Организационная структура и кадры управления
ЛЕКЦИЯ №3
Подготовила Драганова Е.А.
Структура управления
- - совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура системы — это совокупность связей и отношений между ее элементами.
Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:
- определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.);
- выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.);
- делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности (отношения руководства—подчинения, отношения централизации—децентрализации, организационные механизмы координации и контроля, регламентация деятельности подразделений, разработка положений о структурных подразделениях и должностях).
Норма управляемости
- Это количество работников или подразделений , которые целесообразно подчинить определенному менеджеру или организации управления при современных уровнях развития управленческих отношений и техники управления для обеспечения эффективного функционирования предприятия.
Рекомендуемые нормы:
- Верхний 3-7 человек
- Средний 8-20 человек
- Нижний 21-40 человек
Требования к организации:
- Должна способствовать планомерному развитию организации
- Должна быть гибкой
- Должна быть по возможности простой
- Должна способствовать внедрению в организации достижения науки и передового опыта
- Коммуникация между элементами системы, должна быть четкой
- Должна обеспечивать устойчивость организации к возникновению факторов внешней среды
- Должна обеспечивать высокую эффективность управления организацией при минимальных, но необходимых затратах на свое содержание
- Должна обеспечивать высокое качество производства товаров и различных услуг
Всех сотрудников можно дифференцировать на три основные категории:
- Руководители — лица, выполняющие главную функцию и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями.
- Специалисты — лица, выполняющие основную функцию и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансам, научно-техническим и инженерным проблемам и т. д.
- Исполнители — лица, выполняющие вспомогательную функцию, например, работу по подготовке и оформлению документации, хозяйственную деятельность. В структуре управления различных предприятий много общего. Это дает возможность менеджеру в определенных пределах использовать так называемые типовые структуры.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы организационных структур управления:
- линейная
- функциональная
- дивизионная
- матричная
Линейная структура управления
Линейно-штабная организационная структура
По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную . Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
Пример:
Плюсы:
Минусы:
очень четкая система взаимосвязей типа " начальник - подчиненный";
чрезмерная нагрузка на высший уровень управления;
явно выраженная ответственность;
отсутствие вспомогательных служб;
быстрая реакция на прямые приказания;
отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями;
простота построения самой структуры;
высокая зависимость от личных качеств менеджеров любого уровня.
высокая степень " прозрачности" деятельности всех структурных единиц.
Линейная структура используется мелкими и средними фирмами с несложным производством.
Функциональная организационная структура
Функциональная организационная структура
Плюсы:
Минусы:
снятие большей части нагрузки с высшего уровня управления;
значительное усложнение связей внутри предприятия;
стимулирование развития неформальных связей на уровне структурных блоков;
появление большого количества новых информационных каналов;
уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
появление возможности переноса ответственности за неудачи на сотрудников других подразделений;
как следствие предыдущего плюса - улучшение качества выпускаемой продукции;
затруднение координации деятельности организации;
появляется возможность создания штабных подструктур.
появление тенденции к чрезмерной централизации.
Линейно- функциональная организационная структура
При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
Пример:
Дивизиональная структура управления
Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:
- продуктовая . Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;
- региональная структура . Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;
- организационная структура, ориентированная на потребителя . Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.
Пример: Продуктовая дивизиональная структура
Пример продуктовой дивизиональной структур
Пример : Пример региональной дивизиональной структуры ОАО «АВТОВАЗ»
Пример: Глобально ориентированная продуктовая (товарная) структур
Пример: Глобально ориентированная региональная структур
Дивизионная структура управления
Плюсы :
Минусы:
наличие тенденций к децентрализации;
появление дублирующих функций в дивизионах;
высокая степень самостоятельности дивизионов;
ослабление связей между сотрудниками различных дивизионов;
разгрузка менеджеров базового звена управления;
частичная потеря контроля над деятельностью дивизионов;
высокая степень выживаемости в условиях современного рынка;
отсутствие одинакового подхода к управлению различными дивизионами Генеральным директором предприятия.
развитие у управляющих дивизионов предпринимательских навыков.
- Дивизион - это крупное структурное подразделение предприятия, обладающее большой самостоятельностью за счет включения в себя всех необходимых служб.
Матричная организационная структура
Матричная организационная структура
Плюсы :
Минусы :
возможность оперативной ориентации на потребности своих клиентов;
подрыв принципа единоначалия и, как следствие, необходимость со стороны руководства постоянного отслеживания баланса в управлении сотрудником, который одновременно подчиняется и руководителю проекта, и своему непосредственному начальнику из того структурного подразделения, из которого он пришел;
снижение затрат на разработку и апробацию новшеств;
опасность возникновения конфликтов между руководителями проектов и начальниками подразделений, из которых они получают специалистов для реализации своих проектов;
значительное сокращение времени на внедрение различных новшеств;
большая сложность в управлении и координации деятельности организации в целом.
своеобразная кузница руководящих кадров, так как руководителем проекта может быть назначен практически любой сотрудник предприятия.
Домашнее задание
- В тетради построить структуру управления