Мастер - класс
Тема: Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка.
Цель: способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников?
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью моего мастер-класса: познакомить с некоторыми приемами мотивации, которые я использую на уроках русского языка.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Каждый из вас должен выбрать себе самый понравившийся, самый эффективный прием, метод или форму мотивации. И записать его на листочке.
Итак, как я уже сказала, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. мотив достижения успеха.
Чтобы организовать ситуацию успеха можно использовать различные методы, способы и приемы.
Как же создается эмоциональный настрой на уроках?
Перед вами 1 этап мотивации урока.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
На слайде:
Упражнение «Поздоровайся глазами».
Это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.
2. Эмоциональная разминка.
- Поговорим?
- Поговорим!
- А знаете о чём?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим?
- Поговорим!
- Нам будет интересно!
3. Установление контакта с учениками.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
Так предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение и интерес к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
2 этап - создание проблемной ситуации, подведения к теме
Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
На слайде
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют
корня, например, глагол вынуть)
Эврика. Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
3 этап
Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов групповой самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Здесь представлены используемые приемы деления учащихся на группы
На слайде
Деление на группы по временам года. (Кто когда родился)
Деление на группы по сферам деятельности, интересам.
На слайде
«Творчество». Придумать орфоэпические рифмовки (1 гр. – свекла, цемент; 2гр. – квартал, творОг). Такого рода задания позволяют детям легче запомнить постановку ударения в словах.
4 этап
На слайде
Ролевая игра
«Оратор».
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор».
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
обеспечение - обеспечить
завидно - завидовать
рефлексия – рефлекс
одновременно - время
«Редактор газеты».
Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте.
5. Фантазёр.
На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.
6. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Подберите слова на эту тему.
- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!
5 этап
На слайде
1.Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие.
Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.
2. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
6 этап
На слайде
Пятерочка - вписывается свое мнение об уроке в каждый палец контура руки
Каждый из нас по многу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.
Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
Право выбора методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.
Я считаю, что стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.
«Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и я не могу не согласиться с этим мнением.