СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиаобразование в современной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Сейчас, в эпоху становления информационного общества в нашей стране, медиаобразование становится актуальным направлением в современном образовании, отображающее процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.), с целью подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает школьнику активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.

Просмотр содержимого документа
«Медиаобразование в современной школе»

Медиаобразование в современной школе


Сейчас, в эпоху становления информационного общества в нашей стране, медиаобразование становится актуальным направлением в современном образовании, отображающее процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.), с целью подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает школьнику активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.

Основные задачи медиаобразования:

  • подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;

  • научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику;

  • овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Содержание медиаобразования:

  • основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.);

  • сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера);

  • каналы распространения медиа;

  • киноклубные движения в медиасфере, практические творческие задания на медиаматериале.

Медиаобразование – всего лишь одна из многих внедряемых в школе инноваций, но сегодня её применяют практически все. Наиболее эффективно работают на достижение целей медиаобразования занятия в школе. Важно, чтобы система школьного медиаобразования включала в себя не только теоретические, но и практические занятия по подготовке школьных газет, радио- и телепрограмм, интернет-сайтов. Участие в школьных СМИ дает учащимся возможность попробовать свои силы в качестве журналистов, почувствовать себя частью гражданского общества.

Благодаря внедрению элементов проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс, у учащихся появляется стимул овладения информационными и мультимедийными технологиями, с помощью которых они защищают проекты, рефераты, проводят лабораторные работы, монтируют видеоролики, берут интервью, готовят компьютерное сопровождение всевозможных выступлений. А это значит, что они осваивают методику и технику проведения социальных обследований, получают, исследуют, анализируют и используют необходимую информацию, учатся творчески ее применять.

Современная школа должна превратиться в своеобразный медиацентр, который может дать ребенку не просто набор статичных знаний, а научить ориентироваться в информационных потоках, что позволит ему определиться в профессиональном и социальном плане. Все это формирует чувство успешности, а энергию для своего интеллектуального роста ученик может черпать только в своих успехах.

Путями формирования медиакультуры в школе может стать организация школьной радиостудии, школьной газеты, фотоклуба, школьного телевидения, кружка видеолюбителей, факультативов и интегрированных курсов по медиаобразованию. Посещая которые, благодаря современным технологиям, учащиеся смогут создавать собственные компьютерные фильмы, энциклопедии, сайты, блоги, виртуальные фотоальбомы, таким образом развивать свой творческий потенциал в области видеокультуры.

Наша школа стала участником проекта «Медиаобразование».

На первом этапе педагогический коллектив определил цель и задачи реализации проекта, актуальные для нашей школы и направления работы реальные для осуществления в условиях школы.

Цель: научно-методическая разработка и практическая апробация идей медиаобразования для развития информационно-коммуникационных компетентностей учащихся.

Задачи:

  1. Повысить медиакультуру всех участников учебного процесса.

  2. Разработать и обосновать научно-методические основы внедрения идей медиаобразования в условиях реально функционирующего целостного педагогического процесса школы.

  3. Осуществить опытно-педагогическую работу по апробации модели школьного медиаобразования для развития информационно-коммуникационных компетентностей учащихся.

  4. Изучить влияние проведенного комплекса работы в области медиаобразования на успешное формирование требуемых качеств личности учащихся.

  5. Разработать пакет учебно-методических материалов и дидактических пособий, отражающих содержание опытно-экспериментальной работы.

Этапы участия в проекте «Медиаобразование»:

1. Подготовительный этап

2. Концептуально-диагностический

3. Формирующий этап

4.Обобщающий этап

Ожидаемые результаты:

  • повышение медиакультуры всех участников учебного процесса;

  • создание модели школьного медиаобразования и разработка научно-методических, психолого-педагогических, материально-финансовых и других условий для ее успешного функционирования;

  • разработка критериев, показателей и уровней развития информационно-коммуникационных компетентностей учащихся;

  • открытие творческой группы «Мастерская информационно-коммуникационных технологий» в рамках проекта «Медиаобразование», оформление деловой документации по сопровождению ее работы;

  • разработка учебно-методических пособий, рекомендаций, учебно-тематических планов и программ развивающих курсов по медиаобразованию. Учителя школы повысят свой профессиональный уровень, будет обобщен их опыт в области медиобразования.

Использование ИКТ на различных уроках, показывает умение учителя отобрать нужный материал и учитывать особенности психики учащихся для его восприятия.

В рамках школьной концепции проекта был введен факультатив «Медиа-культура», с целью формирования теоретической базы знаний учащихся по основам медиа-грамотности и практических навыков эффективного и безопасного взаимодействия с информацией, полученной из медиа-источников, в том числе в учебно-познавательной деятельности учащихся и их межличностном общении; а также создание основ практической медиа-культуры и выражения себя в современном медиа-пространстве.

Ведется интегрированный курс «Основы медиаобразования» в начальной школе, с целью развитие эмоциональной сферы ребенка; активизация творческого начала и стремления к самовыражению; развитие потенциального интереса к поиску новых, творческих путей решения поставленных задач. В рамках данного курса уроки проходились с большим интересом. По окончанию года ребята узнали виды и жанры мультипликации и игровых фильмов, научились находить различия между фильмом и литературным произведением. Ребята теперь умеют анализировать экранное произведение, активно смотреть и слушать, выражать свои эмоции, изображать визуальный образ по его словесному описанию.

Работает кружок «Школьная газета», с целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу Microsoft Publisher с помощью которых верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области медиа технологий.

Портал «Школьный сайт» еще одно направление проекта. Заместитель директора по воспитательной работе привлекла к наполнению сайта информацией о событиях в школе учащихся из школьного минстерства, с целью поддержки процесса информатизации в школе путем развития единого образовательного информационного пространства школы. На сайте можно увидеть разную информацию: об истории школы, о наших достижениях и традициях школы.

Усилена работа медиаобразования через воспитательную работу и привлечения классных руководителей к реализации внутришкольного проекта «Хроника школьной жизни» - создание плакатов, презентаций, видеороликов, открыток, фотографий о жизни классных коллективов. Проводятся конкурсы, просмотры видеороликов и презентаций в рамках декады гимназистов, на родительских собраниях во время школьных праздников.

Для психологического сопровождения медиаобразования задействована психологическая служба школы, школьным психологом и социальным педагогом для родителей в рамках внутришкольной программы «Школа родительской поддержки» разработан цикл занятий с видео сопровождением о влиянии СМИ на формирование психики ребенка. В течение учебного года на родительских собраниях были рассмотрены такие темы, как: «Влияние рекламы на психику подростков», «Влияние мультфильмов на формирование ценностей детей», «Компьютер враг или друг?», «Компьютер и дети», «Профилактика суицидологической поведения», «Бродяжничество», «Насилие в семье», «Торговля людьми», «Межличностные отношения», «Агрессия: причины и пути преодоления», «Ответственность родителей».

В школе вопросы медиаобразования обсуждались на совещании при директоре и заседаниях творческой группы «Мастерская информационно-коммуникационных технологий». Педагогический коллектив, учащиеся школы отзываются на внедрение инноваций, используют в своей работе информационные средства обучения.

Школа сотрудничает с местным телевидением и прессой, в которых регулярно освящают школьные события, по приглашению администрации и родительского комитета.

Методическое и организационное сопровождение, поддержку в реализации проекта «Медиаобразование», продвижение медиакультуры в массы, осуществляет куратор проекта.

Участие в данном проекте позволило учителям и учащимся расширить направления самообразовательной деятельности и, что немаловажно, придать им современную направленность. Учителя, реализующие проект - участники ряда конференкий, семинаров, посвященных вопросам медиаобразования:

В рамках данного проекта повысилась конкурсная активность школьников. Мы получаем много приглашений для участия в конкурсах различного уровня. Учащиеся с большим интересом откликаются на эти предложения, так как они очень актуальны и интересны для молодежи.

Мы не только участвуем, но и побеждаем, это результат приобретения практических навыков в создании медиатекстов.

Участию в конкурсах предшествовали мероприятия по проведению внутришкольных конкурсов фотографий, презентаций и видеофильмов, в рамках проведения предметных недель, праздников, внеклассных мероприятий.

«Для того, чтобы жить в современном обществе нужно быть медиаграмотным», -Маршалл Маклюэн. Эта цитата очень актуальна, особенно для нас - учителей. Нам нужно научить учащихся, родителей, выбирать из безграничного моря информации, ту которая будет на благо развития психики, ту информацию, которая сформирует его как духовно-нравственную личность, которая умеет анализировать информацию и делать адекватные выводы. Мы, учителя сельской школы, осознаем, что медиаобразование и медиакультура и помогает использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета на благо нового поколения. Современное информационное пространство позволяет стереть грани между сельской и городской школой. Благодаря нему, оно становится интернациональным.

Медиаобразование - это дверь в мир технологий, без которых немыслима современная цивилизация. И пусть за этой дверью наши дети смогут разглядеть все нужное и хорошее, что там есть.