Стратегия | Критерии |
Жизненная | Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка – отличный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счету. Но эта игрушка имеет еще и множество символических смыслов. Русская матрешка – чудный сувенир Прославила Россию и покорила мир. Красотой твоей любуемся, Мы взор не отводя. Матрешка-чудо-куколка Все любим мы тебя! |
Изобразительная | Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. Так, самая маленькая матрешка – это физическое тело человека, оно полностью созревает к 1-му году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребенку утвердиться в мире Яви. Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрешка – красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета – Исток. Следующая матрешка – это Жарье (эфирное) тело человека, полностью формируется к 3-м годам. Чтобы укрепить его, проводится возрастное посвящение Посажены на коня – для мальчиков, Зоря-Провестница – для девочек. Эта матрешка – оранжевого цвета, поскольку эфирное тело связано с чарой оранжевого цвета – Зарод. Еще большая матрешка – Навье (астральное) тело человека – желтого цвета, связана с чарой Живот. Формируется к 7 годам, проводится посвящение Подпоясывание – для мальчиков, Закосычивание – для девочек. Следующая матрешка – Клубье (ментальное) тело – зеленого цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник. Голубая матрешка (горловая чара Устье) – Причинное (каузальное) тело, формируется к 21 году, человек готов творить свое пространство, а значит пройти посвящение в Мужа или Жену – свадебный обряд. Синяя матрешка (чара Око) – Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать. Самая большая – фиолетовая матрешка (чара Родник), символизирует Дивье тело (душа человека, катеральное, атмическое тело). Человек лучше всего осознает его, когда проходит посвящение в Дедушку или Бабушку. Следующие же матрешки-тела – Правье тело и Джива имеют очень высокие вибрации, поэтому не имеют цвета – это уже свет. |
Авторская | Знатоки полагают, что русский мастер, точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки и заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только «докопавшись до сути» - последней фигурки. |
Культурная | Матрешка – символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрешка с многочисленным матрешкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков. Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского, что означает «мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой. |
Импрессивная | Матрешка – символ единства и многопроявности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Поэтому матрешка также несет идею отражения малого в великом, макрокосмоса – в микрокосме. Матрешка со всеми ее составляющими – это символ многомерности и многослойности Вселенной и человека – его энергетических тел. Наши предки знали об этом, поэтому существовали возрастные посвящения, которые помогали укрепить соответствующие энергетические тела. |
Ассоциативное | Матрешку ассоциируют с символом рода – матерью. Хозяйкой очага и берегиней семьи. |
Эмоциональное | Мы матрешки, мы матрешки. Утром рано мы встаем. Вшестером поем частушки И танцуем вшестером. Никогда мы не скучаем. Шесть у нас платочков есть. Чашек шесть у нас для чая И салфеток тоже шесть. И кроваток нам не нужно. Потому что в час ночной Спим мы вместе. Спим мы дружно. Спим мы все одна в другой. Загадка Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская … (Матрёшка) |
Стилистическая | СТИЛИ РОСПИСИ Загорский стиль При упоминании о загорской матрёшке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Роспись матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. В росписи матрёшки обычно используются три-четыре цвета – красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Мериновская матрёшка Несмотря на то, что мастерицы вроде бы писали с одного образца, у каждой были свои наиболее излюбленные мотивы, формы цветов, колорит. Отличались композиции по ритмической напряженности и по цветовым нюансам. Даже работы одной и той же мастерицы, но разных лет, отличаются по рисунку лиц и орнаменту, словно в каждое время своя мода на матрёшку диктовала особу стилистику росписи. Семёновская матрёшка Семёновские матрешки были однотипными и отличались несколько суровым выражением лиц, в них также наблюдалась некоторая неустойчивость стилистики росписи. В 1940-е гг. для многих матрёшек было характерно симметричное построение общей композиции изделий. Симметрия черт лица дополнялась в больших куколках симметричным расположением цветка на фартуке, что сообщало образу матрёшки некую торжественность и даже монументальность. В меньших размером куколках-вкладышах композиция строилась более свободно, ветка с листьями и цветами на фартуке часто шла диагонально или по горизонтали и симметрия в узоре нарушалась, что придавало образу куколки большую живость и непосредственность. Букеты из крупных алых цветов иногда дополнялись колосками ржи и полевыми цветами, васильками, колокольчиками. Полховская матрёшка Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново-красного, зелёного и чёрного цветов по предварительно нанесённому тушью контуру. Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет её необыкновенное многообразие от многоместных, подчёркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жёстко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семёновские соседи, расписывают матрёшки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Вятская матрёшка Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Для росписи матрёшек применяли масляные краски. Сама матрёшка в те годы представляла из себя девицу с румянцем на щеках в цветном В настоящее время вятская матрёшка лишь частично перекликается с традиционной, являясь преимущественно авторским продуктом, она, безусловно, являет собой определённый этап исторического развития вятской матрёшки, а потому содержит в себе большой потенциал, который в перспективе может получить закрепление традицией. Разнообразие видов и стилей Помимо вышеперечисленных разновидностей матрёшек, существуют ещё много различных по форме и по стилю росписи. Все они возникли в старинных центрах народного творчества и естественным образом впитали в себя их характерный художественный стиль, отражающий культуру данного региона и особенности существующего в нём промысла. Так появились и матрёшки, расписанные традиционными узорами под хохлому, гжель, жостово и др. |
Резюмирующая | Стихотворение С. Жулькова «Русская матрёшка» Кто матрешку создал, я не знаю, Но известно мне, что много лет, Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуемной страсти, Истинную русскую красу. На щеках навел зари румянец. Неба синь блесну в ее глаза. И пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал: Ну, так что ж, гуляй по свету, Весели себя, частной народ… И матрешка через всю планету До сих пор уверенно идет. Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице. И летит за ней по миру слава, О безвестном мастере – творце! |
Метафорическая | «иголка – в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...». |