Мероприятие, посвященное 75-летию Победы в ВОВ. Муса Джалиль.
(Подготовила и провела учитель татарского языка
и литературы Узбякова А.К.) 5 класс.
Учитель. Здравствуйте,ребята!
Ученики. Здравствуйте!
Учитель. Послушайте, из какого произведения эти строки?
«Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб она не молкла на устах!»
Ученик. Эти строки из стихотворения Мусы Джалиля.
Учитель. Правильно, этот отрывок из стихотворения поэта-героя М.Джалиля «О подвиге». Мы сегодня с вами будем говорить о герое и о подвиге. Ребята, а кто такой герой?
Ученики: - Герой – смелый человек
- сильный человек
- бесстрашный человек
- решительный человек
- отзывчивый человек
- честный человек
- человек, который рискует своей жизнью
Учитель. Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Герой – богатырь, смельчак, храбрый, смелый, отважный, доблестный, батыр-победитель в борьбе на Сабантуе, в учебе, победитель страны и труда. Татарский народ знает много пословиц о героях, о подвиге.
Пословицы.
1. Возможное сделает каждый, невозможное – только отважный.
2. Если Родина живет, и герой не пропадет.
3. Без воды земля – пустырь, без Отчизны слаб батыр.
4. Нет тяжестей для сильного, нет трудностей для смелого.
5. Скакун одолеет и речку, и гору, герой не робеет и в тяжелую пору
Учитель. О подвиге татарского поэта-героя Мусы Джалиля знают люди всего мира. Он с детства готовился гражданскому и поэтическому подвигу. Муса Джалиль родился в деревне Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области. С малых лет он рос смелым, отзывчивым, старательным. Об этом мы с вами прочитали в воспоминаниях его сестры Хадичи Джалиловой. Сейчас мы вспомним все подвиги, добрые дела Мусы Джалиля и обозначим их звездочками (на магнитной доске за каждый подвиг, за каждое доброе дело, который совершил Муса, выставляется звездочка).
1ученик. Муса рано выучился читать. Ему было 6 лет, когда он стал проситься в школу. Когда старший брат Ибрагим собирал книжки в свою холщовую сумку, Муса говорил отцу: «Я тоже хочу учиться». Отец отругал его несколько раз, но потом отвел в школу. Габдулла хальфа (учитель) сказал: «Пусть походит, скоро ему надоест, и он сам бросит», - разрешил ему походить. Но Муса был очень целеустремленным и упорным. Он выучился и стал знаменитым поэтом. За успехи в учебе я ставлю ему одну звезду.
2ученик. Доска, перекинутая через речку, служила не только переправой на противоположный берег, но и местом своеобразных соревнований мальчишек. Двое, встав на середине доски, брали друг друга за полусогнутые руки, затем, каждый, напрягаясь, толкал другого, чтобы свалть его в речку. Хохот, свист и одобрительные возгласы сопровождали эти состязания. На место побежденного тотчас вставал следующий. Муса тоже участвовал в этих соревнованиях. Он уверял, что игра эта вырабатывает в человеке ловкость и волю. За это я ставлю одну звезду.
3ученик. Муса в то время, как мог, старался помочь матери в хозяйстве. То починит забор, то уберет во дворе, то воды принесет из колодца. Мама гордилась им, она была рада, что сын её не брезгует никакой работой. За старания ему ещё одна звезда.
4ученик. Муса очень любил ходить на рыбалку. Сестра Хадича еле поспевая бежала за ним, тащила его банку с червями, комочек сырого теста, хлеб.
Придя на место, Муса в первую очередь осматривал раскиданные для сушки сети рыбаков. Часто в этих сетях запутывались маленькие птички. Они делали отчаянные попытки вырваться на волю и от этого запутывались ещё больше.
Осторожно, чтобы не повредить крылышки, одну за другой освобождал Муса пленниц и подбрасывал их вверх. Птички, получив свободу, улетали щебеча что-то свое, ликующее.
- Благодарят! – говорил Муса, прислушиваясь и махая им вслед рукой. Затем он брал свое рыболовное хозяйство, чинно усаживался у воды, закидывал удочку и заммирал в ожидании.
Пойманную рыбку Муса внимательно рассматривал и тут же придумывал её историю: откуда она приплыла, что приключилась с ней в пути и улыбаясь, великодушно бросает рыбу в реку, - пусть ещё поплавает. За милосердие, сострадание к птицам и животным Мусе – звезда!
Учитель. Да, ребята Муса очень любил природу, животных, птиц и написал для детей очень много стихотворений.
Ученики рассказывают стихотворения М. Джалиля
ЗВОНОК
Однажды на крыльце особняка
Стоял мальчишка возле самой двери,
А дотянуться пальцем до звонка
Никак не мог - и явно был растерян.
Я подошел и говорю ему:
-- Что, мальчик, плохо? Не хватает роста?..
Ну, так и быть, я за тебя нажму.
Один звонок иль два? Мне это просто.
-- Нет, пять! -
Пять раз нажал я кнопку.
А мальчик мне:
-- Ну, дяденька, айда!
Бежим! Хоть ты большой смельчак, а трепку
Такую нам хозяин даст, беда!
Петушок
Лишь пришла пора рассвета
Как сейчас же подал где-то:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Чей-то чуткий петушок
Чистый звонкий голосок:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Встрепенулся старый кочет
И вовсю как загрохочет:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
А за ним и здесь и там
Понеслось по всем дворам:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Услыхав весь этот крик
Мы проснулись в тот же миг
И скорей, скорей, скорей
В сад бежать гурьбою всей:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Вороватый котенок
Однажды, узнав
Что у нас из чулана
Куда-то бесследно
Пропала сметана.
Тихонько сказал
Своему я котенку,
Уйдя из чулана
Подальше в сторонку:
- Послушай, шепнул я
В чулане разбой
Там – мыши
И дело теперь за тобой
Ты должен, котенок,
Всех этих мышее
Прогнать из чулана
Как можно скорей.
Конечно все мыши
Едва увидев котенка
Спасаться помчались
Стремглав.
Забились
Кто в норы,
Кто в дыры,
Кто в щели
И там еле живы
От страха сидели.
А котик мой смелый,
Косясь на сметану
Неспешно, как сторож
Ходил по чулану…
Но утром, когда я
За маслом полез в чулан
Я увидел
Что котик исчез
А с ним и сметана
Куда-то пропала
Как будто ее никогда не бывало
Ах, котик, мой котик
Каких же мышей
Пошел прогонять ты
Из дыр и щелей
Когда ты один лишь
Во всем виноват:
Ведь это не мыши,
А ты – вороват.
5ученик. Муса вставал очень рано делал зарядку, а зимой в одной майке катался на лыжах. Так он закалял себя, рос здоровым, никогда не болел. Ещё одна звезда Мусе.
Учитель. Послушайте ещё об одном подвиге Мусы.
Чтение отрывка из книги Х.Джалиловой “О моем брате”.
Почти каждый вечер, когда он бывал дома,мы ходили на реку купаться перед сном.
Как-то с одной девочкой уплыла я подальше от берега. Муса в это время разговаривал на берегу с нашей двоюродной сестрой. Вдруг девочка, плывшая рядом со мной, стала тонуть. Она вскрикнула и ушла под воду, потом снова появилась на поверхности и протянула мне руку, прося о помощи. Я только рванулась к ней, как услышала громкий голос брата: “Не смей!”- и в тот же миг увидела его, быстро плывущего к утопающей. Девочка снова пропала под водой. Муса нырнул и вскоре вытащил её, уже потерявшую сознание. При помощи искусственного дыхания девочку привели в чувство. Муса был бледен и молчалив. Потом он признался:
- Если бы взялись они за руки, обе пошли бы ко дну и ни одну из них не удалось бы спасти – ведь там водовороты...
С тех пор Муса не отпускал меня плавать далеко от берега. За этот подвиг нужно обязательно дать звезду!
Учитель. Ребята, большое вам спасибо! Вы очень интересно, увлекательно и содержательно рассказали про детские подвиги Мусы Джалиля.
Звучит музыка (“Марш Советской Армии”, музыка С.Сайдашева)
Учитель. В 1941 году для нашей Родины наступили мрачные времена. Без объявления войны, на нас напала фашистская Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины. Военные взяли в руки оружие. Оружие в руках поэта - его слово. Муса Джалиль отправился на фронт в качестве военного корреспондента, он должен был освящать в своих репортажах военные события. Он очень тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине. Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года. Он с фронта пишет письмо своей дочери “...после Победы я вернусь домой. Мы отметим твой День рождения. Я приготовил для тебя очень красивый подарок... ”
В июне 1942 года, тяжело раненный, Муса Джалиль попал в плен. 791 день он провел в плену. В фашистских застенках тюрьмы «Маобит» его пытали, били, морили голодом, сковали ему руки и ноги. Но и здесь Джалиль не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Он поддерживал своих товарищей, вдохновляя их своими стихами на сопротивление. Фашисты предлагали ему сохранить жизнь в обмен на сотрудничество с ними, они предлагали ему стать предателем, изменником Родины. Нелегко приходилось Джалилю. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу своих близких. Поэт сознательно избрал путь неминуемой гибели. 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее Муса Джалиль и его 10 товарищей были казнены. Ни один из них не приклонил голову перед фашистами, они предпочли умереть, чем стать предателями. Среди них был татарский детский писатель Абдулла Алиш. Февраль-месяц подарил нам Мусу Джалиля. Поэтому этот месяц мы называем месяц Джалиля и джалилевцев.
«Умри, побеждая, и кто тебя мертвым
Посмеет назвать, если был ты борцом!» - писал Муса Джалиль. За этот подвиг Муса Джалилю и его товарищам добавим ещё одну звезду.
- Даже, находясь в камере Моабитской тюрьмы, Муса Джалиль не переставал писать стихи. Он написал много бессмертных стихов, которые известны всему миру под названием «Моабитская тетрадь». В них звучит клятва верности Родине и жгучая ненависть к ее врагам. За «Моабитскую тетрадь» ему – ещё одна звезда.
Сейчас «Моабитская тетрадь» хранится в городе Казани, и каждый год в день рождения Джалиля её выносят к читателям в сопровождении почетного караула. Это высший знак проявления уважения и восхищения подвигом и талантом поэта, чьи стихи знают не только все татарстанцы, но и люди во всем мире. За мужество Мусе звезду.
Когда пройдет, как песня жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья, -
В сердцах миллионов буду жить всегда я.
Видеостихотворение «Красная ромашка»
- Муса Джалиль был истинным борцом, защищавшим свою Родину и народ. Он совершил подвиг, достойный подражания. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью.
В 1956 году, Мусе Джалилю, посмертно, было присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он награждается Ленинской премией. Муса Джалиль - единственный поэт, который удостоен этих двух высоких государственных званий.
Память о Мусе Джалиле вечно будет жить в сердцах тех, кто знает и помнит его. В разных городах его именем названы улицы, проспекты, площади. Есть теплоход, поселок, Татарский Государственный Академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в г. Казани, памятники в г. Казани.
- Мы должны в своем сердце хранить память о поэте-герое, гордиться его жизнью и подвигом. Я желаю вам быть такими же отзывчивыми, честными, смелыми и храбрыми, как Муса Джалиль.