СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиа – урок по русскому языку на тему: «Сочинение–описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Тип урока:  комбинированный, с использованием новых информационных  технологий.

Просмотр содержимого документа
«Медиа – урок по русскому языку на тему: «Сочинение–описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поселковская средняя школа №1»

г.п. Атяшево Атяшевского муниципального района

Республики Мордовия







Медиа – урок по русскому языку на тему:


«Сочинение–описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина»


Подготовила и провела:

Каренкова Л.А,




г.п.Атяшево

Урок русского языка для 8 класса.

Учитель: Каренкова Л.А.

Школа: муниципальное общеобразовательное учреждение «Псош №1»


Тема урока: Урок развития речи. Сочинение – описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина»


Тип урока: комбинированный, с использованием новых информацион-

ных технологий.


Цели урока: 1. подготовить учащихся к сочинению – описанию с

элементами повествования по натюрморту;

2. познакомить учащихся со словами, связанными с русской

национальной культурой (бра′тина, рушни′к);

  1. способствовать формированию интереса к русской культуре и положительного отношения к национальным ценностям.


Ключевые понятия темы урока: вступление; отдельные детали

наблюдения (фон); типы речи.


Оборудование: мультимедийный проектор, таблица с рабочими материалами; репродукция картины В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина.


Подготовка к уроку: подобрать пословицы и поговорки, устойчивые выражения о хлебе и соли, объяснить их смысл.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике В.Ф.Стожарове.

Сегодня мы будем работать над натюрмортом художника Владимира Фёдоровича Стожарова «Хлеб, соль, братина». Задача нашего урока будет заключаться не только в том, чтобы описать натюрморт, как это мы делали с вами не один раз, но и в том, чтобы рассказать о главных его деталях.

    1. С лово о художнике с демонстрацией слайдов (3 – 14)












Владимир Фёдорович Стожаров – необыкновенный человек и удивительный художник. Он родился 3января 1926года в Москве. Учился сначала в средней художественной школе при институте имени В.И.Сурикова, а затем в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова.

На протяжении всей своей жизни он совершал творческие поездки по нашей необъятной родине. Где только не побывал художник! В Иркутске и в Омске, в Архангельской, Костромской, Ярославской областях, в республике Коми, на озёрах Байкал и Иссык – Куль. Дважды был он и в Италии, где изучал мастерство итальянских живописцев.

Ему присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина. художник был членом – корреспондентом Академии художеств СССР.

С именем Владимира Стожарова связано прежде всего представление о русской деревне, о народной старине. Его картины «Покров», «Каргополь», «Собор Рождества Христова», «Бани», «Лён», «Романовский луг» и другие – свидетельство тому. Художник выбрал дорогую сердцу и внутренне близкую и понятную ему тематику, постиг её глубины и со свойственной ему пластичностью и поэтичностью выразил в своём искусстве..

В его натюрмортах – извечные атрибуты деревенской жизни, теперь ставшие почти музейной редкостью: лапти, прялки, братины… Сам художник так говорил об этом: «Когда я пишу свои картины, рисую дома… то стремлюсь не только запечатлеть тот или иной дом… Ведь я знаю, например, что из этого дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в этом доме живёт человек, которого жена ждала двадцать лет… Мне хочется передать красоту души этих людей через другие образы – обликом дома, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят».

-Сегодня мы познакомимся с одной из его картин «Хлеб, соль, братина», на которой он изобразил самые обычные, незамысловатые вещи, и постараемся понять, что за этими предметами стоит, о чём думал автор, когда писал их, что эти предметы рассказывают нам о людях, которые их создавали и которые ими пользовались.

- Давайте внимательно рассмотрим картину.








  1. Беседа по картине.

- Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, тёплый или холодный?

- Почему он тёплый? ( Он тёплый потому, что выполнен красками тёплых тонов.)

- Какие преимущественно цвета использует автор ?( Золотистые, коричневые, жёлтые, красные)

- Что ещё создаёт ощущение тепла? (Ощущение теплоты создают предметы, изображённые на натюрморте и его фон)

- Посмотрите на натюрморт внимательно. Изображённые на картине предметы новые или старые? (Предметы на картине старые.)

- Верно, предметы старые, они живут вместе с людьми, которые живут в этом доме. На натюрморте людей нет, но, как вы думаете, ощущается ли их присутствие? (Да, присутствие людей ощущается.)

- Почему мы чувствуем, что люди где – то здесь, рядом? (Приподнят край занавески, как будто кто-то только что брал что-то оттуда… Хлеб на столе разрезан…)

Действительно эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме, они где-то рядом. А это означает, что предметы, которые мы видим, согреты людьми, теплом их души. Давайте внимательно рассмотрим этот натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи, предметы расскажут нам о себе и о людях, живущих в этом доме.

  1. Собирание рабочих материалов к сочинению.

Для работы нам понадобится таблица:

Наблюдаем

Описываем

Рассказываем


В таблице мы поместим рабочие материалы к нашему сочинению, в которых отметим, что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте. (Таблица заполняется на доске и в тетрадях учеников.)(Слайды 15, 16, 17,18).

- Вы уже знаете, что на картине всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном натюрморта В.Стожарова? (Фоном натюрморта служит стена деревенской избы).

- Что представляет собой эта стена? (Это простые брёвна, потемневшие и потрескавшиеся от времени).

- Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками людей. Конечно, время наложило свой отпечаток, и вы заметили и изменившийся цвет стены, и трещины на ней. Но потеряла ли она свою крепость и добротность? (Нет, стена по-прежнему крепкая и добротная).

- По-видимому, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века. Хозяин, наверное, хотел, чтобы жила семья в доме и не боялась трескучих русских морозов и зимних вьюг. Видите, как много рассказала нам стена дома.


- Итак, что мы сейчас рассмотрели? (Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома).

- С помощью каких слов мы её описали? (Мы использовали слова: бревенчатая, потрескавшаяся старая).

- О чем рассказала вам эта стена ?(Дом строился на века и делался добротным, крепким, прочным).

- ЗАПИШЕМ ЭТИ СЛОВА В ТАБЛИЦУ ДЛЯ СБОТА РАБОЧИХ МАТЕРИАЛОВ.

Наблюдаем

Описываем

Рассказываем

Фон натюрморта

Бревенчатая, потрескавшаяся, старая стена.

Дом строился на века, прочный, добротный.


(Работа над слайдом №18)

Почти все предметы художник изобразил расположенными на столе. Какой стол выбрал В.Стожаров? (Стол старый, деревянный)

- Как вы поняли, что стол тоже старый? (Краска на столе местами стёрлась и облупилась).

- Какие предметы находятся на столе? (На столе вещи, обычные для русской деревни: хлеб, полотенце, посуда, солонка с солью, кружка, бутылка с настоем каких-то кореньев).

- Что мы видим над столом? (Над столом – разноцветная ситцевая занавеска, закрывающая полочку).

- Какой предмет мы видим рядом со столом? (Рядом со столом, на гвоздике, висит смотанный моточек бечевки).

- Какой, по вашему мнению, самый важный и главный предмет из тех, которые лежат на столе? (Самый главный предмет – это хлеб).

- Почему вы решили, что хлеб – самый главный предмет? (Хлеб изображён на переднем плане натюрморта; художник показал не один, а несколько караваев хлеба).

- Какой хлеб изображён на картине? (Чёрный хлеб).

- Какой он формы? (Хлеб круглый).

- Это хлеб, который выпечен на хлебозаводе или в русской печке?(Это хлеб домашний, выпеченный в русской печке).

- Как вы думаете, почему художник изобразил хлеб и целым, и разрезанным на части? (Наверное, он хотел, чтобы мы увидели этот хлеб не только снаружи, но и внутри).

- Верно, художник словно приглашает нас полюбоваться и поджаристой румяной корочкой хлеба, и её ароматным мякишем. Оказывается, и в простом хлебе есть своя особая красота, которую показал нам В.Стожаров.

Но хлеб на натюрморте является самым главным не только и не столько потому, что он красив своей особой красотой. Вспомните те пословицы и поговорки, подготовленные вами дома, в которых говорится о хлебе.

(Учащиеся называют пословицы и поговорки) (Работа над слайдом №19).

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка – по выбору.

Ржаной хлебушко – калачу дедушко.

Хлеб – всему голова.

Хлеб да вода – крестьянская еда.

Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

Худ обед, коли хлеба нет.

Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный

- Что говорят нам пословицы о важности хлеба? ( Пословицы утверждают, что хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова).

- Как вы поняли из пословиц, какой хлеб был более привычен для русского крестьянина? (Чёрный, ржаной хлеб, потому что он «кормит всех»).

- Действительно, пекли в деревне в основном чёрный, ржаной хлеб. Белый, пшеничный калач был редким гостем на крестьянском столе, считался лакомством, которое позволяли себе только в праздник.

- Как называли хлеб в старину? (Хлеб ласково называли хлебушко, хлебец, уважительно – хлеб – батюшка).

- Что на нашем столе и по сей день является неизменным, повторяющимся изо дня в день? Каждый день что-то меняется в наших обедах, завтраках, ужинах. Но изо дня в день на обеденном столе – всё тот же хлеб. И нет ему замены, нет в нём однообразия, нет надоедливой похожести. Хлеб никогда и никому не приедается.

Без хлеба русский человек не мыслил своей жизни. Но хлеб ценили ещё и потому, что для того, чтобы он вырос, крестьянин трудился, не покладая рук. Сегодня мы покупаем хлеб в магазине, а что должен был сделать крестьянин, для того, чтобы на столе у него появился ароматный душистый каравай хлеба? (Сначала нужно было посеять зерно, ухаживать за хлебом, пока он растёт, затем собрать урожай, сделать из зерна муку и испечь хлеб).

Действительно, хлеб всегда доставался людям очень дорого, и по сей день он олицетворяет величие труда, вложенного в него, а потому очень ценится людьми.

Итак, какой предмет мы рассматривали на натюрморте? (Рассматривали караваи хлеба.)

- Какие словосочетания помогли нам описать хлеб? (Караваи целые и разрезанные, поджаристая румяная корочка, ароматный мякиш.)

- Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? (Мы расскажем о том, что хлеб – это самый главный продукт, в который вложен труд многих людей. Чтобы получить хлеб, нужно было трудиться от зари до зари.)

ЗАПИШИТЕ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ В ТАБЛИЦУ.

- В названии картины В.Стожарова слово соль стоит рядом со словом хлеб. Какую соль показал нам художник? (Соль обыкновенная, крупная белая)

- Соль действительно самая обыкновенная, а вот солонка, в которую она насыпана, просто удивительная. Из чего она сделана? (Солонка выточена из дерева).

- Какую форму она имеет? (Солонка похожа на утёнка.) Посмотрите внимательно, мы отчётливо видим в солонке хвостик, голову, шейку утёнка.

- Форма солонки очень красива, но всё-таки автор в названии своей работы сказал не о солонке, а о соли. Чем же так привлекла его самая обычная соль? Чтобы ответить на мой вопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ, в которых упоминается соль?

(Работа над слайдом №21. в русском языке много пословиц, где упоминается соль, например:

Без соли, без хлеба худая беседа.

Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошёл, так переговор пошёл.

Без соли, без хлеба не естся.

Без хлеба несытно, а без соли несладко.

Соли не жалей, так есть веселей.

Помяни соль, чтоб дали хлеба.

За хлебом-солью всякая шутка хороша. )

- В одной из пословиц говорится, что «без хлеба несытно, а без соли несладко».

Как же так, ведь соль на вкус солёная? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель рассказывает о том, что первоначально это слово было однокоренным со словом сладкий (солодкий). Соль считалась сладкой (солодкой), т.е. вкусной, пряной).

- Но ценилась соль не только потому, что она придавала вкусовые качества продуктам. В старину завозилась она издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли, потому что знали: любое блюдо без соли – невкусно. Сейчас, когда готовится пища, хозяйка солит её сразу, во время приготовления. А раньше соль экономили, варили и пекли без соли, добавляя её лишь за столом. Но как ни дорожили люди такими продуктами, как хлеб и соль, а дорогим гостям всегда выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчас мы с вами гостеприимного хозяина называем хорошим старинным русским словом хлебосольный.

- Итак, мы рассмотрели соль и солонку, которые изображены на натюрморте В.Стожарова. самостоятельно запишите слова и словосочетания, которые помогут вам описать соль и солонку и рассказать об этих предметах.


- Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто из вас знает, что такое братина? (Затрудняются ответить)

- Посмотрите на натюрморт, как вы думаете, какой из предметов называется этим словом – БРАТИНА? (Видимо, это посуда, которая изображена за караваем хлеба.)

- Давайте рассмотрим её. Что напоминает её форма? (У неё форма уточки)

- Из чего она сделана? (Братина, как и солонка, выточена из дерева.)

- Деревянный сосуд в форме уточки действительно очень красив, художник любил эту древнюю русскую посуду, в поездках по стране собирал братины, а вернувшись домой, показывал своим друзьям и рассказывал о братине:

(Работа над слайдом №23 )

Это братина в форме утицы. Она сделана из балана – нароста на дереве. Выдолблена середина – вот и братина, а ручка в виде шеи птицы – это причудливо изогнувшийся сучок… Глядите, как она хороша! Хоть так, хоть эдак её поверни – со всех сторон хороша, словно, вскинув голову, плывёт гордая утица. Совершенная скульптура, да и только.

Но это говорил автор, а теперь вы опишите братину, которую видите на натюрморте.

Братина когда-то была расписана красками, которые почти стёрлись со временем, лишь кое-где видны остатки краски. Но братина всё равно красива, по форме она напоминает гордую уточку с поднятой вверх головой. На боку братины – большой ковш, которым черпали содержимое из братины.

- Ковш на боку братины не случаен. В.И.Даль в своем Словаре живого великорусского языка» рассказывает о том, что на праздники в деревнях нередко устраивали «братчины» - пиры вскладчину. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали на стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или мёдом – братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся веселились: пели, плясали, устраивали игры. Таким образом, братина – ласково братинка или братыня – сосуд, в котором разносят питьё, пиво на всю братию и развивают по деревянным чашкам.

- Как вы думаете, почему ушло из языка слово БРАТИНА? (Наверное, слово ушло из языка потому, что перестал существовать обычай братчин.)

- Слова иной раз действительно уходят из языка потому, что перестают быть необходимыми предметы, уходят в прошлое те или иные обычаи. Сейчас братины можно увидеть в музеях и среди сувениров, но они продолжают нам напоминать о красивом обычае, объединявшем людей, а также рассказывают о том, как тонко русский человек видел и чувствовал красоту окружающего мира и старался окружить себя в быту не только добротными, но и красивыми вещами. САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАПИШИТЕ В ТАБЛИЦУ НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ О БРАТИНЕ.

- Посмотрите на натюрморт. Что находится рядом с хлебом, солью, братиной – такими важными для человека вещами? (Рядом с ними мы видим полотенце.)

- Полотенце во многих деревнях и по сей день называют РУШНИКОМ, от слова РУКА. Рушник предназначен для того, чтобы вытирать руки. Но он не такой, как обычные полотенца, к которым мы привыкли. Чем же он отличается от современных полотенец? (Рушник очень нарядный, он украшен яркой вышивкой и кружевом.)

Верно. На рушнике мы видим национальную русскую вышивку, которая обычно выполнялась красными и чёрными нитками, и кружево, сплетённое умелыми женскими руками. Расшитые нарядные рушники использовали, чтобы вынести на них гостям хлеб – соль, их вешали в красном углу, украшая икону. Рушники бережно хранились в семье и передавались по наследству. Но из поколения в поколение передавались не только сами рушники, но и умение создавать их, ткать, плести кружево, делать нарядную вышивку. Как вы думаете, если бы этот рушник умел говорить, что бы он нам рассказал о своей хозяйке? (Наверное, он рассказал о том, что его хозяйка – мастерица. Она умеет вышивать, плести кружева, любит красоту. А может быть, он рассказал бы о том, что его вышили давным-давно, а потом по наследству передавали от матери к дочери.)

ЗАПИШИТЕ МАТЕРИАЛЫ СВОИХ НАБЛЮДЕНИЙ В ТАБЛИЦУ: что наблюдали, какими словами описывали, что рассказывали.


Самые главные предметы на натюрморте В.Стожарова мы рассмотрели. Но остались ещё некоторые детали. Я даю вам словосочетания по ним в готовом виде, а вы подумайте, что могли бы добавить к ним, и расскажите об этих деталях, используя данные материалы.


(Работа над слайдом №25)

Другие предметы: бутылка с настоем кореньев (лекарство от болезней); зелёная металлическая кружка (напоминает о современной жизни); моток бечёвки, повешенный на гвоздик (живут хозяйственные люди, бережно относятся к вещам).

На заднем плане натюрморта мы видим бутылку с настоем кореньев. Наверное, это какое-нибудь лекарство от болезней, ведь в деревнях до сих пор лечатся своими испытанными способами, в том числе и настоями из трав. Рядом с бутылкой стоит зелёная металлическая кружка, которая говорит о том, что мы видим на натюрморте, автор увидел в наше время. На стене, рядом со столом висит моток бечёвки. Он аккуратно смотан и повешен на гвоздик. Даже такая маленькая деталь говорит о многом. Видимо, в этом доме живут рачительные, бережливые люди, по-хозяйски относящиеся ко всему, к любой мелочи. Бечёвка заботливо смотана, её повесили на видное место, чтобы воспользоваться, когда пригодится.


В результате беседы по картине и работы по сбору материалов у нас в тетрадях остались следующие записи:

Наблюдаем

Описываем

Рассказываем

Фон натюрморта – стена дома

Бревенчатая, потрескавшаяся, старая стена.

Дом строился на века, прочный, добротный.

Караваи хлеба

Целые и разрезанные, поджаристая румяная корочка, ароматный мякиш.

Хлеб – всему голова; вложен труд многих людей, трудились от зари до зари.

Соль и солонка

Белая крупная соль; солонка выточена из дерева, форма уточки, видим голову, шейку, хвостик.

Соль – дорогой продукт; варили и пекли без соли, добавляли в еду за столом.

Братина

Старинная русская посуда, разливали напитки; деревянная ложка-ковш, расписана яркими красками, форма уточки, по-особому красива.

Любили красоту природы, могли создавать красивые предметы своими руками

Рушник

Нарядное полотенце, красная с черным вышивка, по краям кружево.

Рассказал об умелой хозяйке, рушники вышивали, кружево плели.

Другие предметы

Бутылка с настоем кореньев.

Зелёная металлическая кружка.


Моток бечёвки, повешенный на гвоздик.

Лекарство от болезней.

Напоминает о современной жизни.

Живут хозяйственные люди, бережно относятся к вещам.


Мы составили с вами рабочие материалы. Что нам ещё необходимо для того, чтобы приступить к работе? (Необходим план)

План у нас с вами будет такой: (Работа над слайдом № 26)

«Говорящие» вещи.

  1. В.Стожаров – мастер изображения «говорящих» предметов.

  1. Композиция натюрморта

а) фон натюрморта;

б) караваи хлеба;

в) соль и солонка;

г) братина;

д) рушник;

е) другие предметы.

  1. Урок красоты и памяти


  1. Работа над текстом сочинения.

    1. Вступление к сочинению вы получили в готовом виде. Однако из двух вариантов слов, данных в скобках, один наиболее правильный и уместный вариант в тексте. (Работа над слайдом №27, №28)

«Хлеб, соль, братина» - один из самых (известных, знаменитых) натюрмортов Владимира Фёдоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни. (Автор, художник, Стожаров) отобрал для своей работы такие предметы, которые удивительно (просты, обыкновенны) и в то же время (красивы, прекрасны). Все детали натюрморта (нарисованы, показаны) художником так, что они словно рассказывают о себе и своих хозяевах, разговаривая со зрителями картины.


(Основная часть проговаривается несколькими учащимися по отдельным подпунктам плана, при этом используются рабочие материалы, записанные ранее.)


    1. Для того, чтобы составить заключение к нашему сочинению, давайте подумаем над тем, что мы увидели и узнали, рассматривая натюрморт В.Стожарова. какие предметы мы увидели на его натюрморте? (Работа над слайдом №29). Отвечая на этот вопрос, выберите из двух слов, данных попарно, тот вариант, который больше подходит для ответа.

(Старинные – современные; новые – старые;
вещи-труженики – вещи-бездельники;
прочные – ветхие;
красивые – некрасивые.)

- На натюрморте В.Стожарова мы видим и старинные вещи (братина, рушник), и современные (бутылка, кружка). Многие из этих вещей старые, ими долго пользовались люди, но они по-прежнему добротные, крепкие и красивые. Это вещи – труженики, они помогают людям в быту.

-Как вы думаете, зачем художник показал нам эти предметы?

Художник, изображая простые и знакомые предметы, хотел, чтобы мы, глядя на картину, вспомнили прошлое своей страны, задумались о важных жизненных ценностях, поразмышляли о человеческих качествах, свойственных русскому народу.


Автор натюрморта не просто написал красивую картину, глядя на которую радуется глаз. Вольно или невольно он преподнёс нам с вами урок: урок исторической памяти, доброты, человечности. Наверное, он хотел, чтобы мы преклонялись перед своим прошлым, задумывались над настоящим, стали лучше, добрее, человечнее.

Итак, мы с вами внимательно рассмотрели картину В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина», разобрались в том, что хотел сказать нам автор, когда создавал своё полотно, собрали рабочие материалы к нашему сочинению, составили план, продумали, как можно построить текст сочинения. Осталось только составить текст самого сочинения и рассказать его. Продумайте ещё раз, о чём вы будете говорить в сочинении, что будете описывать, о чём рассказывать.