СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАЗОК С. А. Урок "Наречие как часть речи" VII класс РЯиЛ 2020-12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МАЗОК С. А. Урок "Наречие как часть речи" VII класс РЯиЛ 2020-12»

С. А. Мазок, учитель русского языка и литературы средней школы № 19 г. Могилёва

Наречие как часть речи VII класс

Цель урока: создание условий для актив­ной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию получен­ных знаний в практической деятельности.

Задачи:

обучающая: расширить имеющееся у учащихся понятие о наречии; формировать умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль наречия ­в предложении, находить наречия в тексте и употреблять их в устной и письменной речи;

  • развивающая: способствовать развитию умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать изучаемые факты, делать выводы, самостоятельно находить решение поставленной проблемы; развивать коммуникативные компетенции учащихся;

воспитательная: содействовать воспи­танию интереса к изучению русского языка, бережного отношения к слову, чувства ответ­ственности за свой выбор; развивать умение оценивать результаты своего труда; воспиты­вать любовь к природе.

Задача личностного развития: способство­вать формированию устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.

Тип урока: урок изучения нового мате­риала.

Оборудование: рабочие листы, дидактиче­ский материал, мультимедийная презентация, репродукция картины И. И. Шишкина «Лес перед грозой», разноцветные карандаши.

Межпредметные связи: связь с литерату­рой, живописью.

Используемые технологии: ИКТ; эле­менты проблемного обучения, критического мышления, метода активной оценки.

Формы организации познавательной дея­тельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Цель этапа: психологическая готовность класса к уроку.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

  • Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пожелайте успехов на уроке. Я желаю вам работать активно, пло­дотворно, дружно, радостно, старательно.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель этапа: создание условий для обе­спечения мотивационной готовности учащих­ся к уроку.

Педагогическая задача: актуализировать знания учащихся, необходимые для усвое­ния нового материала, вовлечь их в актив­ную деятельность, направленную на дости­жение результата.

  1. Формулирование темы и целей урока.

Приём «Мозговой штурм»

  • Какой вопрос можно поставить к сло­вам активно, плодотворно, дружно, радост­но, старательно? (Работать (как?) актив­но и т. д.)

  • Как вы думаете, со словами какой ча­сти речи мы будем работать? (Наречие.)

  • Тема нашего урока «Наречие как часть речи».

  • Что значит плодотворно? (Полезно, работать с хорошим результатом.)

  • Чтобы плодотворно работать, сфор­мулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и используя опорные слова на экране.

  1. Узнаем, что такое...

  2. Определим ... признаки и ...роль в пред­ложении.

  3. Научимся находить ...

  4. Научимся употреблять ...

Самооценка (приём «Светофор»). По­сле выполнения каждого задания с помощью разноцветных карандашей учащиеся сигна­лят, как усвоили материал:

  • зелёный цвет — справился;

  • жёлтый — нужно ещё поработать;

  • красный — не справился, нужна по­мощь.

  • Итак, мы определили цели нашего за­нятия, а в конце урока вы должны будете оценить, достигли ли этих целей.

  1. Актуализация опорных знаний уча­щихся.

  1. Фронтальный опрос.

  • Какой раздел языкознания мы изуча­ем? (Морфология.)

  • На какие две группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)

  • Какие самостоятельные части речи вы уже изучили в VI и VII классах? (Имя су­ществительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.)

  1. Постановка проблемной задачи.

— Спорят друзья. Один утверждает, что слово тепло — это наречие, другой гово­рит, что это существительное. Кто прав? Почему?

Ожидаемый результат. Слово тепло мо­жет быть наречием и существительным, всё

зависит от контекста: беречь (что?) тепло (существительное), одеться (как?) тепло (на­речие). Важно, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает.

  1. Заполнение кластера.

— Вспомните всё, что вы уже знаете о наречии. Заполните кластер, отвечая на во­просы:

  • Что такое наречие?

  • Что обозначает наречие?

  • На какие вопросы отвечает наречие?

  • К какой части речи может относиться наречие?

  • Каким членом предложения может быть наречие?


  1. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа: овладение содержанием темы урока и способами познавательной дея­тельности.

Педагогическая задача: создать условия для осознанной деятельности учащихся по усвоению новых знаний.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Приём «Будем знакомы!».

  • Ребята, а вы никогда не думали, по­чему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Давайте послушаем рассказ са­мого Наречия.

Выступление ученика в роли Наречия.

  • Давайте знакомиться! Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатно­го рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен ещё в древ­нерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наре­чие (говор), нарекать и другие. И если бук­вально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существитель­ным, а я, примыкая к глаголу, помогаю ему, поясняю, уточняю его.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, у меня нет окон­чания. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

  • Наречие, спасибо за рассказ о своём происхождении. Ребята, у вас есть возмож­ность взять интервью у Наречия.

Вопросы учащихся:

  • Сколько всего наречий в русском язы­ке? (Среди 9 тысяч самых частотных слов наречий насчитывается 705, или 8 %, по­этому по количеству они занимают 4-е ме­сто после существительных, глаголов и при­лагательных.)

  • Как часто наречия употребляются в русском языке? (Наречия занимают 6-е ме­сто (после существительных, глаголов, ме­стоимений, предлогов и прилагательных) по частоте употребления.)

  • Спасибо, Наречие, за рассказ о себе. Вы дали полную информацию? (Нет, больше обо мне вы узнаете из учебника и заданий.)

  1. Работа с учебником.

  • Откройте учебник на с. 131-132 и са­мостоятельно познакомьтесь с теоретическим материалом о наречии. Что нового вы узна­ли? Чем можно дополнить наш кластер?


  1. Закрепление изученного материала.

  1. Упражнение 262 (один учащийся рабо­тает у доски).

Выпишите из предложений словосо­четания, в которых выделенные слова яв­ляются зависимыми. Обозначьте главное слово и поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите, к словам какой части речи могут относиться наречия. Что они обозначают?

Образец: светлеть (как?) медленно.

Стояла (где?) высоко; заливался (где?) вда­ли; добрый (в какой степени?) очень; глазами (какими?) навыкате; навыкате (в какой сте­пени?) слегка; шевелил (в какой мере?) чуть; слышный (насколько?) едва; звучал (где?) здесь; звучал (как?) громко, тревожно.

Самооценка (приём «Светофор»).

  • Таким образом, наречие может отно­ситься к глаголу, тогда оно обозначает при­знак действия; к существительному — при­знак предмета; к прилагательному, наречию — признак признака.


Физкультминутка


  • Встаньте. Сегодня солнечный день. По­смотрите налево, направо, вверх. Поднимите руки, потянитесь к солнышку! Вам тепло? Разотрите ладони! Разотрите щёки, уши! Вам хорошо? Улыбнитесь друг другу, поделитесь радостным настроением.

  • Назовите наречия. (Вверх, направо, налево, хорошо, тепло.)

  • Вы немного отдохнули, а теперь мы с вами продолжим наш урок. Александр Пуш­кин писал о том, что наречия «живописуют глагол». Объясните, как вы понимаете слово живописуют? (Живописатьписать живо, ярко, образно, выразительно.)

  1. Лингвистический эксперимент.

  • Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Пе­ред грозой.)

  • Как называется произведение, которое мы прочитали в VII классе, где автор описы­вает грозу? (Повесть Л. Толстого «Отроче­ство», глава называется «Гроза».)

  • Определите стиль и тип речи. Дока­жите.

  • Известный русский художник Иван Иванович Шишкин запечатлел неповтори­мую стихию природы красками.

Демонстрируется репродукция картины И. И. Шишкина «Лес перед грозой».

  • А вы, как художники слова, оживите текст с помощью наречий. И пусть картина Ивана Шишкина вас вдохновляет в работе. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

Учащиеся выполняют задание самостоя­тельно в рабочих листах.

Был полдень, палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ________ двигалась с запада на вос­ток. _____________ подул ветер. Молодая берёзка ____________ затрепетала. Порывистый ветер уси­ливался. Вдали сверкнула молния, ____________ раздался первый удар грома. Спеша укрыть­ся, ______________ заметались птицы.

Слова для справки: испуганно, беспощад­но, медленно, глухо, беспорядочно, внезапно.

  • Проверьте себя.

Был полдень, беспощадно палило солн­це. На горизонте появилась чёрная туча, ко­торая медленно двигалась с запада на вос­ток. Внезапно подул ветер. Молодая берёзка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыть­ся, беспорядочно заметались птицы.

  • Какова роль наречий в тексте? (На­речия делают речь точной, выразительной, образной.)

  • Каким членом предложения чаще все­го являются наречия? (Обстоятельством.)

  • Устно объясните правописание слова беспощадно.

  • Выполните морфемный разбор слов глухо, беспорядочно.

  • Сделайте вывод о морфологических признаках наречия. (Наречие — неизменяе­мая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягают­ся, не имеют окончаний.)

Самооценка (приём «Светофор»).

  1. Изучение синтаксической роли наречия.

  • Прочитайте, подчеркните наречия как члены предложения.

Учащиеся выполняют задание в рабочих листах.

  1. Торжественно на землю сходит ночь.

  2. Ему радостно.

  3. Мы живём в доме напротив.

  • Какова синтаксическая роль наречий в данных предложениях? (Обстоятельство, сказуемое, определение.)

Самооценка (приём «Светофор»).

  1. Инсценировка «Рецепт».

  • Ребята, вашему вниманию мы предла­гаем посмотреть сценку «Рецепт». Ваша за­дача — найти и исправить речевые ошибки.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

  • В каком классе ты учишься, молодой человек?

  • В VII «А».

  • А дружно вы живёте в своём классе?

  • Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.

  • Жутко дружно. Ужасно и весело? А учитесь-то хорошо?

  • Нормально. Особенно девчонки стара­ются. Их учитель в пух и прах хвалит.

  • Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты мо­жешь только сам. Вот тебе рецепт.

Врач даёт рецептучебник русского языка.

  • Какие же ошибки допустил ученик и как их исправить? (Жутко дружно, ужасно веселоочень дружно, очень весело.)

  • Что значит фразеологизм в пух и прах? (Полностью разбить, ругать, разносить.)

  • Значит, в диалоге был неуместно упо­треблён и фразеологизм. Мы ещё раз убе­дились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли, необходимо употреблять наречия в свойственном им значении.

Фразеологизмы придают речи эмоциональ­ность и выразительность. Замените (устно) фразеологизмы одним словом — наречием.

Положа руку на сердце — ...

Битый час — ...

На вес золота — ...

Душа в душу — ...

На всех парусах — ...

Работать засучив рукава — ...

Слова для справок: честно, долго, дорого, дружно, быстро, старательно.

Самооценка (приём «Светофор»).

  1. Творческая работа (работа в парах).

  • Составьте рекомендации на тему: «Как добиться успеха в учебе?» Постарайтесь вклю­чить в текст как можно больше наречий.

На уроке работай...

Пиши всегда...

Домашнее задание готовь...

Объяснение учителя слушай...

Свои мысли излагай...

Говори...

Читай...

Упражнения выполняй...

  • Проверяем рекомендации. Кто не спра­вился с заданием?

Самооценка (приём «Светофор»).

  1. Эмоционально-образное исследование объекта.

  • Нарисуйте увиденные в наречиях об­разы, опишите, на что они похожи.

  • Высоко — горы, дом, звёзды, небо, дере­во, облака.

  • Светло — солнце, день, лампочка, улыб­ка.

  • Эти образы ваши. По ним можно мно­гое о вас сказать: что вы любите, о чём меч­таете.


  1. Контрольно-коррекционный этап.

Цель этапа: выполнение тестового зада­ния, обнаружение учащимися своих ошибок, затруднений, их коррекция.

Педагогическая задача: установить осо­знанность усвоения нового материала, соз­дать условия для самопроверки и самокоррекции знаний, умений.

  • Выполните тест с последующей само­проверкой.


Тест «Наречие как часть речи» (самосто­ятельное выполнение теста, проверка по ключу, коррекция ошибок.)

  1. Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;

б) признак действия, предмета или друго­го признака;

в) предмет.

  1. Наречия:

а) изменяются по числам;

б) изменяются по лицам;

в) не изменяются.

  1. В каком слове нет окончания:

а) плотно (закрыть);

б) дефис;

в) окно;

г) прыгнул.

  1. В предложении наречие чаще всего яв­ляется:

а) подлежащим;

б) определением;

в) обстоятельством;

г) дополнением.

  1. Укажите словосочетание «причастие + наречие»:

а) по-прежнему красивый;

б) где-то далеко;

в) кофе по-турецки;

г) уходящий вдаль.

Ключ для самопроверки: 16, 2в, За, 4в, 5г.

Учащиеся получают отметки после про­верки тестов учителем.


  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель этапа: самооценка, осознание уча­щимися значимости учебной деятельности.

Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся, осознания ими личностных смыслов в изучении темы.

  • Ребята, достигли ли мы поставленных целей урока?

  • Что такое наречие?

  • Что обозначает наречие?

  • На какие вопросы отвечает наречие?

  • К какой части речи может относиться наречие?

  • Каким членом предложения может быть наречие?

Оцените свою работу на уроке с помощью наречий. (Хорошо, скучно, понятно, непонятно, плохо, интересно, дружно, неинтересно, весело, здорово, отлично, старательно, прилежно, бесполезно, внимательно, радостно.)


VI. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание содержания домашнего задания для его успешного выполнения.

Педагогическая задача: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.

§ 36, упр. 264; подготовить учебное сообщение «Наречие как часть речи».