СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы представленные на пед. совете "Стирая грани или мир без границ". Открытое занятие с ребенком с расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении детей с РАС существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Исходя из этого строить занятие с таким ребенком необходимо учитывая все вышеперечисленное.

Просмотр содержимого документа
«Материалы представленные на пед. совете "Стирая грани или мир без границ". Открытое занятие с ребенком с расстройством аутистического спектра»

КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»










Материалы, представленные на педагогическом совете на тему:

«Стирая грани или мир без преград»

(конспект занятия и видеоролик из практики работы «Организация образовательной и коррекционно-психологической помощи детям с ОВЗ»)








Социальный педагог

Ишниязова В.В.

Высшая квалификационная категория
















2017 г.

Мценск


Открытое занятие с ребенком с расстройством аутистического спектра (индивидуальное, 4 года).

(занятие построено с учетом индивидуальных особенностей ребенка)


Пояснительная записка: При обучении детей с РАС существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Исходя из этого строить занятие с таким ребенком необходимо учитывая все вышеперечисленное.


Цели и задачи занятия:

-закрепление устойчивого эмоционального контакта с педагогом;

-обучение его простым навыкам контакта;

-смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-развитие тактильных и сенсорных ощущений;

-развитие познавательной активности;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.


Используемые материалы: мыльные пузыри, конструктор Лего (крупные части), изображение лица человека, разрезная картинка с изображением лица человека, MP 3 проигрыватель, угощение


План заданий и упражнений:

Приветствие

Цель: Закреплять элементарные навыки приветствия (протягивать руки) в ответ на приветствие педагога.

-Здравствуй, Коля!

Протянуть руки и дождаться, когда ребенок положит руки на протянутые руки. Создать положительное настроение, смотреть в глаза ребенку и улыбаться.

Установка на занятие

Цель: Задать положительное настроение и выяснить желание ребенка заниматься.

Ход занятия

Цель: Закреплять знания ребенка о частях тела и лица.


-Сейчас мы с тобой будем заниматься. Ты хочешь заниматься?

- Скажи мне, где Коля? (ребенок показывает рукой на себя)

- Скажи – Я!

- Молодец, Коля хороший мальчик. Давай с тобой обнимемся!

Глаза

Цель: Закреплять сенсорное восприятие цвета и размера

- Покажи мне, где у тебя глазки? Правильно! А где у меня глазки? Хорошо.

- Давай с тобой поморгаем глазками. Умница.

- А теперь давай с тобой соберем конструктор.

(Собираем фигуру по образцу воспитателя из 4-х фигур, проговаривая каждый цвет. Даем установку: «Посмотри глазками, как сделала я! Сделай, как я! Найди такую же фигуру! Смотри внимательно»! Использую 4 цвета – зеленый, красный, синий, желтый)

-Хорошо, ты молодец! (обязательно поощряю ребенка хорошими словами и улыбкой)



Нос

Цель: закрепить с ребенком понимание роли носа в определении запахов

- А теперь, где у Коли носик? Правильно! А где у меня носик? Хорошо.

- А сейчас давай с тобой понюхаем …..

- Делай как я! Сильно вдыхай носиком!

-Хорошо, ты молодец! (обязательно поощряю ребенка хорошими словами и улыбкой)

Уши

Цель: закрепить музыкальное восприятие

- А где у Коли ушки! Правильно! А где второе ушко? А у меня, где ушки? Хорошо!

- А теперь давай с тобой послушаем ушками музыку и подвигаемся!

Игра-физминутка

Цель: закрепление частей тела, лица, развитие коммуникативного общения.

(Встаем из-за стола, он со своей стороны, я со своей. Включаю музыку)

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И бегаем кругом.

Это глазки, чтобы видеть.

Это носик, чтоб дышать.

Это ушки, чтобы слышать.

Это ножки, чтоб бежать.

Это ручки, чтобы маму

Очень крепко обнимать.

(движения выполняются в соответствии с текстом. В конце физминутки обнимаемся)

Рот (зубы)

Цель: закрепить с ребенком понимание роли рта

- А где у Коли ротик! Правильно! А где у Коли зубки? Хорошо.

- Давай с тобой постучим зубками. Молодец.

- А теперь давай с тобой пускать мыльные пузыри.

- Возьми мыльные пузыри.

- Сам открой!

- А теперь, как я – сильно дуй ротиком!

- Хорошо! А теперь я дую – а ты поймай мыльный пузырь!

- Молодец! У тебя хорошо все получилось!

Рассматривание изображения лица девочки

Цель: развивать понимание соотнесение частей лица на себе и на изображении

- Коля, покажи, где глазки (носик, ротик, ушки) на картинке.

- Хорошо! Ты молодец!

- А сейчас давай соберем вместе лицо девочки на картинке.

(ребенок собирает, а я ему помогаю)

- Молодец, Коля хороший. Давай с тобой обнимемся, ты очень хорошо занимался и я дам тебе угощение!

Прощание

Цель: закреплять умение махать рукой в ответ на словесное обращение «Пока-пока».







Из практики работы «Организация образовательной

и коррекционно-психологической помощи детям с ОВЗ»

В ноябре 2016 года, в детский дом поступил ребенок (Николай, 4 года), который был направлен на воспитание в учреждение на основании трехстороннего соглашения с матерью мальчика сроком на 1 год. Мать ребенка социально не состоятельна, имеет еще одного ребенка, который находится на воспитании в Доме ребенка, работает мойщицей посуды, имеет неполное среднее образование. С отцом детей, который имеет диагноз – шизофрения, состоит в разводе.

У ребенка отсутствовала речь, вёл себя неадекватно, постоянно кричал и убегал в коридор, после прогулки отказывался возвращаться в группу, не ложился спать в кровать, лежал на ковре или под кроватью. По заявлению матери, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПк было проведено обследование.

На момент обследования у Николая наблюдались проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно, отмечались нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Наблюдалось явное стремление к одиночеству, не играл с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Отсутствовало чувства страха. Остро реагировал на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Имелись трудности в усвоении социальных навыков. У мальчика полностью отсутствовала речь. Кроме этого воспитанник практически не был способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»). На любые занятия в группе или индивидуальные занятия со специалистами не садился, не выполнял инструкции педагогов. Ребенок проявлял признаки агрессии. Ребенку было свойственно полевое поведение (бесцельное перемещение по группе). Коля нуждался в постоянном контроле.

В заключении ПМПК Коле рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) Так же были рекомендованы индивидуальные занятии с социальным педагогом, направленные на формирование социальных навыков.

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.

Изучив литературу о расстройстве аутического спктра и на основании данного заключения, я, как член ПМПК детского дома, составила индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра).

Основная форма работы по данному образовательному маршруту – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 5 до 10 минут два раза в неделю в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия я обязательно следила за самочувствием ребенка и, учитывая его эмоциональное состояние, могла полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Коррекционно-развивающие занятия имели гибкую структуру. В их основе лежал набор заданий и игр, который менялся в зависимости от доминирующих интересов ребенка.

Начала свою работу с ознакомления и изучения частей лица и тела. Результат работы Вы только что увидели.

Задачами в данном направлении ставила:

  • формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда.

  • формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

  • формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.

  • формировать навык преодоления аффективных состояний.

  • развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

  • развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

  • развивать мелкую и крупную моторику рук: уметь протягивать руку к предмету и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь).

  • развивать мимику лица.

В результате работы столкнулась с определенными трудностями. Коля, в начале проведения индивидуального маршрута, с удовольствием шел заниматься, но наотрез отказывался выполнять задания, а когда я начинала настаивать на выполнении, то у него случались вспышки истеричного поведения. Он бросался на пол, начинал кричать и мотать головой из стороны в сторону. Постепенно он начал проявлять свой протест только отрицательным качанием головы, на пол не падал и не кричал. Т.е. ему нравилось индивидуальное внимание, но он не хотел выполнять задания. Пришлось прибегнуть к методу стимулирования его сладостями. Так Коля начал выполнять элементарные задания, ожидая, что в конце занятия его старания вознаградятся. В настоящее время он еще не всегда выполняет задания без угощения, но в основном мы справляемся уже без этого.

Большой проблемой, оказалось, привить ребенку образ собственного Я. Только на примере других детей и путем систематических занятий ребенок понял, что он Коля.

При поступлении Коли в детский дом, на любой вопрос, обращенный к нему, он показывал на свой нос. Сейчас, как вы смогли убедиться, он уже понимает заданный вопрос, что такое и где находится нос, рот, глаза, уши и что ими можно делать. Так же может определить части лица на рисунке. Добиться этого было очень сложно, так как в любой момент его эмоциональное состояние могло измениться и никакие уговоры, методы и приемы не могли его заставить ответить на мой вопрос. В самом начале маршрута наши задания и игры длились от 2 до 3 минут. Постепенно он смог концентрировать свое внимание более длительное время от 3 до 7 минут. Все наши занятия и игры проходили только действием по образцу, ему очень понравилось повторять за мной движения и действия. Постепенно, во время занятий он стал произносить первые слоги цветов, повторяя за мной и слово ПОКА. Так же, с удовольствием заметила, что ему очень нравиться обниматься, в последующем угощения, в виде стимула, заменила на обнимания, слова поощрения и жесты.

И как закрепительное упражнение на знание расположения частей лица взяла игры с песком. С самого первого занятия Коле очень понравилось, повторяя за мной, рисовать на песке. Он улыбался, смеялся. Эти занятия приносили много положительных эмоций и тактильных ощущений. После рисования, Коля внимательно рассматривал свой пальчик и песчинки на нем. И как результат проведенной работы, что Коля самостоятельно пытается изобразить на песке лицо, рисует и показывает где находятся части лица.

Так же, начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций. Начинает соотносить нос с запахом, глаза со зрением, уши со звуком, рот со вкусом.

В дальнейшем планирую заинтересовать Колю определенными видами деятельности, добиться группированию предметов по цвету и по форме; складыванию разрезных картинок из 4-х частей; собиранию пазлов с помощью взрослого.



Социальный педагог: В.В. Ишниязова ______________