СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие. Тема: "Кто как весну встречает"?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие. Тема: "Кто как весну встречает"?»

МКОУ «А-Невская СОШ» Тарумовского района Республики Дагестан








План открытого мероприятия по окружающему миру

в 1 «А» классе.




Тема: «Кто как весну встречает»?










Учитель: Сеитова Айсе Муссовна















Цель:

совершенствовать знания детей об изменениях в природе весной, раскрыть взаимосвязь между живой и неживой природой, знакомить с тайнами лесных обитателей, расширять кругозор, развивать речь, наблюдательность, память, обогащать словарный запас, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Введение в тему.


Ученик читает стихотворение:

Весна всему свой голос дарит

Воде, листве, земле, всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несётся плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвёт.

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижёру смотрит в рот.

А.Я.Яшин.


- О каком дирижёре говориться в стихотворении?

Назовите тему урока.

-Сегодня мы совершим путешествие в весенний лес и узнаем, кто как весну встречает.

- А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём, что нас окружает)

- Назовите весенние месяцы.

- Расскажите об изменениях в неживой природе по плану.


План.

  1. Солнце…

  2. Небо…

  3. Осадки…

  4. Долгота дня…

- А что происходит в живой природе?

В природе всё пробуждается.

Солнце светит ярко и посылает на землю много тепла. Небо в солнечные дни ярко-голубое, почти синее, а по небу, точно льдинки, плывут белые облака. Снег выпадает редко. Температура воздуха выше.


3)Загадки

Читают ученики:

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-розовый …


Угадайте, что за птичка без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней

Кто же это? …


- Как можно назвать эту птицу?

- Какую пользу приносят птицы?


Сообщение ученика.


Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 килограммов пищи.

- Зачем птице такой аппетит?

- Чем слышат птицы?


Стихотворение

Не разоряйте птичьих гнёзд.

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора

Оно высокое и вековое,

Даёт нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует всё живое.

К.Кулиев.


Прослушайте песню «Рассвет чародей», она перенесёт вас в весенний лес.

(Ученица исполняет песню)

Учитель:

Вот мы с вами оказались в лесу. Я просила вас подготовить рисунки на тему: «Правила друзей природы».

- Расскажите о правилах по своим рисункам.


Правила друзей природы.

  • не шуметь;

  • не топтать муравейники, не тыкать в них палкой;

  • не ломать ветки деревьев и кустарников;

  • не уничтожать ядовитые грибы;

  • не ловить жуков, пауков, стрекоз, бабочек;

  • не обижать лягушек, жаб;

  • не брать кузнечиков за конечности, ящериц за хвост;

  • не забирать диких животных домой;

  • не трогать птичьи гнёзда;

  • не приближаться к птенцам, детёнышам диких зверей;

  • собирать грибы и ягоды, ловить рыбу только в разрешённые для этого сроки;

  • не вырывать грибы, растения «с корнем»;

  • ловить рыбу только удочкой, отпускать пойманных мальков в водоём, чтобы они успели подрасти и дать потомство.

Учитель

- Ребята, каждый человек в лесу гость. А в гостях нужно вести себя достойно. Сейчас послушайте о том, как один художник рисовал лес.

Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» - рассуждал художник. – Лес – это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья – берёзы и ели, дубы и сосны, липы и пихты. Очень хороши получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветки берёз. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка – лесовичка. Потому что какой же лес без лесовика? Повесил картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы. -Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес? - Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья. Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? – сказал нарисованный лесовик. - Не может, - согласился художник и принялся за новую картину. И опять он нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зелёной травы – множество ярких цветов. - Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь – то у меня получился настоящий лес Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. - Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовик художнику. - Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто. - Это ничего не значит, - сказал лесовик, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса. И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть. - Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, - сказал лесовик. Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки. Полюбовался на картину и снова уехал куда – то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже ели и сосны потеряли свои иголки. Художник подошёл к картине и отшатнулся. Всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на край картины – казалось, вот – вот упадёт, - и вид у него был грустный – прегрустный. - Это ты виноват! – закричал художник. – Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес! - Конечно, - сказал старичок, - конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели. Ведь настоящий лес не может быть без птиц! Художник не стал спорить, взял кисти, краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный зелёный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветках деревьев появились весёлые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда он наконец собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он погиб, поэтому нарисуй жабу и ящерицу. И художник нарисовал жабу и ящерицу. И ещё разных зверей. Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев. - Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это – лес. Художник зажёг свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве, или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидать! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе - это и есть лес! (Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса»)


- Что же такое лес?

- Лес это множество деревьев .

-Лес это дом для животных.

-Лес это зелёная аптека.

-Лес это лёгкие планеты, помогающие дышать всему живому.


- Лес ещё называют зелёным нарядом нашей планеты.

- Почему же лес называют лёгкими планеты?

Лес встречает нас морем звуков, запаха, загадок и тайн.

Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.


О весне в лесу. (рассказывает ученик)

- Ранней весной появляются первоцветы. Первоцветы – это первые цветы. Они вырастают быстро. Цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силы на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли. Но они спят и готовятся к новой весне. Первая улыбка весны- первоцветы: подснежник, примула, хохлатка, лютик, мать-и-мачеха, ландыш, горицвет, медуница.


Физминутка:

По опушке шла весна

Вёдра с дождиком несла

Зацепилась за иголки

Опрокинулись ведёрки.

Зазвенели капли,

Загалдели цапли.

Испугались муравьи

Двери заперли свои.

Инсценировка

- Ребята, на лесной поляне собрались зайчишки. О чём они разговаривают?

Зайчиха:

- Здравствуйте, ребята, мы вас видеть очень рады. Я – зайчиха, а это мои зайчата.


Учитель:

- Зайчата живут небольшими группами. Они целый день лежат, притаившийся в каком-нибудь углублении или норе, а ночью выходят на поиски пищи.

Зайчиха:

- Когда мы в безопасности, то гуляем и при солнечном свете. А спим только днём.

Учитель:

- Ходит заяц неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение.

Зайчиха:

- Зато, когда мы бегаем, наши движения быстрые и ловкие.

Первый зайчик.

- Если нужно, то мы можем переплыть даже речку.

Второй зайчик:

- Да не хвастайся.

Учитель:

- Зайцы всегда настороже, всегда готовы убежать.

Второй зайчик:

- Знаете сколько у нас врагов?

Зайчата:

- Волки, лисы, человек.

Второй зайчик:

- А ещё филины, вороны, рысь, сороки.

Первый зайчик:

- А ещё мы умеем следы запутывать. Сначала пробежим мимо нашего дома на некоторое расстояние, потом сделаем прыжок назад и в сторону. Так раз 7 сделаем, а потом никто по следам на дом дорогу не найдёт.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, какие средства защиты есть у зайцев?

Дети:

-От врагов спасают быстрые лапки. А ещё меняют шерсть.

Второй зайчик:

- Мы линяем, маскируемся.

Учитель:

- А зачем зайчикам маскироваться?

Дети:

- Чтобы их не заметили. Например: зимой снег белый, и у зайцев шубка белая, а весной снег тает, и зайцы становятся серыми.

Первый зайчик:

- А знаете ли вы, почему мы получили прозвище «косые»?

Учитель:

- Наверное, потому что глаза у вас косые.

Первый зайчик:

- ничего подобного. У нас глаза большие, бархатисто-тёмные, красивые, не косят. Но люди видят нас обычно убегающими, а так как шея у нас малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь.

Второй зайчик:

- Мама зайчиха, расскажи лучше про нас.

Зайчиха:

- Хорошо, слушайте. Дети у нас рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами. Новорождённые зайчата могут и сами чиститься, кормлю я их молоком.

Второй зайчик:

- Молоко у мамы питательное, его хватает на несколько дней.

Зайчиха:

- Зайчата у меня бывают 3 раза в году. Первый раз зайчата появляются весной. Их называют настовички.

Учитель:

- Почему их так назвали?

- Тающий снег иногда покрывается тонкой коркой. Эта корка и есть наст.

Зайчиха:

- Хочу поделиться с вами ещё одной тайной. Только никому! Считают люди, что я плохая мама, мол, накормила и бросила. Вам зайчата рассказывали, что молоко моё очень питательное. Так вот попив его, зайчата не хотят есть несколько дней. А потом другая зайчиха придёт и накормит их. Нам приходится так поступать, потому что на лапках у нас есть потовые железы, которые оставляют запах, а по нему хищники легко могут найти нас. У маленьких зайчат пока нет запаха, вот и приходится оставлять их. Но зато они будут целы.

Первый зайчик:

- Ой, кто-то сюда идёт. Бежим!


Физминутка.


Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в сторону, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгнул под кустом,

Приглашая всех в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс

И послушаем рассказ.


Сообщения учеников.

Ранней весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они худеют. Весной ежи кормятся насекомыми: кузнечиками, сверчками, жуками, птичьими яйцами, иногда мышами. У ежихи весной появляются детёныши.


Весной, с пробуждением насекомых, водяные лягушки выходят из ила, где долгое время они находились в зимней спячке. Лягушки просыпаются после зимней спячки. Выползают погреться на солнышке змеи, ящерицы.

Весной охота на зверей запрещена. Отлов рыбы ограничен.

- Как вы думаете, почему?

5. Подведение итогов урока.

- Ребята, сегодня мы чуть прикоснулись к тайнам природы. Можно ещё много говорить о природе, которая нуждается в нашей защите. Так давайте беречь всё, что нас окружает, не спешить раздавить паука или выстрелить из рогатки в птицу, наступить на лягушку или поймать хомячка. Природа у нас одна на всех. Словацкий поэт Гвездослав Павол писал:«Я сорвал цветок и он увял.
Я поймал мотылька и он умер. 
И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте 
можно только сердцем».


Читают ученики.

У каждой птицы музыка своя,

Свой голос

И свои для пения уроки…

И не мешает пенью соловья

Смешное бормотание сороки.


У этой птицы мал для пенья срок,

Зато вот эта может петь часами,

И потому, как будто туесок,

Лес доверху наполнен голосами.


В прекрасном мире веток и теней

Всё то, что живо, музыкою дышит.

Здесь всё поёт, здесь даже

Муравей ползёт, поёт

И сам себя не слышит.

Рефлексия

-Какие открытия сделали на уроке?

-Чему учились?

-Оцените свою работу на уроке.