СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиаобразование

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медиаобразование- средство воспитания личности.

Просмотр содержимого документа
«Медиаобразование»

Медиаобразование как средство воспитания личности.


На сегодняшний день средства массовой информации (медиа, СМК) играют огромнейшую роль в воспитании, образовании и социальной адаптации наших деток. Влияние на формирование личности детей настолько колоссальное, что можно назвать медиа «параллельной школой». И это оправдано, используются почти все каналы восприятия человека. Воспитательное и образовательное влияние медиа сопоставимо, а, возможно, уже превышает влияние традиционной контактной педагогики.

Надо сказать, что медиаобразование – это достаточно новая отрасль педагогики. Кино-, теле-, видео-, радиокультура в теории и методике воспитания берут своё начало в середине ХХ века. И уже в конце ХХ века можно наблюдать скачок информационных и коммуникационных технологий, связанный с появлением нового способа распространения информации, так называемого сетью Интернет.

Общество развивается, предъявляются новые требования к образованию, в системе воспитания. Необходимо разнообразие внешкольной информации, представленной в различных источниках, уложить в единую систему знаний. Проблема еще в том, что содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, поэтому ребенку необходимо научиться упорядочивать этот информационный хаос.

Цель медиаобразования - помощь в развитии способностей ребенка быстрого поиска необходимой информации, коммуникационных способностей, в развитии критического мышления, в формировании ценностных ориентаций личности. И обязательное условие для этого – это трёхстороннее общение педагога, ребёнка и медиа.

Дать одностороннюю оценку воздействия медиа на формирование личности подрастающего человека невозможно: оно как положительное, так и отрицательное.

В сети Internet, например, существует множество полезных в воспитании и обучении программ, обучающих игр, тестов, упражнений, есть разделы как для учителей, воспитателей, так и для родителей. Можно получить любую полезную информацию по обучению детей в школах, детских садах, по организации учебного , воспитательного процесса, обменяться опытом, получить совет и.т.п. Эти возможности неограниченны. С малых лет дети начинают активно пользоваться интернетом. Поиск информации облегчен, сокращается время на контакты с людьми на любом расстоянии: психология людей так устроена, что мы стараемся идти по пути наименьшего сопротивления. Как следствие, книги, театры уходят на второй план, а для кого-то и, вообще, из жизни, как это не прискорбно звучит.

Но есть и ещё одна значительная проблема - у детей возникает риск интернет-, теле- зависимости. Сначала это просто оправданный интерес, затем – непреодолимая тяга, ну и вскоре все внимание ребёнка, все привязанности, всё свободное и даже несвободное время может быть поглощено интернетом. Поэтому очень важно нам взрослым: родителям и педагогам не допустить произвольного течения этого процесса, держать это мощнейшее средство воспитания под пристальным вниманием, направлять его в нужное русло, дабы оно стало позитивным и продуктивным средством воспитания.

Как помочь ребёнку стать медиаграмотным?

Поток информации постоянно растет. Современный ребенок к моменту поступления в школу уже имеет достаточный опыт общения с компьютерной, телевизионной, видео -, мобильной техникой. При всём при этом у него часто отсутствуют поисковые навыки, умение критически оценивать полученную информацию, проявляя индивидуальность и собственную субъективную позицию.

Итак, прежде всего, освоение медиаграмотности нужно постараться сделать увлекательным занятием для ребёнка. В воспитательном арсенале имеется достаточно средств для этого. Веселые конкурсы, игры, викторины, соревнования, олимпиады, поделки, создание фильмов собственного производства вызовут огромный интерес у ваших воспитанников и помогут сделать первые шаги в освоении медиамира.

Игровая деятельность способствует развитию внимания, памяти, мышления, смекалки и т.д.

Можно привлечь детей к созданию фильма на любую тему по одной из дисциплин школьной программы. Спектр возможности современной техники широк, без особого труда ребёнок сможет собственными руками создать полезный, поучительный сюжет. Например, « Один день из жизни домашних животных» по Окружающему миру или какой-нибудь лабораторный опыт по химии или физике. Главное четко направлять ребёнка на самостоятельную деятельность: вместе проработать идею, сюжетную линию, цветовые решения, целевую аудиторию и т.п.

Можно привлечь детей к созданию репортажа различной тематики, в котором автор будет либо свидетелем, либо участником событий.

Также необходимо отметить, что многие игры, конкурсы, творческие задания и упражнения включают в себя элементы обсуждения (анализа) медиатекстов самых разных видов и жанров. Умение анализировать медиатекст является одним из важнейших моментов медиаграмотности. При работе с фильмом, статьей, телевизионной программой, нужно учитывать интересы детей, а именно, чтобы выбранный медиатекст вызывал интерес ребёнка, был полезен, поучителен, вызывал лучшие чувства и умные мысли. Поэтому прежде медиатекст должен быть обработан и изучен педагогом.

Перед работой с детьми над медиатекстом проводится установка на восприятие, активизация внимания на необходимых моментах, что-то вроде вводной беседы, позволяющей детям настроится на просмотр. И уже после просмотра ребенок должен выразить свое мнение, поделиться своими чувствами , эмоциями, ответить на поставленные изначально вопросы и.т.д.

Нередко у участников обсуждения мнения расходятся, это результат различных уровней восприятия, жизненного опыта, критичности мышления, самостоятельности и т.д.

В процессе медиатворчества можно придумать огромное количество интересных занятий, связанных с миром средств массовой коммуникации. Например сделать коллажи, взяв за основу вырезки из газет, журналов опять же на определенную полезную в обучении тему, создать сборник комиксов или книжку умных высказываний.

В общем, не перечесть всех возможных вариантов занятий по развитию медиаграмотности у детей. Необходимо уделять должное внимание грамотности детей в сфере медиа. От этого будет зависеть, что и как будут смотреть наши дети, чем заниматься, о чем думать и размышлять.

Подводя итог вышесказанному, хочу обратить внимание на то, что в современном обществе умение находить нужную информацию, отфильтровывать её, анализировать и критически мыслить становится намного ценнее владения этой информацией фактически. Мы не можем оградить современных детей от телевизора, радио, интернета, но мы должны, обязаны научить их грамотно пользоваться информацией. Это современная реальность, созданная научно-техническим прогрессом, и противиться этому бессмысленно. Мы, педагоги и родители, обязаны помогать детям ориентироваться в хаотичном информационном мире.!!!!





Современное непрерывное образование и инновационное развитие.

Кто владеет знаниями, тот владеет миром. Чтобы идти в ногу со временем, и соответствовать требованиям постоянно меняющихся общественных направлений, мы должны непрерывно изо дня в день работать над своим образованиям, пополнять багаж своих знаний, повышать свой творческий, профессиональный потенциал.

Идея непрерывного образования основана на том, что человек постоянно совершенствуется и обучение не ограничивается рамками детства, то есть на протяжении всей жизни человек должен находится в непрерывной деятельности, ориентированной на получение знаний, социального и культурного развития, а также умения развиваться и получать необходимые знания. Эта необходимость продиктована и обусловлена научно-техническим прогрессом.

Непрерывное образование формирует у человека профессиональную квалификацию и компетенцию и в результате появляются новые профессиональные возможности с учетом запросов развития общества, науки и техники.

Наша образованность, а я имею в виду педагогов, воспитателей, родителей напрямую связана с эффективностью воспитания и обучения детей. Только в высоко грамотном окружении ребёнок может получить достойное обучение.

Самообразование – является значительным звеном непрерывного образования. Компенсируя пробелы в базовом образовании, оно также приспосабливает педагога в условиях меняющейся ситуации, удовлетворяет духовные потребности личности.

На сегодняшний день в условиях современного общества, новых информационных технологий, при стремительном развитии науки и техники, современный учитель обязан непрерывно совершенствовать свой профессиональный потенциал. И так как общество не стоит на месте, наши знания требуют постоянного развития и обновления. И как раз, инновации - необходимое условие для этого.

Инновационное образование должно вносить колоссальные изменения в предшествующий опыт и традиции. Конечно, мы все понимаем, это не так-то просто изменить имеющуюся систему образования. Но мы должны понимать, что другого пути у нас нет. Поэтому педагоги обязаны быть подготовлены к освоению новшеств, к повышению новаторского уровня и уровня творческой активности, к развитию инновационного потенциала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!