Чем объясняется интерес А. С. Пушкина к личности
Петра I ?
А. С. Пушкина всегда интересовала история. Он считал, что в историческом прошлом можно найти ответы на все волнующие вопросы современности. Пётр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России, “Россию поднял на дыбы”.
Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям?
Поэт восхищается Петром, любуется им, испытывает гордость за него и за всё то, что он сделал для государства.
Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году, в период Болдинской осени, в самый плодотворный период творчества Пушкина. По жанру это – поэма,
т. е. лиро-эпическое произведение.
Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении.
К какому жанру близко вступление? Почему поэт выбирает именно этот жанр?
О́да — хвалебное стихотворение, посвящённое торжественному событию или герою.
Вступление написано в традициях ломоносовской оды: высокий слог, славянизмы, приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи).
Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.
На протяжении поэмы город ни разу не назван Петербургом. "Петра творенье" — творенье Петра — заставляет нас вспомнить о другом Творении. О каком?
"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так".
Почему поэт называет Петра – он?
Местоимение "он" во второй строке, набираемое курсивом в изданиях советского времени, прежде набирали с большой буквы, "Он":
На берегу пустынных волн Стоял Он , дум великих полн, И вдаль глядел.
Это тоже настраивает читателя на ассоциацию с сюжетом сотворения мира.
Выделите смысловые части вступления.
1. Замысел Петра построить город на берегах Невы.
2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”
3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.
Какова интонация каждой строфы?
II строфа – уверенность, решимость;
I строфа – грусть, задумчивость, печаль, рождённая унылым пейзажем;
IV строфа – любовь.
III строфа – гордость
и восхищение;
Зачем Петру, России нужен был выход
в Балтийское море?
Связь с Западом, торговля, обмен культурными ценностями.
Сколько лет длилась война, которая помогла вернуть захваченные в XVII в. земли по берегам Балтийского моря?
С 1700 по 1721 гг. Россия добилась победы над Швецией.
Как автор описывает отвоёванные земли?
Какова роль эпитетов?
Все начальные эпитеты ( бедный, мшистый, топкий, убогий ) имеют прозаический, снижающий характер. Поэма, следовательно, начинается как бытовая повесть об убогой, но естественной жизни человека и природы, не скованных никакими узами.
Завоёванные земли были пустынны,
берега Невы – болотисты, жилища
северных жителей – редки и убоги, кругом шумел тёмный лес.
Какое решение принял Пётр I?
Какие эпитеты появляются?
Стиль повествования сразу меняется. Вместо прежних «умалительных» появляются высокие эпитеты ( надменный сосед, ногою твёрдой, новым им волнам ) . Вся поэтическая речь приобретает возвышенный характер. На смену бытовой повествовательной интонации приходит стилистика оды.
Надо покорить природу,
чтобы построить город.
Подтвердите текстом необходимость строительства Петербурга.
- “ отсель грозить мы будем шведу”,
- “ в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на мировой арене,
- “ ногою твёрдой стать при море”,
- “ все флаги в гости будут к нам”.
Берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербург – исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы, у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю “на зло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.
Как вы понимаете смысл выражения:
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно..?
Назовите троп.
метафора
Пётр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.
Как вы понимаете строки:
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам ..?
метонимия
Назовите
троп .
Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”), называются метонимией .
С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы.
Найдите параллели в 1 и 2 частях.
Параллелизм (от греч. parallelos — идущий рядом) — один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения.
“ прежде”
“ ныне” (через 100 лет)
Стоял он , дум великих полн…
.
.
.
Пред ним широко Река неслася…
Чернели избы здесь и там…
.
И лес… Кругом шумел.
… корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся…
В гранит оделася Нева… Мосты повисли над водами…
Громады стройные теснятся Дворцов и башен…
Тёмно-зелёными садами Её покрылись острова…
Какова роль звукописи?
Ассонанс:
Аллитерация:
На б е р е гу пустынных в о лн Ст о ял о н , дум в е ликих п о лн…
Люблю тебя, Пе тр а т во р енье, Люблю твой с тр огий, с тр ойный вид, Невы де р жавное теченье, Бе р е г овой её гр анит, Твоих о гр ад узо р чугунный…
И думал о н: Отс е ль гр о зить мы буд е м шв е ду, Зд е сь буд е т г о р о д зал о ж ё н…
Звукопись усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, подчёркивает торжественное настроение, придаёт речи повелительные интонации…
Найдите анафору и определите её роль.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз…
Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей…
Люблю , военная столица, Твоей твердыни дым и гром…
Анафора акцентирует внимание на смысловой роли
глагола «люблю» и выражает отношение поэта
к описываемому.
Какие эпитеты автор подбирает, описывая город?
«Пышно, горделиво». Построены дворцы и парки. Корабли стремятся к берегам Невы, одетым в гранит. Красота Москвы померкла перед великолепием Петербурга, как бывшая царица, ставшая вдовой, уступила в красоте новой царице.
Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?
За что поэт любит свой город?
Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение могучей реки.
Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными решётками садов и мостов.
Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.
Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.
Пушкин восхищён великолепием города, которым Россия гордится и теперь. Однако нельзя забывать, что замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми: во время войн и строительства к его «ногам» были положены миллионы безвестных жизней. Вступление к поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.
7 августа (18 августа) 1782 года столетие вступления на российский престол Петра I было отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Памятник стали называть Медным всадником благодаря А.С.Пушкину, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы.
Памятник Петру I («Медный всадник») расположен в центре Сенатской площади.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
А. С. Пушкин
Рейгольд Глиэр - Гимн Великому Городу (из балета «Медный Всадник»)