С. А. Мазок, учитель русского языка и литературы средней школы № 19 г. Могилёва
Наречие как часть речи VII класс
Цель урока: создание условий для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
• обучающая: расширить имеющееся у учащихся понятие о наречии; формировать умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль наречия в предложении, находить наречия в тексте и употреблять их в устной и письменной речи;
развивающая: способствовать развитию умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать изучаемые факты, делать выводы, самостоятельно находить решение поставленной проблемы; развивать коммуникативные компетенции учащихся;
• воспитательная: содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка, бережного отношения к слову, чувства ответственности за свой выбор; развивать умение оценивать результаты своего труда; воспитывать любовь к природе.
Задача личностного развития: способствовать формированию устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: рабочие листы, дидактический материал, мультимедийная презентация, репродукция картины И. И. Шишкина «Лес перед грозой», разноцветные карандаши.
Межпредметные связи: связь с литературой, живописью.
Используемые технологии: ИКТ; элементы проблемного обучения, критического мышления, метода активной оценки.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Ход урока
Организационный этап.
Цель этапа: психологическая готовность класса к уроку.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пожелайте успехов на уроке. Я желаю вам работать активно, плодотворно, дружно, радостно, старательно.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель этапа: создание условий для обеспечения мотивационной готовности учащихся к уроку.
Педагогическая задача: актуализировать знания учащихся, необходимые для усвоения нового материала, вовлечь их в активную деятельность, направленную на достижение результата.
Формулирование темы и целей урока.
Приём «Мозговой штурм»
Какой вопрос можно поставить к словам активно, плодотворно, дружно, радостно, старательно? (Работать (как?) активно и т. д.)
Как вы думаете, со словами какой части речи мы будем работать? (Наречие.)
Тема нашего урока «Наречие как часть речи».
Что значит плодотворно? (Полезно, работать с хорошим результатом.)
Чтобы плодотворно работать, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и используя опорные слова на экране.
Узнаем, что такое...
Определим ... признаки и ...роль в предложении.
Научимся находить ...
Научимся употреблять ...
Самооценка (приём «Светофор»). После выполнения каждого задания с помощью разноцветных карандашей учащиеся сигналят, как усвоили материал:
зелёный цвет — справился;
жёлтый — нужно ещё поработать;
красный — не справился, нужна помощь.
Итак, мы определили цели нашего занятия, а в конце урока вы должны будете оценить, достигли ли этих целей.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос.
Какой раздел языкознания мы изучаем? (Морфология.)
На какие две группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)
Какие самостоятельные части речи вы уже изучили в VI и VII классах? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.)
Постановка проблемной задачи.
— Спорят друзья. Один утверждает, что слово тепло — это наречие, другой говорит, что это существительное. Кто прав? Почему?
Ожидаемый результат. Слово тепло может быть наречием и существительным, всё
зависит от контекста: беречь (что?) тепло (существительное), одеться (как?) тепло (наречие). Важно, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает.
Заполнение кластера.
— Вспомните всё, что вы уже знаете о наречии. Заполните кластер, отвечая на вопросы:
Что такое наречие?
Что обозначает наречие?
На какие вопросы отвечает наречие?
К какой части речи может относиться наречие?
Каким членом предложения может быть наречие?
Операционно-познавательный этап.
Цель этапа: овладение содержанием темы урока и способами познавательной деятельности.
Педагогическая задача: создать условия для осознанной деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
Объяснение нового материала.
Приём «Будем знакомы!».
Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Выступление ученика в роли Наречия.
Давайте знакомиться! Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, примыкая к глаголу, помогаю ему, поясняю, уточняю его.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, у меня нет окончания. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Наречие, спасибо за рассказ о своём происхождении. Ребята, у вас есть возможность взять интервью у Наречия.
Вопросы учащихся:
Сколько всего наречий в русском языке? (Среди 9 тысяч самых частотных слов наречий насчитывается 705, или 8 %, поэтому по количеству они занимают 4-е место после существительных, глаголов и прилагательных.)
Как часто наречия употребляются в русском языке? (Наречия занимают 6-е место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных) по частоте употребления.)
Спасибо, Наречие, за рассказ о себе. Вы дали полную информацию? (Нет, больше обо мне вы узнаете из учебника и заданий.)
Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 131-132 и самостоятельно познакомьтесь с теоретическим материалом о наречии. Что нового вы узнали? Чем можно дополнить наш кластер?
Закрепление изученного материала.
Упражнение 262 (один учащийся работает у доски).
—
Выпишите из предложений словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми. Обозначьте главное слово и поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите, к словам какой части речи могут относиться наречия. Что они обозначают?
Образец: светлеть (как?) медленно.
Стояла (где?) высоко; заливался (где?) вдали; добрый (в какой степени?) очень; глазами (какими?) навыкате; навыкате (в какой степени?) слегка; шевелил (в какой мере?) чуть; слышный (насколько?) едва; звучал (где?) здесь; звучал (как?) громко, тревожно.
Самооценка (приём «Светофор»).
Таким образом, наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия; к существительному — признак предмета; к прилагательному, наречию — признак признака.
Физкультминутка
Встаньте. Сегодня солнечный день. Посмотрите налево, направо, вверх. Поднимите руки, потянитесь к солнышку! Вам тепло? Разотрите ладони! Разотрите щёки, уши! Вам хорошо? Улыбнитесь друг другу, поделитесь радостным настроением.
Назовите наречия. (Вверх, направо, налево, хорошо, тепло.)
Вы немного отдохнули, а теперь мы с вами продолжим наш урок. Александр Пушкин писал о том, что наречия «живописуют глагол». Объясните, как вы понимаете слово живописуют? (Живописать — писать живо, ярко, образно, выразительно.)
Лингвистический эксперимент.
Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Перед грозой.)
Как называется произведение, которое мы прочитали в VII классе, где автор описывает грозу? (Повесть Л. Толстого «Отрочество», глава называется «Гроза».)
Определите стиль и тип речи. Докажите.
Известный русский художник Иван Иванович Шишкин запечатлел неповторимую стихию природы красками.
Демонстрируется репродукция картины И. И. Шишкина «Лес перед грозой».
А вы, как художники слова, оживите текст с помощью наречий. И пусть картина Ивана Шишкина вас вдохновляет в работе. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в рабочих листах.
Был полдень, палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. _____________ подул ветер. Молодая берёзка ____________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ____________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, ______________ заметались птицы.
Слова для справки: испуганно, беспощадно, медленно, глухо, беспорядочно, внезапно.
Был полдень, беспощадно палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая берёзка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы.
Какова роль наречий в тексте? (Наречия делают речь точной, выразительной, образной.)
Каким членом предложения чаще всего являются наречия? (Обстоятельством.)
Устно объясните правописание слова беспощадно.
Выполните морфемный разбор слов глухо, беспорядочно.
Сделайте вывод о морфологических признаках наречия. (Наречие — неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний.)
Самооценка (приём «Светофор»).
Изучение синтаксической роли наречия.
Прочитайте, подчеркните наречия как члены предложения.
Учащиеся выполняют задание в рабочих листах.
Торжественно на землю сходит ночь.
Ему радостно.
Мы живём в доме напротив.
Какова синтаксическая роль наречий в данных предложениях? (Обстоятельство, сказуемое, определение.)
Самооценка (приём «Светофор»).
Инсценировка «Рецепт».
Ребята, вашему вниманию мы предлагаем посмотреть сценку «Рецепт». Ваша задача — найти и исправить речевые ошибки.
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
В каком классе ты учишься, молодой человек?
В VII «А».
А дружно вы живёте в своём классе?
Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.
Жутко дружно. Ужасно и весело? А учитесь-то хорошо?
Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учитель в пух и прах хвалит.
Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
Врач даёт рецепт — учебник русского языка.
Какие же ошибки допустил ученик и как их исправить? (Жутко дружно, ужасно весело — очень дружно, очень весело.)
Что значит фразеологизм в пух и прах? (Полностью разбить, ругать, разносить.)
Значит, в диалоге был неуместно употреблён и фразеологизм. Мы ещё раз убедились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли, необходимо употреблять наречия в свойственном им значении.
Фразеологизмы придают речи эмоциональность и выразительность. Замените (устно) фразеологизмы одним словом — наречием.
Положа руку на сердце — ...
Битый час — ...
На вес золота — ...
Душа в душу — ...
На всех парусах — ...
Работать засучив рукава — ...
Слова для справок: честно, долго, дорого, дружно, быстро, старательно.
Самооценка (приём «Светофор»).
Творческая работа (работа в парах).
Составьте рекомендации на тему: «Как добиться успеха в учебе?» Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий.
На уроке работай...
Пиши всегда...
Домашнее задание готовь...
Объяснение учителя слушай...
Свои мысли излагай...
Говори...
Читай...
Упражнения выполняй...
Самооценка (приём «Светофор»).
Эмоционально-образное исследование объекта.
Нарисуйте увиденные в наречиях образы, опишите, на что они похожи.
Высоко — горы, дом, звёзды, небо, дерево, облака.
Светло — солнце, день, лампочка, улыбка.
Эти образы ваши. По ним можно многое о вас сказать: что вы любите, о чём мечтаете.
Контрольно-коррекционный этап.
Цель этапа: выполнение тестового задания, обнаружение учащимися своих ошибок, затруднений, их коррекция.
Педагогическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для самопроверки и самокоррекции знаний, умений.
Тест «Наречие как часть речи» (самостоятельное выполнение теста, проверка по ключу, коррекция ошибок.)
Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) признак действия, предмета или другого признака;
в) предмет.
Наречия:
а) изменяются по числам;
б) изменяются по лицам;
в) не изменяются.
В каком слове нет окончания:
а) плотно (закрыть);
б) дефис;
в) окно;
г) прыгнул.
В предложении наречие чаще всего является:
а) подлежащим;
б) определением;
в) обстоятельством;
г) дополнением.
Укажите словосочетание «причастие + наречие»:
а) по-прежнему красивый;
б) где-то далеко;
в) кофе по-турецки;
г) уходящий вдаль.
Ключ для самопроверки: 16, 2в, За, 4в, 5г.
Учащиеся получают отметки после проверки тестов учителем.
Рефлексивно-оценочный этап.
Цель этапа: самооценка, осознание учащимися значимости учебной деятельности.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся, осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
Ребята, достигли ли мы поставленных целей урока?
Что такое наречие?
Что обозначает наречие?
На какие вопросы отвечает наречие?
К какой части речи может относиться наречие?
Каким членом предложения может быть наречие?
— Оцените свою работу на уроке с помощью наречий. (Хорошо, скучно, понятно, непонятно, плохо, интересно, дружно, неинтересно, весело, здорово, отлично, старательно, прилежно, бесполезно, внимательно, радостно.)
VI. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание содержания домашнего задания для его успешного выполнения.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.
§ 36, упр. 264; подготовить учебное сообщение «Наречие как часть речи».