Просмотр содержимого документа
«Медиативный тренинг»
« Медиация для жизни : от диалога к согласию»
Составила:
Педагог-психолог МОУ СОШ№5 Тетерева Светлана Владимировна
Ситуация в школе
- В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
Что такое конфликт
- Конфликт- ( от лат. conflictus- столкновение ) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами .
- Могут быть:
Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)
Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие)
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель этого упражнение является уменьшение психологической нагрузки участников конфликта и их окружающих.
Для этого нужно всем встать в круг и повторяйте движения :
- - в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони) ;
- - начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди) ;
- - начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
- - а вот и град, настоящая буря (топот ногами) ;
- - капли падают на землю (щелчок пальцами) ;
- - прошел тихий шелест ветра, который разогнал тучи (потирание ладоней) ;
- - и появилось солнце (руки вверх) .
Упражнение «Снежинка»
«Снежинки»
Задание :
Вывод
Каждый из нас неповторим, мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным.
- 1. Возьмите листок.
- 2. Сложите его пополам.
- 3. Оторвите правый верхний угол.
- 4. Сложите еще раз пополам.
- 5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
- 6. Еще раз сложите пополам.
- 7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
- 8. Разверните листок и покажите свое произведение.
Конфликты могут быть :
«Предложу другую игру» , «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть» .
«Уйду, и не буду с ним играть» , «Сам буду играть» , «Позову учителя, и она или он заставит всех играть» , «Всех побью и заставлю играть» .
Стратегии разрешения конфликта
- Соревнование или соперничество : наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
- Приспособление или уступка : Отказ от собственных интересов ради интересов оппонента. Эта стратегия уместна в том случае, когда ради сохранения партнерских отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.
Четыре способа разрешения конфликта
- 1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой);
- 2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону)
- 3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать. (плывете по течению)
- 4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать
Стратегии разрешения конфликта
- Компромисс : компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.
- Избегание или уход : для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки
Упражнение «Яблоко и червячок»
Для этого нужно поудобнее сесть, представить на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит : «Сейчас я тебя буду есть!» .
- Что бы вы ответили червяку?.
Способы поведения в конфликте при сотрудничестве « Мы делили апельсин…»
- 1. Дипломатия- вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.
- 2. Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.
- 3. Воля судьбы. Тянете жребий.
- 4 Конструктивный поиск - узнать кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть, кому –то кожура для цукатов, а третьему косточки для дерева)
Упражнение «Другими словами» Приемы общения помогают в разрешении конфликтов.
- Задание: перефразировать неконстуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек... » на конструктивные.
- Например: «Вы должны принести мне тетрадь»
- - «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь».
Ответы «Другими словами»
- 1 Он должен заботиться обо мне.
- 2. Ты не должна была ходить на ту встречу.
- 3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.
- 4.Ты должна была предвидеть возможные трудности
- 5.Меня заставили.
- 6.Он- упрямый осел.
- 7.Он меня унизил.
- 8.Прекрати меня злить!
- 9. Ты должна мне дать программу, книгу….
- 1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.
- 2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на ту встречу.
- 3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.
- 4.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.
- 5. Я не сумела отказаться.
- 6. Я не смог его убедить.
- 7. Мне было неприятно.
- 8.Я начинаю злиться.
- 9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.
Как обойти конфликт
- Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией)
- Использовать «Я –утверждение» - концентрируем свое внимание на том , что мы чувствуем и способность о этом сказать своему сопернику, вместо «Ты –утверждения», которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо « Вы должны принести мне книгу»- « Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»)
- Способность и умение прощать!!! - значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.
Упражнение «Согласие»
- Найти в словах партнера ЧТО-ТО с чем можно согласиться. («Вы совсем с ума сошли!»-»Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»
- «Прекратите разговаривать со мной в таком тоне!»- «Бывает, что мой тон, кажется обидным для собеседника»..
Ответы «Согласие»
- 1.Ты совсем с ума сошла!
- 2. Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обстоятельства!
- 3. Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!
- 4. На нашей работе- по настоящему работаю только я!
- 1. Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди.
- 2 Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать.
- 3. Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника.
- 4 Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу.
Плюсы и минусы конфликта
- Плюсы
- -конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях
- Дает возможность увидеть скрытые отношения
- Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение
- Пересмотр своих взглядов на привычное
- Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
- Минусы
- Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям
- Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата
- Ухудшение качества работы-сложное восстановление деловых отношений
- Представление о победителях или побежденных как о врагах
- Временные потери- на 1 мин. Конфликта приходиться 12 мин. Послеконфликтных переживаний.
Упражнение «Толкалки»
- Инструкция: разбейтесь на пары. Встаньте друг на против друга, вытянув вперед руки, обопритесь ладонями на ладони партнера. Далее по моей команде ваша задача сдвинуть своего противника с места.
Причины возникновения конфликтов
- Конфликтогены -слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту. ( например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет»)- На слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.
- Формула конфликта :
- конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия)+
- повод (инциндент)- «последняя капля»= конфликт .
Причины возникновения межличностных конфликтов
- 1. Конкуренция- люди, стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции ( борьба за первенство)
- Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд- гумманист и мелкие пакостники- мыши)
- Психологическая несовместимость (неуживчивость темпераментов и характеров)
- Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).
- От скуки ( Том и Джерри, Ну Погоди)
«Конфликтный человек»
- Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро «остывает».
- Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта
- Меланхолик долго помнит и переживает обиду
- Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта
Тест : Конфликтная ли вы личность?
- 11-16 очков. Не конфликтный человек. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им потребуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?
- 6-10 очков. Умеренно конфликтный. Но, о вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.
- 0-5 очков. Склонен к конфликтам. Вы ищете повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы любитель поскандалить. А может за вашим поведением скрывается комплекс неполноценности????
Упражнение «Я свой»
- Инструкция: встаем в круг и беремся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий вне круга.
- Задача: доказать , что ты свой и попасть внутрь круга.
Рефлексия
- Притча «Солнце и ветер».
- Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее . Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
- Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
- Тогда за дело взялось солнце. «Смотри,- сказало оно ветру- я буду действовать по- иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце победило, действуя по доброму, с любовью.
- Тогда за дело взялось солнце. «Смотри,- сказало оно ветру- я буду действовать по- иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
- Так солнце победило, действуя по доброму, с любовью.
Спасибо за работу, всего хорошего!
- Рекомендуемая литература:
- Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. «Речь» Санкт-петербург, 2008;
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001
- Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. «Речь» Санкт- Петербург, 2007