Ментальная карта
Тема: «Межпредметные технологии оценки образовательных результатов школьников: концептуальный анализ текста, методика SAM»
Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема: Кто такие звери?
Цели урока:
- актуализировать и упорядочить знания детей о классификации животных и их групповых признаках;
- дать представления о зверях в процессе построения ментальной карты;
- учить детей дружной коллективной работе.
Прогнозируемые результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками зверей, их внешним строением и многообразием; научатся приводить примеры зверей
Ход урока
1. Актуализация знаний
- Кто дважды родится, а один раз умирает?
Так говорят про птиц: сначала на свет появляется яйцо, а потом из него птенец.
- Как птиц отличить от других животных?
- Сейчас я загадаю вам загадки. Если в них говорится о птицах, поднимайте зелёный сигнал, если нет - красный.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт. ( Жук)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (Бобры)
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. (Пчела)
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
- Молодцы, ребята, вы всё правильно отгадали. По каким признакам вы узнаете птиц?
Какие части тела птиц вы можете назвать?
2. Мотивация учебной деятельности.
- О каких группах животных мы уже узнали?
Про какую группу мы ещё не говорили?
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, кто такие звери, какие у них есть отличительные особенности и познакомимся с некоторыми из них.
3. Работа по новой теме урока
В ходе работы над новой темой совместно с детьми составляется ментальная карта «Кто такие звери?»
1). - Откройте учебник на с.38. Прочитайте вопрос. Чтобы ответить на вопрос «Какое из этих животных зверь?», нам надо точно знать признаки зверей. (Записывается главный образ в карте – кто такие звери)
- Начнём наше исследование со строения тела зверей. ( Появляется ветвь – строение)
- Рассмотрим его на примере жирафа, изображённого в учебнике. (Ученики называют части тела жирафа и на ветви «строение» прикрепляются карточки с названием частей тела.)
- Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас самих есть такие же части тела, кроме хвоста. Чем же всё-таки звери отличаются от других животных? Вспомните чем покрыто тело рыб, птиц? А чем покрыто тело зверей? (Появляется ветвь – покров) Конечно, это шерсть. А что такое шерсть? Правильно, это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который мы сразу можем увидеть. Густота и окраска шерсти разная у разных животных (рассматриваются картинки с изображением медведя, льва, бобра, дикобраза, слона). Это зависит от условий жизни зверя. У бобра под длинными жёсткими волосами спрятаны короткие и мягкие. Когда бобр ныряет в воду, намокают только наружные волосы. А у дикобразов особые волосы, которые называются иглами. (На карте появляется ветвь – шерсть – длинная – короткая). Всегда ли у зверей одинаковая окраска шерсти? Окраска у зверей может быть постоянная, а может меняться в зависимости от времени года.
- Назовите зверей, меняющих свою шубку зимой и летом.
2). Физкультминутка «Рыбы-птицы-звери».
- Ещё один отличительный признак зверей, что все они млекопитающие. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детёнышей. Поэтому второе название зверей – млекопитающие. Запишем это в нашей карте. Теперь мы знаем два главных отличительных признак зверей. Расскажите друг другу о них. (Работа в парах)
3). Работа в печатной тетради на с.27-28 з.3
4). Чем питаются звери? Верно, по-разному. Кто-то питается растительной пищей, а кто-то животными. (На карте добавляется ветвь: питание – хищники – травоядные. В ходе беседы добавляется ветви дикие – домашние). Расположите карточки с домашними и дикими животными на нашей карте.
- Вернёмся к строению тела зверей. У большинства зверей оно такое, как мы записали в карте. Но есть исключения. Это зависит от образа их жизни. У некоторых млекопитающих ноги превратились в своеобразные лопаты. Догадайтесь, про кого я говорю. (Крот) А некоторым пришлось научиться летать, чтобы поймать насекомых, которыми они питаются. (Летучая мышь) Есть такие млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде и их ноги превратились в плавники. (Кит) Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей. А тело у этих млекопитающих покрыто гладкой кожей. Учёные считают, что когда-то и у этих зверей была шерсть, но постепенно исчезла от долгого пребывания в воде. (Дети рассматривают картинки с изображением крота, летучей мыши, кита).
4. Сейчас мы разделимся на группы и поиграем в игру, описанную в рабочей тетради на с.27.
5. Рефлексия учебной деятельности.
- Посмотрим на нашу карту. Кто же они такие звери? Как их отличать от других животных? Сравните свои выводы с выводами в учебнике.
6. Домашнее задание раскрасить зверей в рабочей тетради на с. 28 з.4
всеядные
медведь
кабан
волк
Кто такие звери?
млекопитающие
белка
лось
хищники
лиса
питание
травоядные
заяц
дикие
овца
лошадь
домашние
свинья
ноги
корова
собака
коза
кошка
хвост
строение
голова
шея
окраска
непостоянная
покров
Без шерсти
шерсть
туловище
постоянная
короткая
длинная