СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Нет прав без обязанностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обязанности человека делятся на четыре рода:

                                                     1.обязанности перед самим собой;

                                                     2.перед семьей;

                                                     3. перед государством;

                                                     4. перед  другими людьми.

                                                                                       Гегель.

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Нет прав без обязанностей"»

Классный час на тему:

«Нет прав без обязанностей!»

Обязанности человека

делятся на четыре рода:

                                                     1.обязанности перед самим собой;

                                                     2.перед семьей;

                                                     3. перед государством;

                                                     4. перед  другими людьми.

                                                                                       Гегель.



Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

План классного часа

1. Вступление.

2.      Игра «Знай свои права»

3. Конвенция о правах ребёнка.

4.      Что значит «Нет прав без обязанностей»

5. Примеры прав, влекущие за собой обязанности.

6. Разбор ситуаций «Нет прав без обязанностей»

7. Практическая работа

«Составьте список своих обязанностей в школе и дома»

8. Работа по карточкам

9. Пословицы о единстве прав и обязанностей

10. Притча «Как горели деньги»

11. Притча «Гвоздь воспитания»

12.     Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход воспитательного мероприятия:

  1. Вступление. Сообщение темы, цели, задач мероприятия.

  2. Игра «Знай свои права»

Игра командная, можно поделить класс на 3 команды. После чего каждая команда по очереди называет права детей, если команда затрудняется с ответом – очередь переходит к другой команде. Кто наберёт больше очков?

3. Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. К десятой годовщине принятия Конвенции (ноябрь 1999 года) она была ратифицирована всеми странами мира, кроме двух - Сомали и США. Принятие Конвенции стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Конвенция - это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например, предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, когда они позволяют родителям, другим членам семьи или опекунам выполнять обязанности воспитателей и защитников.

Конвенция ставит ребенка на центральное место в доме, в общине и в обществе и исходит из того, что реализовывать основные права ребенка необходимо в комплексе, не отделяя одно "более важное" на первый взгляд право от других.

Конвенция охватывает широкую гамму прав человека. Традиционно права классифицировались как гражданские и политические, с одной стороны, и экономические, социальные и культурные, с другой. Весь смысл Конвенции - подчеркнуть, что все права взаимно дополняют друг друга, обеспечивая то, что ЮНИСЕФ называет "выживанием и развитием" детей.

Конвенция базируется на четырех общих принципах:
· предотвращение дискриминации
· наилучшие интересы ребенка
· право на жизнь, выживание и развитие
· участие детей в принятии решений, информирование детей об их правах.

Было сочтено полезным сгруппировать всю гамму прав, охватываемых Конвенцией, в три категории: обеспечение, защита и участие. Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в решениях, касающихся их жизни, и на участие в жизни общины.

Очень важно подчеркнуть, что конвенция подразумевает, что ребенком является человек, не достигший 18 лет (статья 1). Часто взрослые подростков воспринимают как не совсем детей. Конечно, подросток заявляет свою взрослость, отстаивает свое право принимать самостоятельные решения. Очень важно дать возможность подростку учиться принимать решения и нести за них ответственность, уважать его самостоятельность. Юридически подросток остается ребенком, он нуждается в защите своих прав со стороны родителей и государства. Часто именно подростки оказываются очень незащищенными в области социальных, духовных прав, права на здоровье.

Конвенция является революционным по своей сути документом. Она определила основные права детей, обязала государства, ее подписавшие, обеспечить законодательную гарантию прав детей. Конвенция, таким образом, не является документом прямого действия, на нее сложно ссылаться в суде. Однако именно она показывает, к чему стремятся люди планеты в защите детей.

Каждые пять лет государства-участники готовят доклад о шагах по внедрению Конвенции в местное законодательство. Доклады оцениваются и обобщаются Комитетом по правам ребенка, который состоит из 10 независимых, избираемых на 4 года экспертов. Именно Комитет определяет, есть ли в странах прогресс с внедрением Конвенции и что нужно делать в интересах детей, живущих в каждой стране.



4.      Что значит «Нет прав без обязанностей»

1) Международные документы дают детям и взрослым много прав, но людям позволяется делать далеко не все. Реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права. Права влекут за собой обязанности.
2) По Конституции, человек имеет не только ПРАВА, но и ОБЯЗАННОСТИ... к примеру - Вы обязаны содержать семью, внося тем самым вклад в семейный бюджет... и при разводе будете иметь Право на часть совместно нажитого имущества.. . Если вы не выполняете свои обязанности, а это докажет суд, значит вы не имеете права на часть совместно нажитого имущества... Следовательно, без обязанностей нет и прав.

3) Если ты помнишь только о своих правах и требуешь их выполнения для себя лично, то точно так же ты должен помнить и о том, что существует кроме тебя масса людей, которые тоже имеют на что-то права то есть, как аукнется, так и откликнется -для реализации твоих прав надо реализация прав других, а это уже требует кое каких уступок и с твоей стороны, а конкретнее-выполнения обязанностей.

4) Права не могут быть без обязанностей, иначе будет просто анархия. Раз есть права значит есть и обязанность все взаимосвязано: к примеру, право на жизнь есть, но чтобы полноценно жить в гос-ве ты должен закрепить свою связь с ним - получить гражданство, из которого много вытекает обязанностей! вот и взаимосвязь права на жизнь и обязанностей. Только свободы не состоят в связи с обязанностями.
5) Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем и права, и обязанности выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни. В одном случае лицо или организация наделяются правами, в другом они несут обязанности. Этим достигается гармония общественной жизни, взаимное удовлетворение разнообразных интересов общества и его отдельных индивидов.

6) Права тесно связаны с обязанностями. Чем выше статус человека тем больше на него обязанностей и прав возлагается. Например учитель обязан передавать знания ученикам и в то же время имеет право его не аттестовать. Ученик имеет право получать образование и обязан делать домашнее задание. В древнем мире рабы не имели прав но имели только обязанности это усугубляло их положение. При тоталитарном режиме диктатор наоборот почти не имеет обязанностей, а имеет много прав! если обязанности и права симметричны в обществе, то это приводит к демократии!!!



5. Примеры прав, влекущих за собой обязанности.

1) каждый ребенок имеет право на образование, но имеет и обязанность - ходить в школу;

2) каждый человек имеет право на медицинскую помощь, но имеет и обязанность - следить за своим здоровьем;

3) каждый человек имеет право высказывать своё мнение, но он должен считаться с мнением других людей.

6. Разбор ситуаций «Нет прав без обязанностей»

Учитель предлагает обучающимся разобрать несколько ситуаций.

  1. Мама попросила дочку убрать в квартире, на что дочь ответила, что детский труд это эксплуатация, а в Конвенции «О правах ребёнка» запрещёно эксплуатировать детский труд.  Объясните в чем не права дочка.

Дети. Нет, она не права. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать ее право и помогать ей.

 

  1. В школе дети не хотят дежурить в своём классе, объясняя, что они не обязаны это делать. Классный руководитель просит их выполнить свои обязанности, на что те ссылаются на «Права и обязанности ребёнка». В чём не правы обучающиеся.

Дети. Кроме прав у нас есть и обязанности – дежурного. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.

 

  1. Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу? Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! Учитель. Правильно ли рассуждает Петров?



Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.



7. Практическая работа «Составьте список своих обязанностей в школе и дома»

Ребята, у каждого человека есть права, но кроме них есть ещё и обязанности. У вас на столе есть листочки с заданиями, которое вы всей группой выполните.

8. Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка:

  • право на жизнь

  • право свободно выражать свои взгляды и мнения

  • право на образование

  • право жить с родителями

  • право на защиту от насилия



Обязанности ребёнка:

  • хорошо учиться

  • помогать по дому

  • заботиться о старших

  • стараться самому обслуживать себя

  • заботиться о младших

  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

9. Пословицы о единстве прав и обязанностей

Какие вы можете привести свои пословицы о единстве прав и обязанностей?

(примеры учащихся)

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Как аукнется так и откликнется»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Что посеешь, то и пожнешь»

«По Тришке и кафтан»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Долг платежом красен»

«Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»



10. Притча «Как горели деньги»



Чтобы лучше понять связь прав и обязанностей человека послушайте притчу «Как горели деньги»

      Ученик. Настало время сыну позаботиться о больных родителях, но он совершенно не был приучен ни к чему полезному. Отец сказал: «Будешь учиться кузнечному делу в моей кузнице» За сына вступилась мать «Сам больной, сына надо поберечь, найдем ему работу полегче»

     Тайком от отца она давала сыну каждый день немного денег. Вечером довольный, отдохнувший сын приходил домой и вручал деньги отцу. Отец брал их и тут же бросал в огонь. Сын спокойно вместе со всеми садился за стол ужинать. Так продолжалось до тех пор, пока у матери не закончился запас денег. Пришлось сыну по-настоящему начать работать.  В первый же день уставший, грязный, он протянул отцу заработанные деньги, и отец бросил их в огонь. Сын мгновенно выхватил из огня горящие деньги.


Вопросы для обсуждения:

- Почему изменилось поведение сына, когда отец бросил заработанные сыном деньги в огонь?

- Что не учитывала мать в воспитании сына?

- Какими правами пользовался сын, и какие обязанности он не выполнил?


Учитель: - Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что нельзя, а что просто необходимо.

      Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно.


11. Притча «Гвоздь воспитания»


      Ученик. Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

      Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь от был утыкан гвоздями.

      Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

     - Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

      - Гвоздей нет, а дырки остались…


Вопросы для обсуждения:

- Что символизировали вбитые в столб гвозди?

- Почему мальчик заплакал?


Учитель: Чаще всего на путь нарушения закона становиться тот, кто не привык выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав  без обязанностей.



 12.      Подведение итогов (рефлексия).

Учитель. Ребята, о каком документе сегодня шла речь?

Дети. Конвенция «О правах ребенка».

Учитель. Что важное вы сегодня поняли?

Дети. Что обязаны уважать права других людей. Что нет прав без обязанностей

Учитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Дети. Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

 













Приложение 1. Нет прав без обязанностей

..По Конституции, человек имеет не только ПРАВА, но и ОБЯЗАННОСТИ... к примеру - Вы обязаны содержать семью, внося тем самым вклад в семейный бюджет... и при разводе будете иметь Право на часть совместно нажитого имущества.. . Если вы не выполняете свои обязанности, а это докажет суд, значит вы не имеете права на часть совместно нажитого имущества... Следовательно, без обязанностей нет и прав.

Если ты помнишь только о своих правах и требуешь их выполнения для себя лично, то точно так же ты должен помнить и о том, что существует кроме тебя масса любей, которые тоже имеют на что-то права то есть, как аукнется, так и откликнется-для реализации твоих прав надо реализация прав других, а это уже требует кое каких уступок и с твоей стороны, а конкретнее-выполнения обязанностей.

Права не могут быть без обязанностей, иначе будет просто анархия. Раз есть права значит есть и обязанность все взаимосвязано: к примеру, право на жизнь есть, но чтобы полноценно жить в гос-ве ты должен закрепить свою связь с ним - получить гражданство, из которого много вытекает обязанностей! вот и взаимосвязь права на жизнь и обязанностей. Только свободы не состоят в связи с обязанностями.

Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем и права, и обязанности выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни. В одном случае лицо или организация наделяются правами, в другом они несут обязанности. Этим достигается гармония общественной жизни, взаимное удовлетворение разнообразных интересов общества и его отдельных индивидов.

Права тесно связаны с обязанностями. Чем выше статус человека тем больше на него обязанностей и прав возлагается. Например учитель обязан передавать знания ученикам и в то же время имеет право его не аттестовать.


Ученик имеет право получать образование и обязан делать домашнее задание. В древнем мире рабы не имели прав но имели только обязанности это усугубляло их положение. При тоталитарном режиме диктатор наоборот почти не имеет обязанностей а имеет много прав! если обязанности и права симметричны в обществе то это приводит к демократии!!!

Международные документы дают детям и взрослым много прав, но людям позволяется делать далеко не все. Реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права. Права влекут за собой обязанности.

Приложение 2. Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. К десятой годовщине принятия Конвенции (ноябрь 1999 года) она была ратифицирована всеми странами мира, кроме двух - Сомали и США. Принятие Конвенции стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.



Конвенция - это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например, предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, когда они позволяют родителям, другим членам семьи или опекунам выполнять обязанности воспитателей и защитников.


Конвенция ставит ребенка на центральное место в доме, в общине и в обществе и исходит из того, что реализовывать основные права ребенка необходимо в комплексе, не отделяя одно "более важное" на первый взгляд право от других.


Конвенция охватывает широкую гамму прав человека. Традиционно права классифицировались как гражданские и политические, с одной стороны, и экономические, социальные и культурные, с другой. Весь смысл Конвенции - подчеркнуть, что все права взаимно дополняют друг друга, обеспечивая то, что ЮНИСЕФ называет "выживанием и развитием" детей.



Конвенция базируется на четырех общих принципах:
· предотвращение дискриминации
· наилучшие интересы ребенка
· право на жизнь, выживание и развитие
· участие детей в принятии решений, информирование детей об их правах.



Было сочтено полезным сгруппировать всю гамму прав, охватываемых Конвенцией, в три категории: обеспечение, защита и участие. Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в решениях, касающихся их жизни, и на участие в жизни общины.




Очень важно подчеркнуть, что конвенция подразумевает, что ребенком является человек, не достигший 18 лет (статья 1). Часто взрослые подростков воспринимают как не совсем детей. Конечно, подросток заявляет свою взрослость, отстаивает свое право принимать самостоятельные решения. Очень важно дать возможность подростку учиться принимать решения и нести за них ответственность, уважать его самостоятельность. Юридически подросток остается ребенком, он нуждается в защите своих прав со стороны родителей и государства. Часто именно подростки оказываются очень незащищенными в области социальных, духовных прав, права на здоровье.


Конвенция является революционным по своей сути документом. Она определила основные права детей, обязала государства, ее подписавшие, обеспечить законодательную гарантию прав детей. Конвенция, таким образом, не является документом прямого действия, на нее сложно ссылаться в суде. Однако именно она показывает, к чему стремятся люди планеты в защите детей.


Каждые пять лет государства-участники готовят доклад о шагах по внедрению Конвенции в местное законодательство. Доклады оцениваются и обобщаются Комитетом по правам ребенка, который состоит из 10 независимых, избираемых на 4 года экспертов. Именно Комитет определяет, есть ли в странах прогресс с внедрением Конвенции и что нужно делать в интересах детей, живущих в каждой стране.



Источник: http://www.adic.org.ua/nosmoking/books/unicef/rights/02.htm





Пример прав, влекущих за собой обязанности:

каждый ребенок имеет право на образование, но имеет и обязанность - ходить в школу;




Пример прав, влекущих за собой обязанности:

каждый человек имеет право на медицинскую помощь, но имеет и обязанность - следить за своим здоровьем;



Пример прав, влекущих за собой обязанности:

каждый человек имеет право высказывать своё мнение, но он должен считаться с мнением других людей.

Приложение 3.


Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома.


Дома я обязан:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В школе я обязан:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома.


Дома я обязан:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В школе я обязан:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Задание. 

Мама попросила дочку убрать в квартире, на что дочь ответила, что детский труд это эксплуатация, а в Конвенции «О правах ребёнка» запрещено эксплуатировать детский труд.  Объясните в чем не права дочка.

 

Задание. 

В школе дети не хотят дежурить в своём классе, объясняя, что они не обязаны это делать. Классный руководитель просит их выполнить свои обязанности, на что те ссылаются на «Права и обязанности ребёнка». В чём неправы обучающиеся.



Задание. 

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?





Задание. 

Мама попросила дочку убрать в квартире, на что дочь ответила, что детский труд это эксплуатация, а в Конвенции «О правах ребёнка» запрещено эксплуатировать детский труд.  Объясните в чем не права дочка.

 

Задание. 

В школе дети не хотят дежурить в своём классе, объясняя, что они не обязаны это делать. Классный руководитель просит их выполнить свои обязанности, на что те ссылаются на «Права и обязанности ребёнка». В чём не правы обучающиеся.



Задание. 

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?



Приложение 5 Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь

  • право свободно выражать свои взгляды и мнения

  • право на образование

  • право жить с родителями

  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться

  • помогать по дому

  • заботиться о старших

  • стараться самому обслуживать себя

  • заботиться о младших

  • не обсуждать поступки родителей с посторонними



Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь

  • право свободно выражать свои взгляды и мнения

  • право на образование

  • право жить с родителями

  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться

  • помогать по дому

  • заботиться о старших

  • стараться самому обслуживать себя

  • заботиться о младших

  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

Приложение 6.

Пословицы о единстве прав и обязанностей


«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Как аукнется так и откликнется»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Что посеешь, то и пожнешь»

«По Тришке и кафтан»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Долг платежом красен»

«Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»






Пословицы о единстве прав и обязанностей


«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Как аукнется так и откликнется»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Что посеешь, то и пожнешь»

«По Тришке и кафтан»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Долг платежом красен»

«Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»









Пословицы о единстве прав и обязанностей


«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Как аукнется так и откликнется»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Что посеешь, то и пожнешь»

«По Тришке и кафтан»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Долг платежом красен»

«Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»

Приложение 7

Учащиеся обязаны

Овладевать знаниями и практическими навыками;

Активно участвовать в общественной жизни школы;

Защищать честь школы на олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнованиях и т. д. в соответствии со своими возможностями, способностями и умениями;

Заботиться о развитии своих способностей, об укреплении своего психического и физического здоровья;

Участвовать в общественно – полезном труде, летней трудовой практике;

Беречь и укреплять собственность школы;

Возмещать нанесенный школе материальный ущерб;

В случае нарушения Устава школы к учащимся применяются меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, строгий выговор;

дисциплинарное взыскание налагается администрацией школы.

 


Учащиеся имеют право


На бесплатное получение общего образования (в соответствии с государственными образовательными стандартами);

На защиту своих прав и интересов;

На уважение личного достоинства;

На удовлетворение потребностей в эмоционально- личностном общении;

На защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

На развитие своих творческих способностей и интересов.

Участвовать в деятельности ученических организаций и быть избранными в Совет школы (с восьмого класса);

Принимать активное участие в общественном управлении школой; вносить свои предложения по изучению её деятельности и принимать участие в их реализации;

Получать дополнительное платное образование сверх установленного государственным образовательным стандартом (в рамках школы).

На выбор школьной формы, которая должна иметь эстетический вид.