СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Менеджмент идей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение творческих задач является условием развития креативного мышления работника. Цель творчества в креативном менеджменте заключается в принятии оперативного качественного управленческого решения.

Просмотр содержимого документа
«Менеджмент идей»

Менеджмент идей Студент группы: ПСКМ-17-1 Уәли А.Б

Менеджмент идей

Студент группы: ПСКМ-17-1

Уәли А.Б

Методы поиска креативных идей    Решение творческих задач является условием развития креативного мышления работника. Цель творчества в креативном менеджменте заключается в принятии оперативного качественного управленческого решения.

Методы поиска креативных идей

Решение творческих задач является условием развития креативного мышления работника. Цель творчества в креативном менеджменте заключается в принятии оперативного качественного управленческого решения.

 По природе своей все люди креативны и способны генерировать креативные идеи. Для того, чтобы генерировать креативные идеи необходимо развивать креативное мышление. Для этого существуют креативные методики, которые способствуют стимулированию творческого мышления благодаря различным алгоритмам.

По природе своей все люди креативны и способны генерировать креативные идеи. Для того, чтобы генерировать креативные идеи необходимо развивать креативное мышление. Для этого существуют креативные методики, которые способствуют стимулированию творческого мышления благодаря различным алгоритмам.

 Методы поиска идей включают в себя следующие методы:   мозговая атака   синектика  морфологический анализ  метод фокальных объектов

Методы поиска идей включают в себя следующие методы:

  • мозговая атака
  • синектика
  • морфологический анализ
  • метод фокальных объектов
Коллективный поиск идей,разделение процессов генерации и критики во времени Цель-выработка максимального количества разнообразных идей-чем их больше, тем больше вероятность успеха Мозговая атака Недостатки метода-огромное количество идей не гарантирует появления «гениальной идеи», ввиду отсутствия аналитического этапа,производит яркие,ориганальные идеи,но не всегда стратегически правильные решения

Коллективный поиск идей,разделение процессов генерации и критики во времени

Цель-выработка максимального количества разнообразных идей-чем их больше, тем больше вероятность успеха

Мозговая

атака

Недостатки метода-огромное количество идей не гарантирует появления «гениальной идеи», ввиду отсутствия аналитического этапа,производит яркие,ориганальные идеи,но не всегда стратегически правильные решения

Мозговая атака Правила проведения «мозговой атаки»  нельзя оценивать какие бы то ни было идеи;   чем больше список идей, тем лучше; называя идеи, нельзя повторяться;

Мозговая атака

Правила проведения «мозговой атаки»

нельзя оценивать какие бы то ни было идеи;

чем больше список идей, тем лучше;

называя идеи, нельзя повторяться;

Синектика  Синектика — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.  По сути это - развитие и усовершенствование техники

Синектика

Синектика — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

По сути это - развитие и усовершенствование техники "мозгового штурма".

Синектика  Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи – связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями.  Отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитого, и

Синектика

  • Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи – связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями.
  • Отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитого, и "включить" информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.
  • Метод решения творческих задач
Морфологический анализ    Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

Морфологический анализ

Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

Морфологический анализ    Рис. Алгоритм проведения морфологического анализа

Морфологический анализ

Рис. Алгоритм проведения морфологического анализа

 Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали (рис 1).

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали (рис 1).

 Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель. Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:  А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-столт  Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол  В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель.

Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем: А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-столт Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов (МФО), предложен американцем Ч. Вайтингом. Он базируется на анализе случайных объектов и их случайных признаках. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО), предложен американцем Ч. Вайтингом. Он базируется на анализе случайных объектов и их случайных признаках. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Назначение МФО Улучшение структуры, формы объекта Разрешение проблемной ситуации Совершенствование, расширение функций объекта Метод фокальных объектов развивает творческое воображение, повышает гибкость ума, тренирует ассоциативное мышление

Назначение МФО

Улучшение структуры, формы объекта

Разрешение проблемной ситуации

Совершенствование, расширение функций объекта

Метод фокальных объектов развивает творческое воображение, повышает гибкость ума, тренирует ассоциативное мышление

Суть метода фокальных объектов  Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию. + = легкий круглый мяч

Суть метода фокальных объектов

Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.

+

=

легкий

круглый

мяч

Этапы решения задачи МФО Анализ условий задачи,  определение недостатков объекта Выбор случайных предметов Определение и запись  6-10 признаков Генерация новых технических решений соединением признаков предметов с объектом, анализ Оценка найденных решений,  выбор лучшего из них

Этапы решения задачи МФО

Анализ условий задачи, определение недостатков объекта

Выбор случайных предметов

Определение и запись 6-10 признаков

Генерация новых технических решений соединением признаков предметов с объектом, анализ

Оценка найденных решений, выбор лучшего из них

Пример:совершенствуем часы Объект - часы. Цель - расширение ассортимента продукции  завода для увеличения спроса. 2. Выбор 3 - 4 произвольных (наугад из словаря, книги)  объектов (не обязательно технических).  Например, лист, катер, клетка, сетка. Катер Клетка Сетка Лист

Пример:совершенствуем часы

  • Объект - часы. Цель - расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса.

2. Выбор 3 - 4 произвольных (наугад из словаря, книги) объектов (не обязательно технических). Например, лист, катер, клетка, сетка.

Катер

Клетка

Сетка

Лист

Таблица признаков случайных обьектов   3. Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше. Наименование Лист П Р И З Н А К И Катер Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), нетонущий, сигнальный, морской, спасательный Клетка Сетка Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, с циклами жизнедеятельности Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная

Таблица признаков случайных обьектов

3. Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше.

Наименование

Лист

П Р И З Н А К И

Катер

Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний

Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), нетонущий, сигнальный, морской, спасательный

Клетка

Сетка

Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, с циклами жизнедеятельности

Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная

Соединение признаков с обьектом   4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Присоединение  одного объекта Присоединение  двух объектов Часы широкие Присоединение  трёх объектов Часы цветные, самоходные Часы с циклом жизнедеятельности Часы широкие, неэнергоемкие Часы цветные, сигнальные, складные Часы игровые Часы яркие, спасательные, биологические Часы узкие, сигнальные Часы узкие, не тонущие, игровые

Соединение признаков с обьектом

4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

Присоединение одного объекта

Присоединение двух объектов

Часы широкие

Присоединение трёх объектов

Часы цветные, самоходные

Часы с циклом жизнедеятельности

Часы широкие, неэнергоемкие

Часы цветные, сигнальные, складные

Часы игровые

Часы яркие, спасательные, биологические

Часы узкие, сигнальные

Часы узкие, не тонущие, игровые

 Оценка решений, выбор лучшего  5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.  Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях с цветным блестящим циферблатом, самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.  6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь серьезно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

Оценка решений, выбор лучшего

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях с цветным блестящим циферблатом, самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь серьезно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

2. Классификация типичных приемов поиска решений.     Решение – результат мыслительной деятельности, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

2. Классификация типичных приемов поиска решений.

Решение – результат мыслительной деятельности, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

Какие решения мы принимаем для которых есть заранее отработанное решение Стандартные. для которых решение известно, но требуется определенная проработка деталей. Ординарные для которых нет аналогов решения. Уникальные

Какие решения мы принимаем

для которых есть заранее отработанное решение

Стандартные.

для которых решение известно, но требуется определенная проработка деталей.

Ординарные

для которых нет аналогов решения.

Уникальные

Алгоритм принятия решения   Алгоритм принятия решения – процесс принятия решения в определенной логической последовательности:  Выявление проблемы Диагностика проблемы Формулирование проблемы Определение ограничений Определение списка альтернативных решений Определение критерия выбора оптимального решения Выбор оптимального решения Выявление проблемы Диагностика проблемы Формулирование проблемы Определение ограничений Определение списка альтернативных решений Определение критерия выбора оптимального решения Выбор оптимального решения

Алгоритм принятия решения

Алгоритм принятия решения – процесс принятия решения в определенной логической последовательности:

  • Выявление проблемы Диагностика проблемы Формулирование проблемы Определение ограничений Определение списка альтернативных решений Определение критерия выбора оптимального решения Выбор оптимального решения
  • Выявление проблемы
  • Диагностика проблемы
  • Формулирование проблемы
  • Определение ограничений
  • Определение списка альтернативных решений
  • Определение критерия выбора оптимального решения
  • Выбор оптимального решения
Литература  1. И.И.Свидрук, Ю.И. Осик. Креативный менеджмент.-Караганда:Изд-во КарГУ,2016.-320с  2. Александров Л.В. И др. Алфавитный аннотированный справочно-библиографический указатель принципов. – М.:ВНИИПИ, 1989№-41c  3. А.А. Утемисова. Концептуальные подходы к изучению проблемы принятия решений / М: Айрис-Пресс, 2009  4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательных задач.-Новосибирск:Наука, 1986.  5. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. –М. Просвещение, 1994.

Литература

1. И.И.Свидрук, Ю.И. Осик. Креативный менеджмент.-Караганда:Изд-во КарГУ,2016.-320с

2. Александров Л.В. И др. Алфавитный аннотированный справочно-библиографический указатель принципов. – М.:ВНИИПИ, 1989№-41c

3. А.А. Утемисова. Концептуальные подходы к изучению проблемы принятия решений / М: Айрис-Пресс, 2009

4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательных задач.-Новосибирск:Наука, 1986.

5. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. –М. Просвещение, 1994.