МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК
Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Что такое мелкая моторика и почему она так важна
Под мелкой моторикой принято понимать элемент двигательной сферы, тонкие точные движения кистями рук и пальцами. В этот тип моторики включается огромное количество всевозможных движений – как несложные жесты, так и сложные движения для рисования или письма. Развивается она постепенно, у каждого ребенка своими темпами, однако родителям важно помочь малышу своевременно овладеть необходимыми навыками.
Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей 1. Игры с мелкими предметами
Можно брать все, что есть дома — крупу, горошинки, орешки (тем более, что малыши очень любят быть рядом с мамой на кухне), пуговицы, бусинки, камешки. Но подобные занятия стоит проводить очень аккуратно, не оставляя ребенка без присмотра, чтобы он случайно не проглотил, не вдохнул мелкий предмет, не засунул его в нос и вообще никак не поранился.
Работу по развитию у детей мелкой моторики важно выстраивать на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминутками, массажем, пальчиковыми и игровыми упражнениями. Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.
При подборе игр и игровых упражнений желательно придерживаться следующих принципов: – наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей, подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку, – развивающий характер обучения; – систематичность и последовательность, наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность. Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, важно иметь разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики.
Правила проведения пальчиковой гимнастики.
1) Во время проведения гимнастики следить за правильным положением осанки.
2) На начальном этапе все упражнения следует выполнять вместе с ребёнком, в медленном темпе, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
3) Подбирайте упражнения, которые окажутся по силам ребёнку. Если они пока слишком сложны – упростите их и, наоборот, при необходимости — усложняйте.
4) Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
5) Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
6) Если гимнастика сопровождается словами, то все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.
7) Сопровождая игры стихами, побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
8) Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
9) Упражнения сначала можно отрабатывать одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
10) Заниматься нужно ежедневно, каждый день не менее 5 минут.