Мероприятие ко дню родного языка. Викторина «Знатоки русского языка»
Дата проведения: 21.02.2025
Учитель:
Класс: 3
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.
Задачи:
-формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
-воспитывать патриотизм;
- способствовать повышению грамотности учащихся;
-развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;
-раскрывать таланты ребят.
Оборудование: карточки, пословицы, презентация
Ход мероприятия
Учитель: Каждый язык уникален и несет в себе богатую историю народа, его обычаи и мировоззрение. Международный день родного языка напоминает нам о необходимости беречь и развивать свой язык, а также уважать языковое разнообразие других народов.
Международный день родного языка ежегодно отмечается 21 февраля. Праздник был учрежден Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. (Слайд 2)
В России существует два таких праздника. (Слайд 3)
Первый — День родного языка. Как и во всем мире, он проходит 21 февраля.
Второй — День русского языка. Он приурочен ко дню рождения великого поэта и писателя Александра Пушкина и отмечается 6 июня.
Читает ученик стихотворение
Русский язык
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А.Я.Яшин)
Учитель: Ребята, необходимо будет справиться с разными заданиями.
1.Разминка (Слайд 4)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Какой первый звук в слове Яблоко? (й)
3. Назовите полногласные и неполногласные сочетания?(-оро-, - оло-, -ере-, -ра-, -ла-, -ре-)
4. Подберите синоним к слову СТУДЁНЫЙ? (холодный, ледяной)
5. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
6. Как называется часть речи, обозначающее предмет? (существительное)
7.Сколько падежей в русском языке? (6)
8.Какой падеж употребляется без предлогов? (И.п.)
9.Как определить склонение имен существительных? (Н.ф.)
10. Приведите примеры сложных слов с соединительной гласной О. (водовоз, пароход, звездочет и т.п.)
2. Закончи пословицу, поговорку (Слайд 5)
Терпение и труд…(всё перетрут).
Дело мастера…(боится).
Грамоте учиться…(всегда пригодится).
Один в поле…(не воин).
Ученье – свет…(а не ученье – тьма).
Что посеешь…(то и пожнёшь).
Шила в мешке…(не утаишь).
3. Замени пословицами (Слайд 6)
Командам предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицей или поговоркой.
1)Учись всю жизнь (Век живи, век учись).
2)Беречь время (Делу – время, потехе – час.)
3)Не болтай (Держи язык за зубами).
4)Будь гостеприимным (Гостю почёт, а хозяину честь.)
5)Не торопись, делай всё аккуратно (Поспешишь, людей насмешишь.)
6)Доводи начатое дело до конца (Сделал дело – гуляй смело.)
Физкультминутка (Слайд7)
Ветер дует на в лицо
4. Игра «Нужно не только знание, но и внимание» (Слайд 8)
Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.
Тетрадь (ед.ч.), карандаши (мн.ч.), ведро (ед.ч.), тигры (мн.ч.), слова (мн.ч.), мука (только ед.ч.), молоко (только ед.ч.), ножницы (только во мн.ч.).
5. Игра «Быстрый ответ. Фразеологизмы» (Слайд 9)
- Объясните фразеологизмы:
1)В двух шагах (очень близко)
2)Держать язык за зубами (молчать)
3)Задирать нос (слишком важничать)
4)Не разлей вода (очень дружны)
6. Игра «Сравни» (н-р, ходит, как медведь) (Слайд 10)
Про каких животных говорится:
голоден, как …
упрям, как …
колючий, как…
изворотлив, как…
надут, как...
здоров, как…
Слова для справок: волк, осёл, ёж, уж, индюк, бык.
7. "Ошибки вышли погулять" (работа в парах) (Слайд 11-12)
Надо найти все ошибки в тексте исправить ошибки.
Текст задания:
Начная вьюга украсила лес. Он стал как чудестная скаска. Малоденькие кустики укрылись снежными шупками. Еловые лапы нодели мяхкие рукавицы. Гиганские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засвитились снежынки. Из-под снега вылител тетереф. Он асмотрел местность и взлетел на гипкую ветвь бирёзы.
Правильный текст:
Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.
Гимнастика для глаз (Слайд 13)
8. Игра «Путанница» (Слайд14)
Найти ошибки в стихотворении-путанице. Поэтому, слушайте внимательно.По окончанию стихотворения, кто найдет ошибки, поднимает руку, объясняет. Готовы? Внимание.
Теплая весна сейчас -
Виноград созрел у нас. (он зреет летом)
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу. (у коня нет рог, летом нет снега)
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть. (он осенью засыпает)
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей. (птицы улетают на юг)
(Слайд 15)
Ученица:
В международный день
родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию
родного языка!
Спасибо за внимание! (Слайд 16)