Просмотр содержимого документа
««Ментальная карта как метод речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста»»
«Ментальная карта как метод речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Ментальная карта в переводе с английского языка(MindMaps) трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации.
Ментальная карта - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви), соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы), отражающие содержание темы.
Автором метода является британский психолог Тони Бьюзен. Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps.
Общие требования к составлению любой интеллект - карты
- Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
- В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
- Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
- Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:
- возраста участников процесса создания интеллект-карт;
- поставленных задач;
- индивидуальных способностей детей;
- типа занятия;
- формы организации детей.
Преимущества применения интеллект-карт
Планируемый результат:
- возрастёт детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества;
- дети приобретут определенные умения по заполнению интеллект-карты, появятся зачатки планирования, которые они смогут проявить в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни;
- усовершенствуются коммуникативные и речевые навыки;
- дети станут четче формулировать мысли, легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого;
- у детей сформируются аналитические предпосылки, они не только будут воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
Использование интеллект карт
1-е направление
2-е направление
Сбор материала о предмете или объекте.
3-е направление
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Бесплатные компьютерные программы:
- FreeMind
- The Personal Brain
- XMind
- Free Mind Map – Freeware
- DropMind
Online программы
- MindMeister
- Bubbl.us
- Mindomo Basic
- Mind42
Проект «Земля наш общий дом»
Составить интеллект-карты
Дети
(возраст)
Дети с ОВЗ