Урок химии «Обобщение по металлам» 9 класс
Учитель химии: Жукова Н.Г.
Семь металлов создал век
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой сера – их отец.
И еще ты должен знать,
Всем им ртуть - родная мать.
Цель: научиться работать с разными источниками информации: СМИ, интернет, реклама, художественная литература, критично воспринимать полученную информацию
Цели медиаобразования в общем виде формулируются следующим образом:
• обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);
• развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
• включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
• формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.
Урок по химии Обобщение по теме « Металлы». 9-й класс «Элементы медиаобразования на уроках химии».
Рассмотрение некоторых элементов медиаобразования для учащихся, имеющих базовый уровень знаний по химии.
Задание 1 «Учащиеся должны понимать задания в различных формулировках и контекстах». Часто можно встретить такие литературные выражения: «стальной характер», «железные нервы», «золотое сердце», «свинцовый кулак», «серебряный иней», «золотая заря», «свинцовые тучи». Давайте дадим объяснения таким терминам.
Работа с терминами
Слово «химия», «химичить» часто используется в повседневной речи. Приведите примеры, когда в это слово вкладывается смысл, отличный от принятого в науке.
Устаревшие термины
«…все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте».
Поиск информации
На сегодня золотой резерв России составляет 1246,6 тонн (шестое место в мире). Эксперты отмечают повышение закупок золота Центральным банком России, считая, что связано это не с инвестиционной привлекательностью металла, а с недоверием к доллару США.
Отношение к рекламе
А бывает ли жидким кальций?
Перевод информации в другую знаковую систему
Расшифровка отрывка из Гете «Фауста».
Являлся красный лев - и был он женихом,
И в теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд перемещали.
Перевод информации в другую знаковую систему
«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй (нагревание твердого тела с жидкость, не доводя его до кипения) этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом.
Перевод информации в другую знаковую систему
Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт.
Перевод информации в другую знаковую систему
Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови (Dumas, 1837, с. 30).
Точка зрения ученика
«В Индии есть знаменитая железная Кутубова колонна на алтаре мечети Кувват-уль-Ислам. Она находится во влажном, жарком климате много веков, но до сих пор не заржавела. Хотя мы знаем свойство железа и многих металлов разрушаться в агрессивной среде окислителей. В чем причина такого явления, если есть местный обычай залазить на нее, покрывшись слоем масла?».
Работа с таблицами, схемами, графиками.
Домашнее задание.
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Задания:
1.Составить и осуществить цепочку превращений.
2.Решить задачу
Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси составляет 20%.
Инструктивная карта работы учащегося ________________________________________
1.Объясните литературные выражения (4б):
«стальной характер»- это________________________________________________________
«железные нервы» __________________________________________________________
«золотое сердце» __________________________________________________________
«свинцовый кулак» _______________________________________________________
(можно дать это задание по вариантам).
2.Характеристика химического элемента кальция по плану (4б):
Положение в периодической системе
Электронная формула
Характер простого вещества
Физические свойства кальция
Формула его высшего оксида, гидроксида
3.Записать уравнение между оксидом ртути(2) и соляной кислотой. Дать характеристику этой химической реакции (1б).
4. (Самооценивание) Коррозия – это _________________________________________________ (5б)
_______________________________________________________________
Записать ОВР:
Fe + О2 →
Fe + H2О→
5.(6б) Записать химические свойства Li, Zn , или Ag по приложению ( справочному материалу).
6.Рефлексия. К какому же выводу мы пришли?
Закончите предложения:
Теперь я знаю, что……
Я понял, что……
Я буду……
Оценивание:
- 1.Самооценивание: №4
- 2.Взаимооценивание: за задания № 1, 2, 3,5
- Максимум - 15 баллов
- На «5» - от 15 до 14 б
- На «4» - от 13 до 11 б
- На «3» - от 10 до 8 б