Л.В.Мацкевич, ГУО «СШ № 2 г. Верхнедвинска» Витебской области
Урок
Тема. Глагол как самостоятельная часть речи: морфологическая норма (повышенный уровень)
Цели урока: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать морфологические признаки, синтаксические функции глагола, основные виды грамматических ошибок, обусловленных нарушением норм употребления глаголов в речи; уметь правильно писать глаголы в соответствии с орфографической нормой, находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с употреблением глаголов в речи; смогут выполнить тест.
Цели на языке учащихся: повторить и углубить знания о глаголе, его морфологических признаках, синтаксических функциях, правописании; ознакомиться с основными видами грамматических ошибок, обусловленных нарушением норм употребления глаголов в речи, учиться выявлять и исправлять их.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий, практический.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточные материалы.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Добрый день! Кто из вас, ребята, знает, какой сегодня день по народному календарю? Макарьев день, или день Макария Солнечного, Великого. Он считался великим целителем и советником. Он говорил: «Худое слово и добрых сделает худыми, а слово доброе и худых сделает добрыми». Давайте последуем совету Макария Великого, пожелаем друг другу добра и на этой позитивной ноте начнём урок!
Тема нашего урока — «Глагол как самостоятельная часть речи: морфологическая норма».
Какие цели вы себе поставите на урок? Где пригодятся вам эти знания? (Ответы учащихся.)
Проверить, как усвоили тему, вы сможете в конце урока, выполнив тест.
На уроках литературы мы начинаем знакомиться с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого. Будем говорить о его большой семье, о детях. Лев Толстой часто писал письма своим детям. Перед вами отрывок из его письма сыну. Прочитаем его.
Советую тебе, мой милый мальчик, с нынешнего дня и до смерти учиться из всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться писать и играть на скрипке. Только тем наукам выучишься — и конец, а этой науке конца нет. И, главное, ни от какой науки нет та кой радости, сколько от этой. И все вокруг тебя всё больше и больше любят. Всякую минуту помни, что тебе надо быть добрым! Жизнь дана на добрые дела!
— В каком предложении выражена главная мысль текста? (Ответы учащихся.)
Тема «Жизнь дана на добрые дела!» — так мы озаглавим наш урок (записывается на доске).
II. Операционно-деятельностный этап.
Актуализация знаний.
Приём «Письмо по кругу».
Проверяется фронтально, действует правило неподнимания руки.
Работа в парах.
В тексте письма Льва Толстого назовите глаголы 1-го, 2-го спряжения; совершенного, несовершенного вида; переходные и непереходные; возвратные/невозвратные.
— Глаголы в форме каких наклонений присутствуют в тексте?
— Какие временные формы глаголов представлены в тексте?
— Какими членами предложения являются глаголы учиться, советую?
— Какие орфограммы по теме «Глагол» можно проиллюстрировать примерами из данного текста? (Правописание -тся/-ться, ь после шипящих в форме 2-го лица ед. ч., безударная гласная в личном окончании глагола — выучишься.)
— От чего зависит выбор букв в безударных личных окончаниях глаголов?
— Как определить спряжение?
При опросе используется правило неподнимания руки.
Графическая работа по теме «Буквы е/и в безударных личных окончаниях глаголов»
(один учащийся работает у доски).
Упр. 199: 10 первых глаголов необходимо поставить в форме 1-го лица множественного числа.
1 — вертим, 2 — бреемся, 3 — убедим, 4 — выздоровеем, 5 — бежим (разноспр.), 6 — передадим (арх. спр.), 7 — кричим, 8 жжём, 9 — пылесосим, 10 — преградим.
Учащиеся сверяют результаты работ со слайдом. В случае ошибки учащийся у доски комментирует выбор.
Графическая работа
123456789
♦
— Какие глаголы не относятся ни к 1-м; ни ко 2-му спряжению? Как они называются (Бежим — разноспрягаемый, передадим - архаичного спряжения.)
— Употребление какого глагола чаще всего вызывает затруднение с точки зрения соблюдения грамматических норм? (Бежать)
Физкультминутка.
— Подойдите к столам группами по три человека. Соберите пословицы, начала и продолжения которых лежат на разных стола: объясните их значение.
В результате читаются и объясняются пословицы:
Доброго человека в красный угол сажают.
Доброму человеку и чужая болезнь сердцу.
Доброе слово сказать — посошок руку дать.
Красота до вечера, а доброта навек.
— Глаголы какого спряжения встретились в пословицах? (Все глаголы. — 1-г спряжения, кроме глагола дать.)
Работа с опорным конспектом.
— Какие виды грамматических ошибок связанных с употреблением глагола, вы знаете? Расскажите о них друг другу (работа парах).
Практикум (работа в группах).
Упражнение 200. Заменить ошибочны формы глаголов правильными.
Хотим, бережём, высыплешь, onpomивеет, нагибался, лазит, убежал, ощущу, командует, течёт, похудел, обниму, бежишь, обессилеет, жажду, лжёт, наврежу.
Упражнение 201. Образовать формы 2-го л. ед. и мн. ч. повелительного наклонения.
Лечь — ляг(те), петь — пой(те), пить — пей(те), сыпать — сыпь(те), класть — клади(те), бежать — беги(те), мочь, стлать — стели(те), почистить — почисти(те), тереть — три(те), положить — положи(те), ехать — поезжай(те), хотеть, пойти — пойди(те), поехать — поезжай(те), есть — ешь(те), взглянуть — взгляни(те), высунуть — высуни(те) и высунь(те), слышать, светать, поить — пои(те), кроить — крои(те), близиться, морщить — морщи(те) и морщь(те), вынуть — вынь(те), лакомиться — лакомься, лакомьтесь и лакомись, лакомитесь, лазить — лазь(те), обнять — обними(те), стоить, печь — пеки(те).
— Какой вывод можно сделать, подводя итог этой работе? (Следите за речью!)
6. Творческая работа.
Предлагаю вам попробовать себя в роли детского писателя. Начало рассказа позаимствуем у писателя Евгения Пермяка.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочёл псевдоним Пермяк. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. Много книг написал Е. Пермяк для детей.
Прочитаем первую часть текста (используется приём чтения с остановками).
Нелюдим
Учительница Мария Ивановна болела почти сорок дней. И все ученики её навещали. Одни приносили цветы, другие развлекали Марию Ивановну смешными историями и забавными новостями. А Вася Сапунов ни разу не навестил свою учительницу. «Не умею я, — говорит, — веселить других, да и нельзя цветами вылечить воспаление лёгких».
Недаром Сапунов слыл в школе нелюдимым и не очень чутким мальчишкой.
— Как вы понимаете значение слова нелюдим? Подберите синонимы. (Дикарь, бирюк, необщительный.)
— Более полную характеристику слова даст ученица, у которой было индивидуальное задание — составить лексико-морфологическую характеристику этого слова.
Нелюдим — нелюдимый человек, избегающий общения с другими людьми. Синонимы, характеризующие человека по характеру, натуре — бирюк, дикарь, разгов.: дичок; по образу жизни — затворник, отшельник. Сущ. муж. р., одушевл., 2 скл. От него образовалось сущ. ж. р — нелюдимка.
Нелюдим — субстантивированная краткая форма прилаг. нелюдимый. Образовалось оно так: нелюдимый ← люди (прист.-суф.).
— Подберите синоним к слову слыл. ( Считался.)
— Читаем вторую часть текста.
Когда Мария Ивановна выздоровела и пришла в класс, она первым делом поблагодарила всех за внимание к ней во время долгой болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Подошла и пожала при всём классе его широкую, не по-мальчишески большую руку.
— Спасибо тебе. Ты настоящий мужчина.
Ребята удивились — за что благодарить этого нелюдима?
Мария Ивановна ответила: ...
— Закончите рассказ: за что поблагодарила Мария Ивановна Васю?
Учащиеся выполняют задание. Звучит музыка из к/ф «Долгая дорога в дюнах» (композитор Р. Паулс).
Затем учащиеся афишируют результаты.
— Предлагаю авторское окончание рассказа.
— Вы правы, ребята, Вася ни разу не навестил меня и не подарил ни одного цветочка. Зато он каждый день приносил по два ведра воды и по две охапки дров, которые моей старенькой маме было очень трудно носить. Всякий заботится так, как умеет, и тревожится по-своему. Разве это плохо? — улыбнулась она своим притихшим, потупившимся ученикам.
— Чьи поступки вам ближе: Васи или других ребят из класса? Как бы вы поступили?
— Чья концовка получилась интереснее: ваша или Евгения Пермяка?
— Какие орфограммы, изученные в теме «Глагол», встречаются в этом тексте? Обозначьте и объясните их.
Один ученик работает у доски.
— Выполните морфемный разбор слов приносил, улыбнулась, тревожится.
Три ученика работают у доски.
— Как образовалось слово заботиться? Постройте словообразовательную цепочку. (????????????????????? Заботиться ← заботить ← забота.)
Один ученик работает у доски.
III. Контрольно-оценочный этап.
1. Тест.
1. Правильными являются утверждения:
а) Глагол умыться возвратный.
б) Глаголы играть, бежать относятся к одному спряжению.
в) Глагол прибавь переходный.
г) Глаголы хотеть, дать не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению.
д) Отдохни — это форма повелительного наклонения глагола отдыхать.
2. Пишется ь на месте всех пропусков в рядах:
а) школьник учит..ся, постав..те;
б) продолжает собират..ся, добав..;
в) сон снит..ся, ты учиш..;
г) умываеш..ся, пореж..;
д) сяд..те, выполнит.. задание.
3. Пишется е на месте всех пропусков в рядах:
а) мы удаля..мся, ты завис..шь;
б) если вы уед..те, он чита..т;
в) обид..ться, завис..ть;
г) мы услыш..м, вытерп..ть;
д) он колыш..тся, если вы дела..те.
4. Укажите примеры, в которых формы слова образованы правильно:
а) махай рукой другу;
б) ехай помедленнее;
в) испеки пирог;
г) лягте спать раньше;
д) быстрее бегите домой.
5. В каких примерах есть неправильно образованные формы глагола:
а) стригёмся в парикмахерской;
б) ложите книги в портфель;
в) бережём время;
г) если захочете участвовать;
д) зажжём камин?
Взаимопроверка. Ключ: 1а, в, г; 26, г, д 36, в, д; 4в, г, д; 5а, б, г.
IV. Рефлексивный этап.
Возвращаемся к целям, которые поставили перед собой в начале урока. Достигли ли мы их?
На листе бумаги обведите свою руку. На каждом из пяти пальцев напишите, какие добрые дела вы сделали в последнее время и какие собираетесь сделать в будущем. Ведь жизнь дана на добрые дела!
Учащиеся афишируют результаты.
Учитель выставляет отметки за урок.
Домашнее задание.
1. По опорному конспекту повторить темы «Причастие», «Деепричастие» (грамматические признаки, правописание этих форм глагола).
2. Сочинить сказку или рассказ о доброте или выполнить упр. 197 (на выбор).