СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы мастер-класса «Организация уроков иностранного языка с использованием технологии «Дебаты» как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы мастер-класса «Организация уроков иностранного языка с использованием технологии «Дебаты» как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

Просмотр содержимого документа
«Материалы мастер-класса «Организация уроков иностранного языка с использованием технологии «Дебаты» как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС»»

Выступление на тему:

Использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка

как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС.


В условиях современной российской действительности институт образования столкнулся с необходимостью формирования у подрастающего поколения личностных качеств, которые позволили им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. К сожалению, в последние годы наблюдается снижение уровня коммуникативной компетентности и выпускников школ. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные уроки, которые используются в системе школьного образования, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности обучающихся к коммуникации. Поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся становиться весьма актуальным.

Позвольте задать Вам один только вопрос: множественность позиций — это плохо? Разве наличие выбора из разных вариантов не является показателем развития? Если Вы ответите «ДА» то, как тогда выбрать «самое лучшее решение», если не представляешь себе всех остальных. Как развить у учащихся коммуникативные навыки и научить выбирать правильное решение из множества других. Именно в этом направлении на помощь педагогам приходит такое действие, как дискуссия. Не будет преувеличением, если сказать, что именно дискуссия является важнейшим элементом общественной жизни и инструментом развития принятия решения у учащихся.

Дискуссия — (от лат. discussion) исследование, рассмотрение, обсуждение. Для понятия «дискуссия» можно выделить два основных значения.

1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

2.Педагогический метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включению обучаемых в коллективный поиск истинного, верного решения вопроса.

Дискуссия, как педагогическая методика существенно увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности. Учащиеся получают возможность проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении, а эффективность и заинтересованность обучения повышается в разы. Одной из форм организации дискуссии являются дебаты.

Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты — целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

Технология «Дебаты» предполагает:

- активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности путем включение разных сторон в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

- обеспечение диалогического общения не только между преподавателем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» довольно широки.

Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Задачи решаемые в процессе дебатов:

1. Осознание у обучающихся противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

2. Актуализация ранее полученных знаний;

3. Творческое переосмысление возможностей их применения.

В зависимости от того, какие цели и задачи ставит учитель на уроке возможно проведение следующих видов дебатов:

1. Командные (дебаты Карла Поппера, парламентские дебаты, дебаты Линькольна-Дугласа и т. п.);

2.  Индивидуальные (Импровизационная речь, авторское исполнение и т. п.).

Стоит отметить, что преподавателю придется столкнуться при организации дебатов с рядом трудностей. Среди которых: слабые навыки разговорной речи у учащихся, соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре, нетерпимость к другим мнениям и взглядам, чрезмерная эмоциональность, формальность обсуждения проблемы, недостаточность знаний по заявленной темы, неумение распределить время, доминирование отдельных учащихся в ходе дебатов.

Именно поэтому столь необходимо строго соблюдать три основных принципа дебатов:

1.   Уважение — нельзя унижать человека за то, что он с Вами не согласен. Дебаты никогда не касаются личности участников. Дебаты — это столкновение аргументов, а не самих оппонентов.

2.    Честность — только проверенные и подтвержденные аргументы и доказательства. Проверенный и подготовленный материал — это сердце ваших логических построений.

3.    Главное знание — во все времена основным назначением дебатов было обогащение знаний. Именно поэтому главное в дебатах — обучение.

Здесь нет проигравших и победителей, здесь есть только те кто совершенствует свои знания и умения. Соблюдение указанных принципов позволяют весьма эффективно провести дебаты, в ходе которых учащиеся развивают критическое мышление, навыки устной речи и организации своих мыслей, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе и умение работать в команде.

Успех дискуссии зависит не только от участников, но и от определяется выполнения руководителем (организатором) следующих требований:

-        вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными; преподаватель должен обладать широкой общественной и научно-технической эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;

-        руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, изучаемые учащимися, увязывать содержание курса с актуальными вопросами современной жизни, с новейшими открытиями в науке и технике;

-        обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи преподавателя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации.

Без этого условия речь преподавателя остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Что касается изучения иностранного языка, то согласно ФГОС, одной из целей в процессе его обучения является развитие у учащихся такого УУД, как коммуникативная компетенция, то есть, в частности, формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникативной ситуации, а также владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка.


Например, рассмотрим организацию дебатов на уроках и внеурочных занятиях на иностранном языке.

Предполагается обязательное наличие следующих компонентов:

- темы игры — определенного утверждения (Motion);

- участие двух команд — Утверждения и Отрицания (Proposition and Opposition), игроков (Speakers) — по три участника в каждой команде,

- критериев (Criterion) — основной ценности команды, например — достижение благополучия в обществе, глоссарий — терминологии по конкретной теме игры;

- аргументов — кратких тезисов, сформулированных участниками в подтверждение/опровержение главной темы игры, и фактов — конкретных примеров, подтверждающих аргументы;

- за соблюдением временных ограничений следит тайм-кипер (Timekeeper).

Команды соревнуются между собой, пытаясь убедить жюри (Jury) в том, что, с одной стороны, именно их сторона представила более убедительные аргументы и доказала (либо опровергла) данную в начале игры тему, а аргументы их визави, с другой стороны, не выдерживают критики.

Победителем является та команда, которой удалось выстроить более четкую и убедительную линию аргументации, опровергнуть аргументы и контраргументы своих оппонентов и в конечном итоге получить большее количество баллов по сумме индивидуальных речей.

Очень важный момент заключается в следующем: и судьи, и команды (сторона, которую они будут представлять, выпадает им по жребию) должны выполнять свою роль независимо от того, что они сами думают или чувствуют по поводу темы игры, то есть они на время дуэли должны оставить в стороне свое личное мнение.

Непосредственно самим дебатам предшествует подготовительный этап, во время которого участники изучают литературу по теме игры, разрабатывают свою линию аргументации, собирают различные доказательства, примеры, факты, статистику — в подтверждение своих аргументов, рассматривают возможные аргументы своих соперников и способы их опровержения, пытаются предугадать вопросы своих соперников и ответы на них. Это этап кропотливой работы, поэтому учитель, организовывающий дебаты, должен заблаговременно предупредить участников о теме игры, так как в зависимости от сложности темы на подготовку им может понадобиться времени от 15–20 минут до нескольких дней.

Практическая значимость этой игры, с точки зрения развития УУД, заключается в следующем:

С точки зрения предметных результатов:

  • игра помогает ученикам консолидировать свои языковые знания и умения, полученные  на уроках английского языка;

  • в процессе подготовки к игре участники зачастую расширяют свой словарный запас английского языка, изучая новую лексику по теме игры;

С точки зрения совершенствования метапредметных умений и навыков:

  • ученики совершенствуют навыки монологической и диалогической речи, которые будут для них незаменимыми при сдаче раздела «Говорение» ЕГЭ;

  • развивается умение быстро сориентироваться и подобрать нужные слова, чтобы парировать аргументы и контраргументы своих оппонентов;

  • реализуются задачи по укреплению межпредметных связей, так как ученики в процессе подготовки изучают информацию из энциклопедий, работают со словарями, статистическими данными;

  • формируются и развиваются навыки красноречия, умения выступать перед аудиторией, зачастую большой;

  • развивается умение работать в команде, распределять роли, выполняемые каждым игроком для достижения общей цели;

  • развивается умение анализировать и критически оценивать информацию, так как в процессе игры стороны, как уже указывалось выше, пытаются найти слабые места в аргументах своих оппонентов, доказать жюри их несостоятельность, обосновать недостоверность фактов, на которых они основываются;

  • развивается мастерство тайм-менеджмента, то есть умения правильно распределять время своего выступления, так как на каждую речь отводятся временные рамки, за несоблюдение которых команду могут оштрафовать.

Вместе с тем эта игра воспитывает и такие важные личностные качества, как:

  • воля, дисциплинированность, ответственность, так как дебаты — это состязательная игра, и конечный успех команды во многом зависит от того, насколько качественно все игроки выполнили свои функции как в процессе подготовки, так и непосредственно во время дуэли;

  • уважение ко всем участникам дебатов — во время игры стороны должны максимально корректно доказывать правоту своих аргументов;

  • следование принципу «после драки кулаками не машут», то есть умение воздержаться от споров и жестких комментариев после окончания игры.


Фрагмент урока, проведенного по технологии "Дебаты”.

Урок 6 по теме «Good Results at Any Costs?» Unit 6 “Sports”

УМК New Millennium English Авторы: О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая и др.


Подготовительный этап состоит из 2 сегментов:

- первый, целью кооторого является развитие лексических навыков учащихся через использование диалогов – образцов. В течение двух уроков проводилось введение новой лексики и закрепление в речевых упражнениях. Данная работа направлена на расширение словарного запаса по теме «Спорт»;

- второй нацелен наразвитие умений диалогического взаимодействия. Проводятся микро – дебаты по более узким темам: «Спорт и здоровье», «Другая сторона спорта».

Основной этап включает в себя непосредственное проведение дебатов. Каждая команда представляла аргументированные выступления в соответствии с правилами дебатов.

Тезис стороны Proposition:

Professional sport is good and useful


Критерий:

Professional athletes represent their country and provide a role model for healthy lifestyle.

Аргументы:

• Professional sport educates a strong will, discipline, ability to overcome difficulties

• It gives a chance to acquire a lot of friends

• It helps to increase self- esteem and self- confidence

• Professional sport is a possibility to become famous

• It gives a chance to see the world

• It helps athletes to earn a lot of money

• Professional sport develops the feeling of patriotism


Свидетельства, факты, мнения, статистика, подкрепляющие аргументы. (Учащиеся собирают материал самостоятельно, используя учебник, справочную литературу, электронные ресурсы)


Тезис стороны Opposion:

Professional sport is bad and dangerous

Критерий:

Professional athletes are spoilt and overpaid. They contribute nothing to society.

Аргументы:

  • Professional sport often makes athletes selfish and too ambitious

  • Athletes are forced to keep a diet

  • Athletes have no possibility to make a decision of their own

  • Professional sport is associated with hard work? Injuries and tiredness

  • Professional sport is often unfair

  • Athletes are forced to sacrifice a lot of things


1) Warm-up Discussion

- Good morning everyone. We are going to speak about professional sport today. That’s why the topic of debate is “Professional sport: for and against”.

- Today we’ll have a debate-lesson. First of all, Let’s revise the rules of the debates. Let’s read them:

  • Work as a team and always support each other.

  • Listen to your opponents carefully.

  • Make notes while your opponents are speaking to keep track of their ideas.

  • Try to answer your opponents’ questions giving reasons for your opinion.

  • Be polite and disciplined during the debate.

  • Never interrupt each other.

  • Don’t speak longer than the set time limit


- Well, now let’s see what is necessary to be a good speaker.

  • Demonstrate a good knowledge of the topic

  • Use examples and facts to support the arguments

  • Show enthusiasm and confidence

  • Try to answer the questions even if they are tough

  • Speak loudly and clearly


The teams have 5 minutes to choose the speakers and to discuss the idea from different sides. The jury, please, take some sheets of paper to write down the marks and remember: don’t discuss them with anybody!

    • Are you ready? Let’s start!


2) The main part. Debate Procedure

- Let me open the debate. The floor is given to the first speaker of Proposers.

1. Proposer 1

Good morning.

Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second speaker in our team is P2. And the third speaker is P3.

Our team supports the idea… Our first argument is…Our second argument is …

- Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?

2. Opposer 2

Would you answer some questions?

Can you name…? What can you say about the fact that …?

Proposer 1: Thank you for your questions. I try to answer them

- Thank you. The floor is given to Opposers.

3. Opposer 1

Good morning. I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the second speaker and O3 is our third speaker.

We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the motion of the debate. Firstly…. The second argument doesn’t seem to be convincing either.

- Thank you. The floor is given to the Proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other.

4. Proposer 3

The speaker tried to change our minds saying …But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks questions)

Opposer 1 answers them.

Далее дебаты продолжаются в соответствии с форматом.

3) Conclusion

Please, vote for the decision.

Далее дебаты продолжаются в соответствии с форматом. Нужно отметить, что обучающиеся должны хорошо знать правила, роли и уметь выдерживать заданный регламент. Дебатам предшествовала большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Учащиеся делали выписки, продумывали возможные линии столкновения.

После проведения дебатов были подведены итоги.


В заключение следует отметить, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка на старшей ступени обучения в целом и к подготовке обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать обучающихся к изучению английского языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку.


Подводя итог всему сказанному, стоит отметить, что получаемые лингвистические, интеллектуальные и социальные навыки способствуют успешному взаимодействию в обществе. Однако, несмотря на то, что дебаты являются важной формой проведения занятий, не следует излишне злоупотреблять данной методической формой работы, так как эмоциональный фон не может из урока в урок поддерживаться на высоком уровне. Недопустимо формальное отношение учащихся к дебатам. Альтернативой дебатам может служить короткая дискуссия в начале каждого урока при определенном мастерстве и творческом подходе учителя станет хорошим мотивационным моментом перед изучением темы, особенно если темы будут выбирать сами школьники.