ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Равные треугольники. Медианы, биссектрисы и высоты треугольников
Учитель математики Васильева О.В.
Класс 7
Предмет геометрия
Тип урока Урок изучения нового материала.
Формируемые Предметные: ввести понятия: высота треугольника, медиана
результаты треугольника, биссектриса треугольника.
Личностные: формировать ответственное отношение к
получению новой информации, готовность к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умения определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Планируемые Учащийся научится проводить высоты, медианы и биссектрисы
результаты треугольника, решать задачи, используя определения высоты,
медианы и биссектрисы треугольника.
Основные Треугольник, высота треугольника, медиана треугольника,
понятия биссектриса треугольника.
Оборудование урока: презентация, доска, чертежные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация опорных знаний:
1. Проверка домашнего задания.
2. Геометрический марафон.
Задание учащимся: необходимо сопоставить фигуру, появляющуюся на экране, с её названием (слайд № 2)
На слайде №2 указать термины, которые будут использованы при изучении нового материала: перпендикулярные прямые, отрезок, биссектриса, треугольник, луч, прямой угол, прямая
3. Повторение видов треугольников (слайд №4).
III. Изучение нового материала
Введение понятия перпендикуляра (слайд № 5).
Вспомнить, что означает запись:
Учитель дает задание классу (одновременно идет иллюстрация слайда).
В тетрадях построить прямую а и точку А, не лежащую на этой прямой.
Построить прямую т, проходящую через точку А, и перпендикулярную прямой а.
Построить отрезок АН (т
а = Н) – перпендикуляр.
Вместе с обучающимися сформулировать определение перпендикуляра. Вопрос к классу: «Сколько перпендикуляров можно провести из данной точки А к данной прямой а?»
2) Введение понятия медианы (слайд № 6).
Уточнить, чем является в треугольнике АВС точки М и В.
Вместе с обучающимися сформулировать определение медианы ВМ. Вопрос к классу: «Сколько медиан можно построить в треугольнике?».
Учащиеся комментируют построение медианы.
3) Введение понятия биссектрисы треугольника (слайд № 7).
Уточнить, что луч ВК – это биссектриса угла АВС и точка К лежит на стороне, противолежащей углу В треугольника АВС.
Вместе с обучающимися сформулировать определение ВК- биссектрисы треугольника. Вопрос к классу: «Сколько биссектрис можно построить в треугольнике?».
4) Введение понятия высоты треугольника (слайд №8).
а) Учитель показывает построение перпендикуляра из вершины В на прямую, содержащую сторону АС; говорит, что отрезок ВК называют высотой треугольника АВС - учащиеся дают определение высоты треугольника.
Затем открывает формулировку на слайде. Вопрос к классу: «Сколько высот можно построить в треугольнике?”.
Учащиеся выполняют построение высот к треугольникам разного вида:
б) построить высоты в тупоугольном треугольнике (слайд № 9).
в) построить высоты в прямоугольном треугольнике (слайд №10).
г) провести высоты из вершин остроугольного треугольника
IV. Первичное закрепление нового материала.
Построить высоту, медиану и биссектрису треугольника (слайд №11).
IV. Рефлексия определений (понятий) (слайд №12).
Замечательные точки есть у треугольника.
Точка первая – она
Чувством гордости полна:
Медианы в ней пересекаются,
Центром тяжести та точка называется.
Ортоцентр – вторая точка,
Архимед её открыл,
Все высоты в ней встречаются,
Удивив учёный мир.
Третья точка – тоже важная
Биссектрисы всех углов,
Бросив вызов свой отважный,
В ней “сошлись”, не тратя слов.
Эйлер точки все заметил,
Свойства новые открыл, -
Так на радость школьникам
Возникла новая ветвь математики -
Геометрия треугольника.
V. Закрепление полученных знаний.
Проверочная работа (слайд №13-14).
№105(учебник), №7, №11 (дидактические материалы).
Проверочная работа (слайд №12, №13).
1. Запишите номера треугольников, в которых проведены
а) высоты,
б) медианы,
в) биссектрисы:
Чем является линия AR , BL , CF на рисунках?
V. Итоги урока. Задание на дом.
§ 7, вопросы 8–12, № 134, 148, 150