Просмотр содержимого документа
«Механизмы поворота башенных кранов»
Механизмы поворота башенных кранов
Механизм поворота предназначен для вращения поворотной части крана вокруг вертикальной оси.
Механизм поворота по компоновке подразделяют на две группы: с горизонтальным и вертикальным расположением двигателя.
Механизмы поворота с вертикально расположенным двигателем более компактны, чем механизмы с горизонтально расположенным двигателем, поэтому они более распространены. К этому типу относятся все унифицированные механизмы поворота, а также усовершенствованная конструкция механизма поворота крана МСК-5-20 (рис.8).
Рис. 8 Механизм поворота крана МСК-5-20 с вертикально расположенным двигателем
1 - редуктор; 2 - тормоз; 3 - электродвигатель; 4 - конечный выключатель угла поворота; 5 - ребро; 6 - манжетное уплотнение; 7 - шестерня; 8 - опорно-поворотный круг.
Этот механизм состоит из электродвигателя 3, тормоза 2 и вертикального соосного редуктора 1, смонтированных в один агрегат. Крепление электродвигателя к редуктору на фланце позволяет исключить соединительные муфты и облегчает обслуживание механизма. В редукторе применены цилиндрические шестерни. Нижние шестерни смазываются за счет масляной ванны, а верхние - с помощью плунжерного насоса. Чтобы смазка не вытекала из редуктора вдоль выходного вала, на корпусе редуктора сделано кольцевое ребро 5, поднятое выше уровня масляной ванны, а также манжетные уплотнения 6. На выходном валу редуктора закреплена цевочная (или зубчатая) шестерня 7, которая входит в зацепление с цевочным (зубчатым) венцом опорно-поворотного круга 8. С верхним концом выходного вала редуктора соединен конечный выключатель 4 угла поворота.
Унифицированные механизмы поворота кранов серии КБ предназначаются не только для вращения поворотной части крана при работе, но и для поворота ходовой рамы при разворотах крана во время транспортирования его в виде прицепа. Башенные краны серии КБ комплектуются двумя типами механизмов поворота П-3 - планетарным или цилиндрическим. Комплект механизма независимо от типа состоит из фланцевого двигателя, тормоза, редуктора и тормозной (безопасной) рукояти. Тормоз на всех этих механизмах специальный с двумя электромагнитами МО-100Б. Каждая колодка тормоза управляется своим электромагнитом. Рама тормоза крепится к лапам электродвигателя.
Планетарный механизм поворота П-3 (рис.9 а-в) имеет вертикально расположенный редуктор 5. В нем размещены три одинаковые по конструкции передачи (три ступени). В планетарном редукторе вращение передается от центральной верхней солнечной шестерни 4 к нескольким (обычно трем) шестерням-сателлитам 9 одинакового диаметра, располагаемым под углом 120° в плане. С наружной стороны сателлиты находятся в зацеплении с неподвижным зубчатым венцом 3. Сателлиты сидят на осях, закрепленных в общей крестовине-водиле 8. При вращении сателлиты катятся по зубчатому венцу 3. При этом их оси вместе с водилом совершают вращательное (планетарное) движение относительно оси солнечной шестерни. На нижнем конце первого водила сидит солнечная шестерня второй планетарной передачи (ступени) и т.д.. Планетарная передача позволяет обеспечить высокое передаточное число и сравнительно высокий коэффициент полезного действия передачи при малых габаритах и небольшой массе редуктора.
Рис. 9 Унифицированный планетарный механизм поворота П-3
а - разрез; б - кинематическая схема; в - аксонометрическая схема 1 - тормоз с двумя магнитами; 2 - двигатель; 3 - зубчатый венец; 4 - солнечная шестерня; 5 - редуктор; 6 - выходная шестерня; 7 - манжетные уплотнения; 8 - водило; 9 - сателлиты; 10 - закрепление двух верхних венцов (показано условно).
Зубчатые венцы первой и второй передач, а также зубчатые кольца, соединяющие венцы, - плавающие, без жесткого закрепления к корпусу редуктора. Это обеспечивает нормальное зацепление с ними сателлитов даже при некоторой несоосности соединения двигателя с редуктором. Венец нижней передачи ввиду больших действующих на него нагрузок жестко прикреплен к корпусу редуктора с помощью штифтов. Водило III ступе,ни через шлицы передает вращение выходному валу. На выходной вал редуктора снизу насажена шестерня 6, входящая в зацепление с венцом опорно-поворотного круга. Выходной вал редуктора передает только крутящий момент, так как он разгружен от радиальных нагрузок. Для этого шестерня 6 механизма поворота установлена на двух подшипниках, посаженных непосредственно на шейку корпуса редуктора. С валом шестерня соединяется с помощью штифтов. Чтобы из редуктора не вытекло масло, в нижней его части установлено три резиновых манжетных уплотнения 7, а чтобы масло не попало в двигатель, в крышке редуктора также установлено манжетное уплотнения.
Рис. 10 Унифицированный цилиндрический механизм поворота
а - разрез редуктора; б - кинематическая схема;
1 - шестерня зубчатой муфты; 2 - входной вал; 3 - смотровое стекло; 4 - промежуточный вал; 5 - крышка корпуса; 6 - шестерня шиберного насоса; 7 - диафрагма; 8 - насос; 9 - выходной вал; 10 - корпус редуктора; 11 - манжетное уплотнение; 12 - горловина корпуса; 13 - торцовая крышка; 14 - масленка; 15 - промежуточный вал; 16 - крышка подшипника; 17 - сливная пробка; 18 - лапа корпуса; 19 - проушина; 20 - фонарь; 21 - тормоз; 22 - электродвигатель; 23 - зубчатая муфта.