СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Матушка волга моя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Матушка волга моя»

Внеурочное занятие

Тема: «Волга – матушка река»

Этапы

Ход мероприятия

1. Орг. Момент и мотивация

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Садитесь.

Если на занятии, что-то будет не получаться я всегда приду к вам на помощь

Начнем с фрагмента стихотворении Ирины Неткасовой:

«Волга-матушка: тихий рассвет,

Птичьи трели, уют костра,

На мои вопросы ответ

Плеском волн от утра до утра.

Волга-матушка: рай берегов,

Зелень леса и крепостей стать,

Ты закована в сотни оков,

Но и края тебе не видать!

2. Целеполагание

Предположите тему сегодняшнего занятия:

Тема: «Волга – матушка река»

Сформулируйте цель. (хотите ли вы узнать)

Цель: почему Волгу называют матушкой

Чтобы достичь цели, нужно выполнить задачи. Но их порядок нарушен. Распределите задачи в правильной последовательности.

Задачи:

1. Вспомнить, что такое достопримечательности

2. Определить значение Волги для людей

3. Создать газету Волга матушка

Чтобы не забыть выполнить намеченное, разместим план урока перед глазами.

3. ОНЗ

Инд

Какая первая задача? Что же такое достопримечательности? Достопримечательность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.

У вас на столах лежат карточки для индивидуальной работы. Возьмите их. Вам нужно будет найти достопримечательности Самары. Я вижу, что все выполнили задания. Передайте карточки. Могу отметить, что все справились с заданием.

Пар

Посмотрите на план работы. Каков первый результат?

Прочитайте 2 задачу. В нашем городе много достопримечательностей, я вам предлагаю остановимся на достопримечательности – реки Волги.

Волга — самая знаменитая река России. Ее знают во всем мире. Великой русской реке посвящены стихи, картины, кинофильмы, песни. А как вы думаете почему Волгу называют матушкой? Давайте узнаем, значение слова матушка. Где мы можем узнать значение данного слова? с помощью словаря. Матушкой ласково называют страну, землю, объекты природы женского рода, которые считают родными.

Исходя из этого можно сделать вывод, что Волга значима в жизни человека. Давайте определим, чем важна река Волга для людей. Для этого поработаем в парах. Напомню правила работы в паре: Работать сообща Помогать друг другу Учитывать мнения друг друга.

У вас на столах лежат карточки для парной работы. Возьмите их. Вам нужно написать, чем река Волга значима для людей.

Я вижу то, что все выполнили задание. Поднимите руку, кто выполнил задание. Ребята, что вы написали?

Верно, Волга значима для людей потому, что она источник воды

Волга значима для людей потому, что она кормилица

Волга значима для людей потому, что она водная дорога

Вы верно, выполнили задание. Посмотрите на план. Мы определили значимость… Какая задача у нас осталась не выполненной?

1. Рассмотреть предложенные иллюстрации

2. Написать тему

3. Создать газету

Вам нужно будет совестно составить газету на тему: «Волга матушка»

Будем работать в группе, поэтому напомню правила работы в группе: 1. Не перебивать друг друга

Помнить, что вы одна команда.

Перед началом выполнения хочу вам озвучить инструкцию по выполнению задания. По сколькую вам предстоит работа с клеем и ножницами напомню правила работы с ними: 1. Передавать клей в закрытом виде

2. Передавать ножницы кольцами вперед

Какие прекрасные газеты получились. Как бы вы оценили работу 1 группы, 2?

Я согласна с вашим мнением.

Подведение итогов

1. Вспомнить, что такое достопримечательности?

2. Определить значение Волги для людей?

3. Создать газету Волга матушка?

А если мы выполнили все задачи занятия, что это значит? (достигли цели)

Рефлексия

Наше занятие подходит к концу. Назовите яркий момент сегодняшнего занятия, который вызвал у вас эмоции.

Спасибо за работу, занятие окончено.















Имя__________________

Карточка для индивидуальной работы

Н айти достопримечательности Самары








Имя__________________

Карточка для индивидуальной работы

Н айти достопримечательности Самары






















Имя__________________

Карточка для индивидуальной работы

Н айти достопримечательности Самары








Имя__________________

Карточка для индивидуальной работы

Н айти достопримечательности Самары






















Имя__________________

Карточка для индивидуальной работы

Н айти достопримечательности Самары








Имя__________________

Карточка для индивидуальной работы

Н айти достопримечательности Самары








Страница из словаря


Матушкой ласково называют страну, землю, объекты природы женского рода, которые считают родными.


Страница из словаря


Матушкой ласково называют страну, землю, объекты природы женского рода, которые считают родными.





Страница из словаря


Матушкой ласково называют страну, землю, объекты природы женского рода, которые считают родными.




Карточка для парной работы


Волга значима для людей потому, что она

Волга значима для людей потому, что она

Волга значима для людей потому, что она


Для справок: источник воды, кормилица, водная дорога


Карточка для парной работы


Волга значима для людей потому, что она

Волга значима для людей потому, что она

Волга значима для людей потому, что она


Для справок: источник воды, кормилица, водная дорога


Карточка для парной работы


Волга значима для людей потому, что она

Волга значима для людей потому, что она

Волга значима для людей потому, что она


Для справок: источник воды, кормилица, водная дорога






















История реки Волги:

  1. Археологические находки свидетельствуют о том, что обширный Волго-Окский регион был заселён людьми как минимум 9000 лет назад.

  2. Первым письменным упоминанием о реке Волге традиционно считаются строки из «Истории» Геродота, на которых повествуется о баталиях между армией персидского царя Дария и скифами.

  3. В эпоху раннего Средневековья сложился Волжский (или Волго-Балтийский) путь — старейшая водная артерия Древней Руси.

  4. В IX–X веках, в период своего расцвета, этот маршрут связывал русские земли в верховьях реки с Волжской Булгарией и Хазарским Каганатом, державами, располагавшимися соответственно в среднем течении Волги и в её устье.

  5. В XVII веке, когда транзитными центрами стали Самара, Саратов, Царицын, Ярославль, произошёл расцвет волжской торговли.

  6. В 1810 году вступила в строй Мариинская водная система, связавшая бассейн Волги с Балтийским морем.

  7. Незадолго до начала Великой Отечественной войны воды Волги стали «топливом» для гидроэнергетики. Первыми построили ГЭС в верхнем течении реки.

  8. Сегодня в Волжском речном бассейне действует крупнейшая в Европе транспортно-водно-энергетическая система — Волжско-Камский каскад ГЭС, включивший 13 комплексов гидротехнических сооружений.




Интересные факты о реке Волги

1. Волга - самая полноводная европейская река.

2. Протяженность Волги - 3694 километра.

3. Волжский бассейн подпитывает водой более 1000 рек, а площадь водосборного бассейна составляет 1,4 млн кв. километров.

4. на Волге расположено четыре города с миллионным населением.




ВОЛГА



Исаак Левитан. Вечер на Волге, 1888 г.



Илья Репин. Бурлаки на Волге, 1872-1873 гг.













Интересные факты о реке Волги

1. Волга - самая полноводная европейская река.

2. Протяженность Волги - 3694 километра.

3. Волжский бассейн подпитывает водой более 1000 рек, а площадь водосборного бассейна составляет 1,4 млн кв. километров.

4. на Волге расположено четыре города с миллионным населением.




История реки Волги:

  1. Археологические находки свидетельствуют о том, что обширный Волго-Окский регион был заселён людьми как минимум 9000 лет назад.

  2. Первым письменным упоминанием о реке Волге традиционно считаются строки из «Истории» Геродота, на которых повествуется о баталиях между армией персидского царя Дария и скифами.

  3. В эпоху раннего Средневековья сложился Волжский (или Волго-Балтийский) путь — старейшая водная артерия Древней Руси.

  4. В IX–X веках, в период своего расцвета, этот маршрут связывал русские земли в верховьях реки с Волжской Булгарией и Хазарским Каганатом, державами, располагавшимися соответственно в среднем течении Волги и в её устье.

  5. В XVII веке, когда транзитными центрами стали Самара, Саратов, Царицын, Ярославль, произошёл расцвет волжской торговли.

  6. В 1810 году вступила в строй Мариинская водная система, связавшая бассейн Волги с Балтийским морем.

  7. Незадолго до начала Великой Отечественной войны воды Волги стали «топливом» для гидроэнергетики. Первыми построили ГЭС в верхнем течении реки.

  8. Сегодня в Волжском речном бассейне действует крупнейшая в Европе транспортно-водно-энергетическая система — Волжско-Камский каскад ГЭС, включивший 13 комплексов гидротехнических сооружений.




ВОЛГА





Константин Аксаков — Я видел Волгу

Я видел Волгу, как она
В сребристом утреннем уборе
Лилась широкая, как море;
Всё тихо, ни одна волна
Тогда по ней не пробегала,
Лишь наша лодка рассекала
Воды поверхность и за ней,
Ее приветно лобызая.
Струя лилась вослед, сверкая
От блеска солнечных лучей.
Спокойность чистого кристалла
Ничто тогда не нарушало;
Казалось, небеса слились,
И мир глазам моим являлся:
С двух солнцев в нем лучи лились,
Я посредине колебался.



Николай Некрасов - Волга

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом всё та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Всё то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…