СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Медный всадник" в Санкт-Петербурге

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Медный всадник" в Санкт-Петербурге»

 Памятник Петру I «Медный Всадник »

Памятник Петру I «Медный Всадник »

 Медный всадник в Санкт-Петербурге. Самый известный памятник Петру Первому I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры.   

Медный всадник в Санкт-Петербурге. Самый известный памятник Петру Первому I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры.  

Открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Петербурге в 1782 году – 18 августа (7 по старому стилю). В церемонии приняла участие императрица Екатерина. А стихотворная повесть «Медный всадник» была написана Александром Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Николай I не разрешил поэму печатать. Её начало появилось в «Библиотеке для чтения» в 1834 году под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые поэму напечатали после смерти Пушкина в «Современнике» в 1837 году.

Открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Петербурге в 1782 году – 18 августа (7 по старому стилю). В церемонии приняла участие императрица Екатерина. А стихотворная повесть «Медный всадник» была написана Александром Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Николай I не разрешил поэму печатать. Её начало появилось в «Библиотеке для чтения» в 1834 году под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые поэму напечатали после смерти Пушкина в «Современнике» в 1837 году.

Проект памятника Петру | разработал французский скульптор Э. Фальконе, которого пригласила в Петербург Екатерина Вторая.   Этье́н Мори́с Фальконе́  Екатерина II

Проект памятника Петру | разработал французский скульптор Э. Фальконе, которого пригласила в Петербург Екатерина Вторая.

Этье́н Мори́с Фальконе́

Екатерина II

Вместо изображения монарха в облачении римского императора по традиции, установившейся в XVIII веке, французский мастер одел русского царя в длинную рубаху, в целом, в простую и лёгкую одежду, которая, по убеждениям скульптора, принадлежала «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Фальконе заменил богатое седло на медвежью шкуру. Таким способом он показал близость государя к своему народу и то, как царь желает нации, им же цивилизованной, и несмотря на это, всегда беречь свою аутентичность и осознавать свои корни - происхождение.  

  • Змея, введённая в композицию, — гениальная находка в решении проблемы обеспечения статической устойчивости памятника. Её появление под ногами вставшего на дыбы коня вполне убедительно объясняется тем, что она обозначает «враждебные силы». Растоптанная змея – символ побеждённого невежества и внешнего врага.
  • Лавровый венок на голове императора и меч, свисающий с пояса, указывают на роль Петра I как победоносного полководца. Венок из лавра и меч – это дань уважения победам государя-полководца в Северной войне.
  • Постамент в виде огромной скалы – символ трудностей, преодолённых Петром I.
Воплотить оригинальную идею в жизнь оказалось совсем не просто: императрица и все её приближенные были против такого видения памятника. Но скульптор упрямо работал над своим проектом, делая зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», — писал он Дидро.   

Воплотить оригинальную идею в жизнь оказалось совсем не просто: императрица и все её приближенные были против такого видения памятника. Но скульптор упрямо работал над своим проектом, делая зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», — писал он Дидро.   

Уникальность памятника состоит в том, что он имеет всего три точки опоры (задние ноги коня и извивающийся хвост змеи)

Уникальность памятника состоит в том, что он имеет всего три точки опоры (задние ноги коня и извивающийся хвост змеи)

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно  Пётр І вывел Россию к морю.   На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр І вывел Россию к морю.

На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Откуда произошло название?  Название «медный» закрепилось за памятником благодаря поэме в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года.  Из чего он создан на самом деле?  Несмотря на название, которое дали памятнику позже, скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита.

Откуда произошло название? Название «медный» закрепилось за памятником благодаря поэме в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года. Из чего он создан на самом деле? Несмотря на название, которое дали памятнику позже, скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита.

Что символизирует памятник?  Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.       Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.   

Что символизирует памятник? Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.  

  • Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.  

Интересные факты:

  • По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках. Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.
  • В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль императрица отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д.А. Голицына в 1783 году.
  • Своим названием Медный всадник обязан одноименному произведению А.С. Пушкина, хотя выполнен памятник из бронзы. Медный всадник фигурирует в романах Ф.М. Достоевского и Андрея Белого.
  • Во время блокады Ленинграда Медный всадник был укрыт мешками с землей и песком, обшит бревнами и досками.
  • При реставрации памятника в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Благодаря этому исследованию выяснилось, что каркас памятника может служить еще долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации, ее участниках и газетой от 3 сентября 1976 года.
  • Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.