Литературно-музыкальная композиция «Строки о войне»
5 класс
Цель мероприятия:
Воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну.
Задачи:
Воспитывать у детей чувство любви и уважения к Отечеству;
расширить знания учащихся о ВОВ;
повысить интерес к историческому прошлому Родины;
рассказать о подвиге нашего народа в освобождении родной страны.
Оборудование:
Ход мероприятия
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычная встреча, к нам пришли гости, и сегодня мы с вами узнаем о событиях 1941-1945 годов подробнее. А помогут нам в этом произведения русских писателей. Я желаю вам сегодня быть очень внимательными к каждому слову. Мы начинаем.
Ведущий 1: - К нам приближается май. Победный май!
И как бы ни был лик войны жесток,
Проходит время – зарастают раны.
И вот уже на бывшем поле брани
Из каски полевой растёт цветок.
Пробита каска в нескольких местах,
Напоминая нам о трудных битвах,
Но не травой забвения покрыта –
Она покоится в живых цветах.
Ведущий 2: - 77 лет минуло с той поры, давно отгремели тяжёлые бои.
Ведущий 1: - Время летит как ветер, годы текут как реки, но память хранит былое.
ученик
Июнь…Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет 1й день войны.
А кончится она лишь в 45-том, в мае.
Ведущий 1: Сейчас прозвучит трагическая песня, ставшая неким патриотическим призывом советских граждан для противостояния силам фашистской армии. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого поистине страшного для человека времени.
Звучит «Священная война» + видеоряд
Ведущий 2: Под эту песню молодые ребята уходили на фронт сражаться за Родину. Среди них был и наш поэт-земляк Борис Петрович Крехов.
ученик
В полях, завьюженных снегами,
Рубеж вздымался огневой.
И было, словно днём, ночами,
А днём, как ночью, под Москвой.
Шли танки с обликом паучьим
От дальних – к ближним рубежам.
С землёй смешались дым и тучи,
А снег был с кровью пополам.
Как руки, надолбы торчали,
Чтоб здесь врага остановить.
Солдаты знали: здесь решалось –
Отчизне быть или не быть!
«Назад ни шагу» - клятву эту
Несли боец и комиссар,
И получил фашист ответный,
Ему положенный удар.
А бой с тех дальних,
Бой с тех ближних –
С московских рубежей идёт.
Здесь смерть сражалась с нашей жизнью
В тот трудный сорок первый год.
Ведущий 1: Самые тяжёлые бои выпали на долю Ленинградцев. Этот город находился в оккупации, все дороги были отрезаны, не было поставок продовольствия, в городе царил голод.
Ведущий 2: 8 сентября 1941 года немцы замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Гитлеровская армия остановилась в 10 километрах от города, и в первые дни окружения разбомбила продовольственные склады.
Ведущий 1: Гитлер отдал приказ «Ленинград должен умереть голодной смертью». Началась блокада.
Ведущий 2: В город еще пробивались баржи с мукой, крупами, которые раздавали жителям по карточкам, но норма постоянно уменьшалась. По ней полагалось к выдаче – рабочим 250 граммов хлеба, всем остальным – 125 граммов.
Учитель: Ребята, обратите внимание, как выглядела минимальная норма хлеба в дек.1941 года. Здесь также представлен образец карточки на хлеб и его состав.
Ведущий 1: Калорийность такого количества хлеба не могла восполнить затраты человеческого организма даже на простое существование, что привело к резкому скачку смертности от голода – за декабрь 1941 года в Ленинграду умерло от голода около 50 тысяч человек. В первую очередь погибали старики и дети.
Ведущий 2: Единственной ниточкой, связывающей блокадный Ленинград с большой землей, стала «Дорога жизни» - сначала по воде, а потом по льду Ладожского озера везли в осаждённый город продовольствие, а оттуда раненых и больных людей.
Дети
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь, город клянётся, что враг не пройдёт!
Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Ведущий 2: Об этом тяжёлом времени мы узнаём из дневника обычной школьницы Тани Савичевой. И это самый страшный дневник войны.
Фото
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…
Ведущий 1: И таких детей было много. Во всех уголках Советского союза дети оставались сиротами.
(в руках игрушка)
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе…»
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
«Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете – ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Ведущий 2: Трудно представить, как тяжело приходилось жителям деревень и сёл оккупированных фашистами территорий. Здесь подходит одно слово – ВАРВАРСТВО.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных…
(…)
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
1943
Ведущий 1: В тылу и на передовой были и минуты тишины, когда люди могли отдохнуть, вспомнить родных и близких. В такие мгновения придумывались разные стихи, которые становились известными песнями.
Учитель : Ребята, какие военные песни вы знаете?
(Ответы: «Катюша», «Синий платочек», «Тучи в голубом», «Огонёк», «Смуглянка», «Идёт солдат по городу», «Журавли». ) Давайте споём немножко.
Песня «Катюша»
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила,
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От катюши передай привет
И бойцу на дальнем пограничье
От катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Ведущий 1: А выступления агитбригад происходили часто в госпиталях для поддержки раненых.
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Ещё в1941 году Константин Симонов написал строки стихотворения «Жди меня», они пришлись по душе каждому солдату. Каждый хотел вернуться домой, всех ждали. Ждали долгих 4 года. Предлагаю послушать романс на стихи К.Симонова в исполнении Дмитрия Хворостовского.
Ведущий 2: Всё когда-нибудь заканчивается. Наступал 1945 год …
Был он рыжим, как из рыжиков рагу.
Рыжим, словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила…»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным, будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она, говорила:
«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом, в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —
поклонились маме в пояс.
И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
рыжий бешеный огонь и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей,
серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла,
воевали до победы.
Мать ждала.
Не гневила, не кляла она судьбу.
Похоронка
обошла её избу.
Повезло ей.
Привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей. Повезло ей! Повезло!—
Оба сына воротилися в село.
Оба сына. Оба-двое. Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще?
Пьют зеленое вино, как повелось…
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы — смертельной белизны!
Видно, много
белой краски
у войны.
Ведущий 1: В 1945 году пришла победная весна. Советский народ выстоял и победил.
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!
Ведущий 2:
Мы гордимся своим народом и каждый год наравне с внуками и правнуками на Параде Победы идут те самые герои, которые защищали наше мирное время и это Бессмертный полк.
Видеоряд с песней Газманова и портретами.
Большое спасибо всем, кто принимал участие в нашем мероприятии, всем кто готовился к нему и помогал собрать материал. Надеюсь обязательно увидеть Вас, ребята, 9 мая во время шествия Бессмертного полка с портретами ваших дедушек и бабушек.