МКОУ «А-Невская СОШ» Тарумовского района Республики Дагестан
План открытого мероприятия по окружающему миру
в 1 «А» классе.
Тема: «Кто как весну встречает»?
Учитель: Сеитова Айсе Муссовна
Цель:
совершенствовать знания детей об изменениях в природе весной, раскрыть взаимосвязь между живой и неживой природой, знакомить с тайнами лесных обитателей, расширять кругозор, развивать речь, наблюдательность, память, обогащать словарный запас, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
Орг. момент.
Введение в тему.
Ученик читает стихотворение:
Весна всему свой голос дарит
Воде, листве, земле, всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт.
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
А.Я.Яшин.
- О каком дирижёре говориться в стихотворении?
Назовите тему урока.
-Сегодня мы совершим путешествие в весенний лес и узнаем, кто как весну встречает.
- А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём, что нас окружает)
- Назовите весенние месяцы.
- Расскажите об изменениях в неживой природе по плану.
План.
Солнце…
Небо…
Осадки…
Долгота дня…
- А что происходит в живой природе?
В природе всё пробуждается.
Солнце светит ярко и посылает на землю много тепла. Небо в солнечные дни ярко-голубое, почти синее, а по небу, точно льдинки, плывут белые облака. Снег выпадает редко. Температура воздуха выше.
3)Загадки
Читают ученики:
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-розовый …
Угадайте, что за птичка без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это? …
- Как можно назвать эту птицу?
- Какую пользу приносят птицы?
Сообщение ученика.
Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 килограммов пищи.
- Зачем птице такой аппетит?
- Чем слышат птицы?
Стихотворение
Не разоряйте птичьих гнёзд.
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора
Оно высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара.
Оно чарует всё живое.
К.Кулиев.
Прослушайте песню «Рассвет чародей», она перенесёт вас в весенний лес.
(Ученица исполняет песню)
Учитель:
Вот мы с вами оказались в лесу. Я просила вас подготовить рисунки на тему: «Правила друзей природы».
- Расскажите о правилах по своим рисункам.
Правила друзей природы.
не шуметь;
не топтать муравейники, не тыкать в них палкой;
не ломать ветки деревьев и кустарников;
не уничтожать ядовитые грибы;
не ловить жуков, пауков, стрекоз, бабочек;
не обижать лягушек, жаб;
не брать кузнечиков за конечности, ящериц за хвост;
не забирать диких животных домой;
не трогать птичьи гнёзда;
не приближаться к птенцам, детёнышам диких зверей;
собирать грибы и ягоды, ловить рыбу только в разрешённые для этого сроки;
не вырывать грибы, растения «с корнем»;
ловить рыбу только удочкой, отпускать пойманных мальков в водоём, чтобы они успели подрасти и дать потомство.
Учитель
- Ребята, каждый человек в лесу гость. А в гостях нужно вести себя достойно. Сейчас послушайте о том, как один художник рисовал лес.
Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» - рассуждал художник. – Лес – это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья – берёзы и ели, дубы и сосны, липы и пихты. Очень хороши получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветки берёз. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка – лесовичка. Потому что какой же лес без лесовика? Повесил картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы. -Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес? - Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья. Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? – сказал нарисованный лесовик. - Не может, - согласился художник и принялся за новую картину. И опять он нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зелёной травы – множество ярких цветов. - Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь – то у меня получился настоящий лес Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. - Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовик художнику. - Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто. - Это ничего не значит, - сказал лесовик, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса. И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть. - Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, - сказал лесовик. Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки. Полюбовался на картину и снова уехал куда – то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже ели и сосны потеряли свои иголки. Художник подошёл к картине и отшатнулся. Всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на край картины – казалось, вот – вот упадёт, - и вид у него был грустный – прегрустный. - Это ты виноват! – закричал художник. – Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес! - Конечно, - сказал старичок, - конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели. Ведь настоящий лес не может быть без птиц! Художник не стал спорить, взял кисти, краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный зелёный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветках деревьев появились весёлые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда он наконец собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он погиб, поэтому нарисуй жабу и ящерицу. И художник нарисовал жабу и ящерицу. И ещё разных зверей. Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев. - Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это – лес. Художник зажёг свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве, или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидать! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе - это и есть лес! (Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса»)
- Что же такое лес?
- Лес это множество деревьев .
-Лес это дом для животных.
-Лес это зелёная аптека.
-Лес это лёгкие планеты, помогающие дышать всему живому.
- Лес ещё называют зелёным нарядом нашей планеты.
- Почему же лес называют лёгкими планеты?
Лес встречает нас морем звуков, запаха, загадок и тайн.
Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.
О весне в лесу. (рассказывает ученик)
- Ранней весной появляются первоцветы. Первоцветы – это первые цветы. Они вырастают быстро. Цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силы на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли. Но они спят и готовятся к новой весне. Первая улыбка весны- первоцветы: подснежник, примула, хохлатка, лютик, мать-и-мачеха, ландыш, горицвет, медуница.
Физминутка:
По опушке шла весна
Вёдра с дождиком несла
Зацепилась за иголки
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи
Двери заперли свои.
Инсценировка
- Ребята, на лесной поляне собрались зайчишки. О чём они разговаривают?
Зайчиха:
- Здравствуйте, ребята, мы вас видеть очень рады. Я – зайчиха, а это мои зайчата.
Учитель:
- Зайчата живут небольшими группами. Они целый день лежат, притаившийся в каком-нибудь углублении или норе, а ночью выходят на поиски пищи.
Зайчиха:
- Когда мы в безопасности, то гуляем и при солнечном свете. А спим только днём.
Учитель:
- Ходит заяц неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение.
Зайчиха:
- Зато, когда мы бегаем, наши движения быстрые и ловкие.
Первый зайчик.
- Если нужно, то мы можем переплыть даже речку.
Второй зайчик:
- Да не хвастайся.
Учитель:
- Зайцы всегда настороже, всегда готовы убежать.
Второй зайчик:
- Знаете сколько у нас врагов?
Зайчата:
- Волки, лисы, человек.
Второй зайчик:
- А ещё филины, вороны, рысь, сороки.
Первый зайчик:
- А ещё мы умеем следы запутывать. Сначала пробежим мимо нашего дома на некоторое расстояние, потом сделаем прыжок назад и в сторону. Так раз 7 сделаем, а потом никто по следам на дом дорогу не найдёт.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, какие средства защиты есть у зайцев?
Дети:
-От врагов спасают быстрые лапки. А ещё меняют шерсть.
Второй зайчик:
- Мы линяем, маскируемся.
Учитель:
- А зачем зайчикам маскироваться?
Дети:
- Чтобы их не заметили. Например: зимой снег белый, и у зайцев шубка белая, а весной снег тает, и зайцы становятся серыми.
Первый зайчик:
- А знаете ли вы, почему мы получили прозвище «косые»?
Учитель:
- Наверное, потому что глаза у вас косые.
Первый зайчик:
- ничего подобного. У нас глаза большие, бархатисто-тёмные, красивые, не косят. Но люди видят нас обычно убегающими, а так как шея у нас малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь.
Второй зайчик:
- Мама зайчиха, расскажи лучше про нас.
Зайчиха:
- Хорошо, слушайте. Дети у нас рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами. Новорождённые зайчата могут и сами чиститься, кормлю я их молоком.
Второй зайчик:
- Молоко у мамы питательное, его хватает на несколько дней.
Зайчиха:
- Зайчата у меня бывают 3 раза в году. Первый раз зайчата появляются весной. Их называют настовички.
Учитель:
- Почему их так назвали?
- Тающий снег иногда покрывается тонкой коркой. Эта корка и есть наст.
Зайчиха:
- Хочу поделиться с вами ещё одной тайной. Только никому! Считают люди, что я плохая мама, мол, накормила и бросила. Вам зайчата рассказывали, что молоко моё очень питательное. Так вот попив его, зайчата не хотят есть несколько дней. А потом другая зайчиха придёт и накормит их. Нам приходится так поступать, потому что на лапках у нас есть потовые железы, которые оставляют запах, а по нему хищники легко могут найти нас. У маленьких зайчат пока нет запаха, вот и приходится оставлять их. Но зато они будут целы.
Первый зайчик:
- Ой, кто-то сюда идёт. Бежим!
Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгнул под кустом,
Приглашая всех в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс
И послушаем рассказ.
Сообщения учеников.
Ранней весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они худеют. Весной ежи кормятся насекомыми: кузнечиками, сверчками, жуками, птичьими яйцами, иногда мышами. У ежихи весной появляются детёныши.
Весной, с пробуждением насекомых, водяные лягушки выходят из ила, где долгое время они находились в зимней спячке. Лягушки просыпаются после зимней спячки. Выползают погреться на солнышке змеи, ящерицы.
Весной охота на зверей запрещена. Отлов рыбы ограничен.
- Как вы думаете, почему?
5. Подведение итогов урока.
- Ребята, сегодня мы чуть прикоснулись к тайнам природы. Можно ещё много говорить о природе, которая нуждается в нашей защите. Так давайте беречь всё, что нас окружает, не спешить раздавить паука или выстрелить из рогатки в птицу, наступить на лягушку или поймать хомячка. Природа у нас одна на всех. Словацкий поэт Гвездослав Павол писал:«Я сорвал цветок и он увял.
Я поймал мотылька и он умер.
И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте
можно только сердцем».
Читают ученики.
У каждой птицы музыка своя,
Свой голос
И свои для пения уроки…
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
У этой птицы мал для пенья срок,
Зато вот эта может петь часами,
И потому, как будто туесок,
Лес доверху наполнен голосами.
В прекрасном мире веток и теней
Всё то, что живо, музыкою дышит.
Здесь всё поёт, здесь даже
Муравей ползёт, поёт
И сам себя не слышит.
Рефлексия
-Какие открытия сделали на уроке?
-Чему учились?
-Оцените свою работу на уроке.