мне понравился романс.

2Ученик: наводит на грусть.

1Ученик: у меня возникает картина прошедшей любви.

3Ученик: Соучастие, размышление о жизни


Учитель: На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?


Учитель: Какое слово вам незнакомо?

4Ученик: Безуханный

Учитель: Найди нам это слово в словаре. А остальным предлагаю составить кластер Цветок он какой?

( ученики пишут на доске: засохший, забытый, неведомый)


Учитель: Что означает незнакомое слово?

4Ученик: «Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахучий, недушистый. (по В. И. Далю)

Учитель: впиши его в кластер.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, героя волнует только цветок?

Ответить на этот вопрос к нам поможет таблица.

Работа с таблицей в парах.

Учитель: Первые 2 строфы берет одна пара, следующие 2 другая пара.

(Слайд: таблица)


СТРОФА


Что чувствует лирический герой


1



2



3



4






Учитель: - Возвращаемся к вопросу: героя волнует только цветок?


2Ученик: Не только цветок, но и человек, положивший растение на память.

1 ученик: он попытался восстановить историю цветка и жизни людей.


Учитель:- О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Отвечая на вопрос, посмотрите на листы с разным цветом, на названия чувств и выберите то, что будет ответом на вопрос и прикрепите это на наш цветок.


Учитель: Подходит к концу наше путешествие «Дорогами Пушкина». В этом путешествии нам потребовалось что?


3Ученик: знание фактов из жизни Пушкина.

4Ученик: умение анализировать стихотворение.

2 ученик: внимание, умение понять, о чем хотел сказать поэт.


Попробуйте составить алгоритм сегодняшнего анализа стихотворения. Итак, по очереди записываем на доске ...

1 Ученик: знакомство с текстом стихотворения

2 ученик: тема, идея

3 ученик: определения чувства, переживания лирического героя

4 ученик: собственное отношение к стихотворению


Учитель: Какой этап был затруднительным?

Оцените свою работу на работе в дневнике оценивания.

Домашнее задание: выписать средства выразительности стихотворения « Цветок»,

по выбору: составить кроссворд, а кого-то наш урок вдохновит на создание собственных стихов. Дерзайте!

Заключение.

-Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в книгах, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, что Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей нашей Родины.

Слайды: иллюстрации к пушкинским произведениям.

Всё изучив, узнав о Пушкине так много.

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,

Но с нами Пушкин остаётся навсегда!


























Стихотворение А.С.Пушкина «Цветок»

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:


Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?


На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?


И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?


План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

у портрета Пушкина.



Проверка домашнего задания

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос: Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина?

(чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина»)


Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, желание работать в одиночку и вместе со всеми.


- Виртуальное путешествие.



Анализ, сопоставление.



Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.









Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.






Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (изучать творчество поэта). Посмотрите в учебнике на странице 26 стихотворения Пушкина. Какова цель урока? ( анализ стихотворения). Что нам потребуется для этого анализа?



Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.


Отвечают на вопросы.


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.


Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1. Творческая мастерская



















Словесный, познавательный, эвристический


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.



доске слово «стихотворение».

- Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации?(поэт, строфа, художник слова). Какова особенность морфемного состава слова? (в слове два корня: стих- и твор-). А родственными словами являются такие слова: стихи, творчество, творить)

Проблемный вопрос:– На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. - О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Почему в нём так много вопросительных предложений?














2.Работа со словарем



Словарная работа.

«Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахучий, недушистый. (по В. И. Далю)




.





Коллективная проверка.



.

3.Мини-исследование в группе.



Работа с таблицей в парах.

СТРОФА


ЧТО ВИДИМ


КАК ЧИТАЕМ


Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения в парах, представление результатов работы в парах.

Заполнение общей таблицы


Физ. минутка (пауза релаксации)


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


Работа с текстом стихотворения.









Проблемный, метод фронтальной организации учащихся







личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

А теперь попробуем прочитать это стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали, постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы. (выразительное чтение)



выразительно читают стихотворение


Прослушивание романса


Беседа о прослушанном.

- Какое настроение романса? Ваши впечатления?


слушают романс. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.



Этап 5. Закрепление полученных знаний


Самостоятельный анализ цветописи и настроения стихотворения





Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач


Самостоятельный анализ стихотворения


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.


Афиширование результатов.



2.Самооценка

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание


творческое, наглядный


Дифференцированное домашнее задание.

иллюстрации к любимым пушкинским произведениям, кроссворд по творчеству Пушкина, создание собственных стихов.


Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Какие открытия вы сделали?

- Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

- Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?



Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»





Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Романс на четверых»


Исследовательская работа


« Романс на четверых»








Выполнил: Ковалева Карина

Руководитель: Ильина Т.Г.




Цель: проследить историю создания романса « Я помню чудное мгновенье»;

воспитывать способность сочувствовать, сопереживать и уважительно относиться к чувствам другого человека.


Задачи: раскрытие духовного потенциала любовной лирики А.С.Пушкина;

развитие интереса к русскому романсу;

создание благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.







План

  1. Введение

  2. История создания романса « Я помню чудное мгновенье»

а) история любви Пушкина и А.П.Керн и стихотворения Пушкина;

б) история любви М.И.Глинки и Е.Е.Керн и создание романса.

3 Рассмотрение двух версий время создания романса Глинкой.

4. Заключение






Любви все возрасты покорны,

Ее порывы благотворны…


Моей любви чудесные напевы…

А.С.Пушкин

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. И великим счастьем для человечества являются моменты, когда происходит их столкновение и примирение – тогда рождается шедевр. Стихи Пушкина. Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, певучесть, присущая им поэтичность. Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать внимание композиторов!

В эпоху Пушкина романс становится по-настоящему крупным художественным явлением. Самое ценное в музыке русского романса – богатая выразительная мелодия. Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта ещё при его жизни. А сколько из них сочинено потом? Верстовский, Алябьев, Рахманинов и великий Михаил Иванович Глинка. Пушкин считал: “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия”.

Интересно проследить истории создания стихотворения и романса« Я помню чудное мгновенье», для того, чтобы понять, как эти два гениальных произведения слились воедино.

Существует несколько версий времени создания романса Пушкина и Глинки « Я помню чудное мгновенье», мы хотели бы разобраться с этими версиями. Начнем с истории создания романса «Я помню чудное мгновенье».

“Гением чистой красоты” для Пушкина была красавица Анна Керн, милая, добрая женщина с несчастной судьбой. В 1824 году в Михайловском произошел бурный, хотя и краткосрочный роман 20-летнего Пушкина с 19-летней Анной Керн, женой 52-летнего генерала Керна. «Позволительно ли быть такою прелестною?! – воскликнул он, увидев ее впервые у Олениных».

Прошло 6 лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1925 года Анна Керн приехала в гости к своей тётке Осиповой. «Мы сидели за обедом и смеялись. Вдруг вошёл Пушкин … он очень низко поклонился, но не сказал, ни слова: робость была видна в его движениях». Пушкин закончил чтение поэмы, а Керн спела для него «Венецианскую ночь» Козлова на музыку Глинки. Пушкин в письме Плетнёву потом писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «венецианскую ночь…» Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность». Чувства вспыхнули с новой силой. Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн 7 восторженных посланий на французском языке. Он называл ее “чудотворной”, “чудотворницей”. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826 года ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу.

Искреннее чувство Пушкина и Керн отразилось в таких прекрасных стихах “Я помню чудное мгновенье”. В своей известной книге о Пушкине А. Гессен так представил момент создания одного из самых знаменитых пушкинских стихотворений: "Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом. Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Анна Керн споткнулась во время прогулки - Пушкин поднял его - сорванный ею с куртины цветок гелиотропа, который он выпросил у нее. Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, замертво падали на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки: я помню чудное мгновенье..."


В своих воспоминаниях А.П.Керн пишет: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье, - и прочь. и прочь». Вспоминая момент вручения стихов, Анна Петровна Керн передает странное смятенье, охватившее Пушкина: « Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел отдавать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, я не знаю…»

В дальнейшем А.П.Керн передала стихотворение барону Дельвигу, а он поместил его в журнале « Северные цветы» в 1827 году. Пушкинисты уточнили: вернее всего, что Пушкин передал Керн первую главу «Онегина» — вторая глава тогда еще не вышла. Но в остальном воспоминания Анны Керн считаются правдивыми и искренними. Стихи действительно напечатаны в альманахе «Северные цветы» в 1827 году.


Теперь рассмотрим историю любви М.И.Глинки и Е.Е.Керн и создание романса. Жизнь М.И.Глинки с детства, с того самого времени как в 1818 году родители определили его в только что открывшийся Благородный пансион при Педагогическом институте, связана с именем А.С.Пушкина. Гувернером Глинки стал Вильгельм Карлович Кюхельбекер, молодой преподаватель русской словесности, друг Пушкина еще с лицейских лет, один из самых одаренных и образованных людей своего времени. Именно его стараниями в пансионе было организованно литературное общество, куда входил Глинка и его друзья, в том числе Лев Пушкин (брат А.С.Пушкина). Сам Глинка вспоминал: « …я часто встречался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным, который хаживал к нам в пансион к брату своему,., и пользовался его знакомством до самой его кончины». Сам Пушкин жил недалеко от пансиона, часто бывал в нем, многие стихотворения поэта здесь слушали еще до того, как они попадали в печать. Кюхельбекер вдохновенно читал их на собраниях литературного кружка.


В 1822 году Глинка оканчивает Благородный пансион и поступает на службу в Главное управление путей сообщения. И, конечно же, занимается музыкой. В эти годы он сочиняет пьесы, романсы на стихи В.Жуковского, К.Бахтурина, Е.Баратынского, А.Дельвига, Кольцова. В 1828 году появляется первый « пушкинский» романс Глинки « Не пой, красавица, при мне». В доме Дельвига Глинка знакомится А.П.Керн, которая, вспоминая о нем, пишет: « Там он (Глинка) часто услаждал наш кружок своими дивными вдохновениями». В зиму 1828/29 года все они: Пушкин, Глинка, Анна Керн — часто встречались у Олениных, у Дельвига, у пианистки Марии Шимановской.

У сестры Марьи Ивановны Стунеевой Глинка впервые увидел

Екатерину Ермолаевну Керн (дочь Анны Петровны Керн). Вот как это произошло: «…мой взор невольно остановился на ней ; ее ясные, выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали». Она превосходно знала музыку, обнаружила тонкую, глубокую натуру. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К.,— вспоминал Глинка,— и свидания с ней становились отраднее...»

Глинка всерьез увлекся Е.Е.Керн, ей он посвятил сначала вальс (который получил названье «Вальс – фантазия») и затем сочинил романс « Я помню чудное мгновенье» и романс « Если встречусь с тобою».

Екатерина Ермолаевна (родилась в 1818 г.) — дочь генерала Е.Ф.Керна с юных лет была жертвой раздора родителей. Ее мать Анна Петровна бросила мужа (за которого её выдали против воли). Воспитанием детей ни она, ни отец не занимались. Крестница Александра I, Екатерина Ермолаевна была принята в институт благородных девиц. В 1836 году она окончила институт и в течение трех лет жила со стариком-отцом, в то время комендантом Смоленска. Видимо, не очень сладко жилось ей у отца — Екатерина Ермолаевна мечтала о самостоятельности и независимости. Окончив Смольный с отличием, она с легкостью была принята туда на должность классной дамы. (Именно тогда Стунеев стал завхозом Смольного). Во время встречи с Глинкой ей шел 22-й год. Историю своих отношений с ней Глинка описал в третьей части своих «Записок». Одна из записей: [декабрь 1839 года]: «Зимою приехала матушка и остановилась у сестры, я потом и сам туда переехал.7 Е. К. [Екатерина Керн] выздоровела, и я написал для нее вальс на оркестр B-dur. Потом, не знаю по какому поводу, романс Пушкина “Я помню чудное мгновенье”»

Племянник Пушкина Л.Павлищев в своих мемуарах рассказывает о том, что Глинка впервые исполнил романс в начале 1830 года в доме его родителей в присутствии Пушкина и Анны Петровны, на гитаре аккомпанировал его отец (муж сестры Пушкина). «Дядя, выслушав романс, бросился обнимать обоих исполнителей» (то есть Глинку и Павлищева.— Л. М.). Анна Петровна «сконфузилась, прослезилась от радости». А в сноске к этой странице воспоминаний Л. Павлищев добавляет: «Появился этот романс Глинки в печати действительно в 1839 году, значит, 9 лет спустя, и появился уже в другом виде. А что всего замечательнее, Глинка тогда его написал не для Анны Петровны, а для дочери ее — Екатерины Ермолаевны Керн,— на которой он хотел жениться».

Однако другие исследователи творчества Глинки полагают, что романс был написан тогда, когда Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, уже после гибели поэта, то есть после 1837 года. Нина Забабурова доктор филологических наук, профессор, выдвигает свою версию: Глинка посвятил свой романс "Я помню чудное мгновенье" Екатерин Ермолаевне Керн в 1849 году.

Известно, что Глинка обратился к Анне Петровне и попросил у нее автограф пушкинского стихотворения, он хотел в музыке выразить чувства поэта. Об этом есть специальное упоминание в воспоминаниях А. П. Керн: «[Глинка] взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою: «Я помню чудное мгновенье…», чтобы положить их на музыку, да и затерял их, бог ему прости! Ему хотелось сочинить на эти слова музыку, вполне соответствующую их содержанию, а для этого нужно было на каждую строфу писать особую музыку, и он долго хлопотал об этом».

Для каждой строфы композитор избирает особое настроение в музыке. « Все в данном произведении, - пишет Б.В.Асафьев, - правдиво, ясно, пластично. Три качества, всегда с трудом в художествах достигаемые, ибо одновременно их сосуществование создает ощущения высшей простоты".

Этой высшей простотой и наполнен романс Глинки, композитор сумел в музыке раскрыть эмоциональное богатство пушкинского стихотворения, красоту чувства, стремление к счастью и вдохновенному творчеству.

Остается добавить, что Екатерине Ермолаевне и Михаилу Ивановичу не суждено было быть вместе. Увлеченный Керн, 7 ноября 1839 года Глинка навсегда оставил жену Марью Петровну, которая не понимала его таланта. Развода он не получил и за границу с Е.Е.Керн не уехал из-за возражений матери, она хотела, чтобы Михаил Иванович уехал туда один, надеясь, что он скорее забудет свое новое увлечение. Хотя по другой версии, по воспоминаниям сына Е.Е.Керн Б.М.Шокальского, Глинка сделал официальное предложение и получил согласие, а мать его Е.И.Глинка даже благословила Екатерину Ермолаевну иконой. Весной 1840 года Е.Е.Керн заболела и уехала на юг России на 2 года. Спустя годы ему удалось развестись с женой, в 1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча с ней уже не имела для Глинки прежнего значения. Но в сердце своем до конца жизни (она умерла в 1904 году) хранила светлую любовь к композитору.

Последняя встреча А. П. Керн и Глинки состоялась в 1855 году. «Когда я вошла, он меня принял с признательностью и тем чувством дружества, которым запечатлелось первое наше знакомство, не изменяясь никогда в своем свойстве. (…) Несмотря на опасение слишком сильно его расстроить, я не выдержала и попросила (как будто чувствовала, что его больше не увижу), чтобы он пропел романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», он это исполнил с удовольствием и привел меня в восторг!»

Так две женщины мать и дочь явились причиной тому, что мы имеем возможность наслаждаться этим незабвенным романсом « Я помню чудное мгновенье».

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне голос нежный

И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Имена Михаила Ивановича Глинки и Александра Сергеевича Пушкина в русской культуре стоят рядом. «Оба великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества… оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке», - писал В.Стасов.

Просмотрев историю создания романса « Я помню чудное мгновенье...», мы окунулись в мир любви, бушующих страстей и вдохновенного творческого полета двух гениев. Еще раз убедились, что настоящие чувства оставляют незабываемый след в культуре.

Изучая историю создания этого романса, мы столкнулись с разными версиями времени создания романса. Выяснилось, что существует две версии о времени создания романса, разница между ними составляет 7-9 лет. Нам близка первая версия так, как хочется надеяться, что и Пушкин и А.П.Керн вместе услышали этот романс. Пушкин и Глинка воздвигли «памятник нерукотворный» и А.П.Керн, и ее дочери Е.Е.Керн, памятник на все времена во славу «чудного мгновенья любви».

В музыке романса — нежность и страсть расцвета влюбленности, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках — вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить ее так, как это сделали Пушкин и Глинка.


























Литература:

Асафьев Б.В. Глинка-Л. 1987.

Пушкин и его время: Сборник статей.- М., 1997.

Тыркова-Вильямс А..В. Жизнь Пушкина.- М., 1998

Стасов В.В. Избранные сочинения: в 3 т. – М.,1952.

Мархасев Л.С. Серенада на все времена.- Л.,1988.

Васина - Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка.- М., 1982.

Шалагинова Т.А. Глинка – Чудный мир гармонии и мелодий. –М.,2004.


Керн А. П. «Воспоминания о Пушкине» («Библиотека для Чтения», 1859, № 4, перепечатано в сборнике Л. Н. Майкова; «Пушкин», Санкт-Петербург, 1899);

Керн А. П. «Воспоминания о Пушкине, Дельвиге и Глинке» («Семейные Вечера», 1864, № 10; перепечатано с дополнениями, в сборнике «Пушкин и его современники», выпуск V, 1908);

Керн А. П. «Три встречи с императором Александром I» («Русская Старина», 1870, № 3);

Керн А. П. «Сто лет назад» (журнал «Радуга», 1884, № 18 − 19, 22, 24 и 25; перепечатано, под заглавием: «Из воспоминаний о моем детстве», в «Русском Архиве» 1884, № 6);

Керн А. П. «Дневник» (1861 г.; в «Минувших годах», 1908, № 10









Приложение




Просмотр содержимого презентации
«Виртуальные экскурсии на уроках литературы»

Константиново – родина С. Есенина  Село Константиново стало значимым для российской культуры благодаря тому, что в нём в 1895 году родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Именно в этих живописных местах Рязанской земли сформировался его талант.

Константиново – родина С. Есенина

Село Константиново стало значимым для российской культуры благодаря тому, что в нём в 1895 году родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Именно в этих живописных местах Рязанской земли сформировался его талант.

Чеховские места Таганрога «…после Москвы я более всего люблю Таганрог… Хоть несколько дней я должен время от времени сюда приезжать» (А.П. Чехов).

Чеховские места Таганрога

«…после Москвы я более всего люблю Таганрог… Хоть несколько дней я должен время от времени сюда приезжать» (А.П. Чехов).

Оденсе Копенгаген Слагельсе Эльсиноре

Оденсе

Копенгаген

Слагельсе

Эльсиноре

Ш в е ц и я Стокгольм Виммербю

Ш в е ц и я

Стокгольм

Виммербю

Почему я пишу для детей? В моей груди, несмотря на годы, бьется сердце семилетнего ребенка.

Почему я пишу для детей? В моей груди, несмотря на годы, бьется сердце семилетнего ребенка.

Коровин:  Ранняя весна

Коровин: Ранняя весна

Куинджи:  Осень

Куинджи: Осень

Наша жизнь росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь. И всё же…

Наша жизнь росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь. И всё же…

В.П. Астафьев Рождённый Сибирью (01.05.1924 - 29.11.2001)

В.П. Астафьев

Рождённый Сибирью

(01.05.1924 - 29.11.2001)

НАЗВАНИЕ КАКИХ ПТИЦ УПОМИНАЕТСЯ В РАССКАЗЕ «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

НАЗВАНИЕ КАКИХ ПТИЦ УПОМИНАЕТСЯ В РАССКАЗЕ «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

  Какие рыбы плавали в найденном Васюткином озере:

 

Какие рыбы плавали в найденном Васюткином озере:

Памятники литературным героям Памятник Геку и Тому. Скульптор – Ф. Хиббард Памятник Пете и Гаврику. Скульптор – Н.И.Степанов

Памятники литературным героям

Памятник Геку и Тому.

Скульптор Ф. Хиббард

Памятник Пете и Гаврику.

Скульптор Н.И.Степанов

Образ Петербурга в русской литературе Нет другого места в России, где бы воображение отрывалось с такой легкостью от действительности: русская литература возникла с появлением Петербурга.  И. Бродский

Образ Петербурга в русской литературе

Нет другого места в России,

где бы воображение отрывалось

с такой легкостью от действительности:

русская литература возникла с появлением Петербурга.

И. Бродский

Просмотр содержимого презентации
«Война и мир»

«ВОЙНА И МИР»

«ВОЙНА И МИР»

«Нет величия там,   где нет простоты,   добра и правды»   Л.Н.Толстой

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н.Толстой

Задачи:

Задачи:

  • Сравнить героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наполеона и Кутузова
  • Выявить истинные качества полководца
Кутузов- народный полководец

Кутузов- народный полководец

  • Главнокомандующий русской армией.
  • «Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное ,
  • спокойное внимание и напряжение , едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела . »
  • «Простая, скромная и потому величественная фигура»
Наполеон-император «На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия» .

Наполеон-император

«На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия» .

  • «Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный , осанистый вид , который имеют в холе живущие сорокалетние люди . »
Сравнительная характеристика  Кутузов  Наполеон   Любимец солдат и боевых офицеров. Он знал для победы в кампании нужно «терпение и время все увидеть, выслушать, запомнить, ничему полезному не помешать и не позволить ничего вредного.».

Сравнительная характеристика Кутузов Наполеон

  • Любимец солдат и боевых офицеров.
  • Он знал для победы в кампании нужно «терпение и время все увидеть, выслушать, запомнить, ничему полезному не помешать и не позволить ничего вредного.».

  • Войска и люди преклонялись перед ним. Умел увлечь за собой тысячи людей.
  • Он уверен, что его присутствие повергает людей в восторги самозабвение, что все в мире зависит только от его воли.
Бородинское сражение   Кутузов накануне молится всем миром перед иконой Смоленской Божьей матери . Кутузов отступает , идя к победе , берет на себя решение судьбы армии и страны. Он знал и старческим умом понимал , что руководить  сотнями человек ,  борющихся со смертью , нельзя одному человеку ,  и знал , что решает участь сражения …  та  неуловимая сила называемая  духом войска .

Бородинское сражение

  • Кутузов накануне молится всем миром перед иконой Смоленской Божьей матери .
  • Кутузов отступает , идя к победе , берет на себя решение судьбы армии и страны.

Он знал

и старческим умом понимал , что руководить сотнями человек ,

борющихся со смертью , нельзя одному человеку ,

и знал , что решает участь сражения

та неуловимая сила называемая

духом войска .

  • «
«Наполеон же играл роль доктора , который мешает своими лекарствами» «Наполеон знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь погубить его и его войска.»  «Известие о том , что русские атакуют левый фланг французской армии , возбудило в Наполеоне ужас .  Подобного ужаса ,  такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видали еще ни Наполеон , никто из его генералов . »

  • «Наполеон же играл роль доктора , который мешает своими лекарствами»
  • «Наполеон знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь погубить его и его войска.»
  • «Известие о том , что русские атакуют левый фланг французской армии , возбудило в Наполеоне ужас .
  • Подобного ужаса ,
  • такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видали еще ни Наполеон , никто из его генералов . »

Вывод:

Вывод:

  • Наполеона отличает лицемерие , себялюбие ,
  • искусственность ,
  • театральность ,
  • неумение думать о других .
  • По замыслу Толстого, Наполеону была уготована нечеловеческая роль, ум и совесть его были помрачены, а поступки были « слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого»
Кутузов – народный полководец , близкий к солдатам ,  несущий в себе естественность , истинную любовь , патриотизм , умение думать об армии , а не о себе . В нем – величие , простота , добро и правда .
  • Кутузов – народный полководец , близкий к солдатам ,
  • несущий в себе естественность ,
  • истинную любовь ,
  • патриотизм ,
  • умение думать об армии , а не о себе .
  • В нем – величие , простота , добро и правда .

Просмотр содержимого презентации
«Дорогами Пушкина»

Дорогами Пушкина

Дорогами Пушкина

.  Пушкин  родился в Москве  26 мая (6 июня)1799 года  в дворянской помещичьей семье  В день праздника  Вознесения

.

Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня)1799 года в дворянской

помещичьей семье В день праздника

Вознесения

А. С. Пушкин - ученик

А. С. Пушкин - ученик

Творческая мастерская

Творческая мастерская

Дорогами Пушкина

Дорогами Пушкина

Просмотр содержимого презентации
«МИФЫ НАРОДОВ МИРА»

МИФЫ НАРОДОВ МИРА Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны. Д. С. Лихачёв

МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны.

Д. С. Лихачёв

Миф – греческое слово ( mythos) , означающее «слово», «предание», «сказание».

Миф – греческое слово ( mythos) , означающее «слово», «предание», «сказание».

Иван Царевич и серый волк Одиссей
  • Иван Царевич и серый волк
  • Одиссей
СКАЗКА произведение УНТ вымысел простые люди  развлечь детей  любимые герои  МИФ произведение УНТ  правдивые рассказы о том, что действительно было  певцы-рапсоды, аэды  объяснить мир, прославить героев  любимые герои
  • СКАЗКА
  • произведение УНТ
  • вымысел
  • простые люди
  • развлечь детей
  • любимые герои
  • МИФ
  • произведение УНТ
  • правдивые рассказы о том, что действительно было
  • певцы-рапсоды, аэды
  • объяснить мир, прославить героев
  • любимые герои
ЧТО ИНТЕРЕСОВАЛО ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА И ОТРАЖАЛОСЬ В МИФАХ

ЧТО ИНТЕРЕСОВАЛО ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА И ОТРАЖАЛОСЬ В МИФАХ

    происхождение мира    добро и зло    границы возможностей человека

    происхождение мира

    добро и зло

    границы возможностей человека

    Аид бог царства мертвых Аполлон бог солнца и покровитель искусств Арес бог войны Артемида богиня охоты Афина богиня мудрости и справедливой войны Афродита богиня любви и красоты Гера царица богов Гермес бог торговли и ловкости Гестия богиня домашнего очага Гефест бог огня и кузнечного ремесла Деметра богиня полей и плодородия Зевс верховный бог Кронос бог времени Ника ( Нике ) богиня победы Посейдон бог морей и землетрясений Эрот ( Эрос ) бог любви

    Аид

    бог царства мертвых

    Аполлон

    бог солнца и покровитель искусств

    Арес

    бог войны

    Артемида

    богиня охоты

    Афина

    богиня мудрости и справедливой войны

    Афродита

    богиня любви и красоты

    Гера

    царица богов

    Гермес

    бог торговли и ловкости

    Гестия

    богиня домашнего очага

    Гефест

    бог огня и кузнечного ремесла

    Деметра

    богиня полей и плодородия

    Зевс

    верховный бог

    Кронос

    бог времени

    Ника ( Нике )

    богиня победы

    Посейдон

    бог морей и землетрясений

    Эрот ( Эрос )

    бог любви

    Просмотр содержимого презентации
    «Тема маленького человека в литературе»

    ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

    ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА

    В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

    Кого в литературе мы обыкновенно называем «маленьким» человеком? Каковы истоки и традиции обращения к этой теме?

    Кого в литературе мы обыкновенно называем

    «маленьким» человеком?

    Каковы истоки и традиции обращения к этой теме?

    Гуманистическая традиция, заложенная Карамзиным, в трактовку темы «маленького» человека , получила развитие в литературе 19 века. «Маленький человек» - это герой, наделенный глубокими искренними чувствами, способный к душевным переживаниям и страданиям.

    Гуманистическая традиция, заложенная Карамзиным, в трактовку темы «маленького» человека , получила развитие

    в литературе 19 века.

    «Маленький человек» - это герой, наделенный глубокими искренними чувствами, способный к душевным переживаниям и страданиям.

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века Каков социальный статус главных героев произведений?  А.С. Пушкин Н.В. Гоголь «Станционный смотритель» Ф.М. Достоевский «Шинель» Самсон Вырин А.П. Чехов «Бедные люди», «Преступление и наказание» Акакий Акакиевич Башмачкин «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» Макар Девушкин, Мармеладов Червяков, Тонкий

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века

    Каков социальный статус главных героев произведений?

    А.С. Пушкин

    Н.В. Гоголь

    «Станционный смотритель»

    Ф.М. Достоевский

    «Шинель»

    Самсон Вырин

    А.П. Чехов

    «Бедные люди»,

    «Преступление и наказание»

    Акакий Акакиевич Башмачкин

    «Толстый и тонкий»,

    «Смерть чиновника»

    Макар Девушкин,

    Мармеладов

    Червяков, Тонкий

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века Как авторы изображают характеры и внутренний мир своих героев? А.С. Пушкин Н.В. Гоголь «Станционный смотритель» Ф.М. Достоевский «Шинель» Самсон Вырин А.П. Чехов «Бедные люди» «Преступление и наказание» Акакий Акакиевич Башмачкин «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» Макар Девушкин, Мармеладов Червяков, Тонкий

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века

    Как авторы изображают характеры и внутренний мир своих героев?

    А.С. Пушкин

    Н.В. Гоголь

    «Станционный смотритель»

    Ф.М. Достоевский

    «Шинель»

    Самсон Вырин

    А.П. Чехов

    «Бедные люди»

    «Преступление и наказание»

    Акакий Акакиевич Башмачкин

    «Толстый и тонкий»,

    «Смерть чиновника»

    Макар Девушкин,

    Мармеладов

    Червяков, Тонкий

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века Почему так трагична жизнь «маленьких» людей и финал произведений? А.С. Пушкин Н.В. Гоголь «Станционный смотритель» Ф.М. Достоевский «Шинель» Самсон Вырин А.П. Чехов «Бедные люди» «Преступление и наказание» Акакий Акакиевич Башмачкин «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» Макар Девушкин, Мармеладов Червяков, Тонкий

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века

    Почему так трагична жизнь «маленьких» людей и

    финал произведений?

    А.С. Пушкин

    Н.В. Гоголь

    «Станционный смотритель»

    Ф.М. Достоевский

    «Шинель»

    Самсон Вырин

    А.П. Чехов

    «Бедные люди»

    «Преступление и наказание»

    Акакий Акакиевич Башмачкин

    «Толстый и тонкий»,

    «Смерть чиновника»

    Макар Девушкин,

    Мармеладов

    Червяков, Тонкий

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века Какие чувства вызывают у читателя герои? Каково к ним авторское отношение? А.С. Пушкин Н.В. Гоголь «Станционный смотритель» Ф.М. Достоевский «Шинель» Самсон Вырин А.П. Чехов «Бедные люди» «Преступление и наказание» Акакий Акакиевич Башмачкин «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» Макар Девушкин, Мармеладов Червяков, Тонкий

    Развитие темы «маленького человека» в литературе XIX века

    Какие чувства вызывают у читателя герои?

    Каково к ним авторское отношение?

    А.С. Пушкин

    Н.В. Гоголь

    «Станционный смотритель»

    Ф.М. Достоевский

    «Шинель»

    Самсон Вырин

    А.П. Чехов

    «Бедные люди»

    «Преступление и наказание»

    Акакий Акакиевич Башмачкин

    «Толстый и тонкий»,

    «Смерть чиновника»

    Макар Девушкин,

    Мармеладов

    Червяков, Тонкий

    ВЫВОД Станционный смотритель Самсон Вырин , настоящие и бывший мелкие чиновники петербургских департаментов Акакий Акакиевич Башмачкин , Макар Девушкин и спившийся Мармеладов наиболее ярко представляют тип бедного, униженного, бесправного человека , которому негде искать защиты. «Маленький» человек мучительно переживает свое положение, болезненно реагирует на насмешки и осуждение окружающих. «Маленький» человек лишается самого главного – смысла жизни . «Маленький» человек вырастает до подлинно трагического образа , вызывающего глубокое сострадание авторов и читателей . Гоголь и Достоевский открыли в бедном чиновнике человека . Чехов показал, что «маленький» человек нисколько не меньше, чем всякий иной, способен быть по натуре чиновником.

    ВЫВОД

    Станционный смотритель Самсон Вырин , настоящие и бывший мелкие чиновники петербургских департаментов Акакий Акакиевич Башмачкин , Макар Девушкин и спившийся Мармеладов наиболее ярко представляют тип бедного, униженного, бесправного человека , которому негде искать защиты. «Маленький» человек мучительно переживает свое положение, болезненно реагирует на насмешки и осуждение окружающих. «Маленький» человек лишается самого главного – смысла жизни . «Маленький» человек вырастает до подлинно трагического образа , вызывающего глубокое сострадание авторов и читателей . Гоголь и Достоевский открыли в бедном чиновнике человека . Чехов показал, что «маленький» человек нисколько не меньше, чем всякий иной, способен быть по натуре чиновником.

    Домашнее задание:

    Домашнее задание:

    • письменные задания (по выбору):
    • Почему тема «маленького» человека так волновала величайших писателей русской литературы XIX века?
    • Как вы думаете, почему в русской литературе XIX века тема «маленького» человека оказалась такой распространенной?
    • В чем различия в трактовке «маленького» человека» в творчестве писателей XIX - XX веков?
    • разработка и создание мультимедийной презентации «Тема «маленького» человека в русской литературе XIX века».
    Интернет-ресурсы: http://otrok-ua.ru/fileadmin/user_upload/010/mal_geroi.jpg Башмачкин http://900igr.net/datai/literatura/Malenkij-chelovek/0005-004-Tema-malenkogo-cheloveka-v-literature-XVIII-XIX-vekov.jpg толстый и тонкий http://bse.sci-lib.com/pictures/00/02/277764275.jpg Макар Девушкин http://900igr.net/datai/literatura/Pushkin-Povesti-Belkina/0007-005-Stantsionnyj-smotritel-Samson-Vyrin.jpg Самсон Вырин http://artnow.ru/img/276000/276843.jpg  Самсон Вырин http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/53048974.jpg толстый и тонкий http:// www.booksreader.org/files/DaniilZatochnik.gif Даниил Заточник http://s5.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/090228211954/090505185900/p_f.jpg станционный смотритель http://900igr.net/datai/literatura/Gogol-SHinel/0009-006-Znachitelnoe-litso.jpg значительное лицо http://www.academ.info/upload/node_images_ext/2010/05/13844/4fe4bf4970f3c7de.jpg Акакий Акакиевич http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000025/pic/000627.jpg Червяков http://echo.msk.ru/att/element-636636-misc-13.jpg Карамзин http://russian7.ru/wp-content/uploads/2012/02/1_1.jpg Даниил Заточник http://www.rudata.ru/w/images/4/4e/Bednaja_Liza.jpg Бедная Лиза http://j.livelib.ru/boocover/1000309207/l/013e/N._M._Karamzin__Bednaya_Liza.jpg обложка http://m.ruvr.ru/data/2012/02/03/1248992387/4foto.jpg Бедная Лиза

    Интернет-ресурсы:

    http://otrok-ua.ru/fileadmin/user_upload/010/mal_geroi.jpg Башмачкин

    http://900igr.net/datai/literatura/Malenkij-chelovek/0005-004-Tema-malenkogo-cheloveka-v-literature-XVIII-XIX-vekov.jpg толстый и тонкий

    http://bse.sci-lib.com/pictures/00/02/277764275.jpg Макар Девушкин

    http://900igr.net/datai/literatura/Pushkin-Povesti-Belkina/0007-005-Stantsionnyj-smotritel-Samson-Vyrin.jpg Самсон Вырин

    http://artnow.ru/img/276000/276843.jpg Самсон Вырин

    http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/53048974.jpg толстый и тонкий

    http:// www.booksreader.org/files/DaniilZatochnik.gif Даниил Заточник

    http://s5.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/090228211954/090505185900/p_f.jpg станционный смотритель

    http://900igr.net/datai/literatura/Gogol-SHinel/0009-006-Znachitelnoe-litso.jpg значительное лицо

    http://www.academ.info/upload/node_images_ext/2010/05/13844/4fe4bf4970f3c7de.jpg Акакий Акакиевич

    http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000025/pic/000627.jpg Червяков

    http://echo.msk.ru/att/element-636636-misc-13.jpg Карамзин

    http://russian7.ru/wp-content/uploads/2012/02/1_1.jpg Даниил Заточник

    http://www.rudata.ru/w/images/4/4e/Bednaja_Liza.jpg Бедная Лиза

    http://j.livelib.ru/boocover/1000309207/l/013e/N._M._Karamzin__Bednaya_Liza.jpg обложка

    http://m.ruvr.ru/data/2012/02/03/1248992387/4foto.jpg Бедная Лиза