Рекомендации для воспитателей «Музыкальные дидактические игры»
«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью». Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду это пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности. Они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным потенциалом желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Например, карточки с изображением музыкальных образов должны быть яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются воспитателем с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Успех обучения в музыкально-дидактической игре обеспечивается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, особенно в младших группах, становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая расположению к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Воспитатель должен уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.
Музыкально-дидактические игры проводятся с разным составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «Ловишки», «Кот и мышки», «Колобок», «Угадай настроение», с подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живет?». Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Так, вполне разумно дать возможность детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить возникающие конфликтные ситуации. В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, еще вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, еще вчера они выбрали нового ведущего.
Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом. Сколько радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Этому вопросу следует уделять особое внимание, так как именно музицирование чаще всего встречается в музыкально-дидактических играх. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Знакомство с инструментами осуществляется планомерно. Уже в младшей группе дети узнают металлофон, слышат его звучание.
Если работу вести систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах ансамблем, оркестром. Ребёнок, проявивший интерес к тому или иному инструменту, обязательно ставит в известность воспитателя, который непременно поможет в освоении инструмента, даст оценку проделанной работе.
Рекомендуемые музыкально – дидактические игры для организации совместной деятельности взрослых и детей. Можно использовать ритмический рисунок имён ребят, предложить им угадать, кого позвал педагог. Например, Са-ша, Ма-ша, Е-гор. Затем можно усложнить задачу, попросив кого-нибудь из детей позвать кого-то сердито, ласково, с угрозой или шутя.
Дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка медленная и печальная». Кроме того, применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме. Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2—3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально. Игру можно будет проводить в свободное от занятий время. Роль ведущего в этой игре берет на себя воспитатель. В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы и др.). Число играющих зависит от количества раздаточного материала, т. е. карточек, рисунки которых изображают вокальную и инструментальную музыку. Игру эту можно провести, используя аудиозапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню).
Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки, и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку. С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов, который бы выступал перед детьми и родителями. Это поможет повысить заинтересованность детей к занятиям музыкой, привлечет внимание родителей к работе детского сада и просто повысит настроение исполнителей и слушателей.
Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр.