СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятия с детьми в адаптационный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет педагогам в адаптационный период детей раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятия с детьми в адаптационный период»

Мероприятия с детьми в адаптационный период

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Ведь позитивный эмоциональный опыт - платформа для будущего развития ребенка. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, стараемся “одомашнить” группу: мебель размещаем таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнаты, в которых дети будут чувствовать себя комфортно.

Хорошо, если в группе будет небольшой “дом”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желательно рядом в группе поместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Забавные животные отвлекут малыша от эмоциональных переживаний связанных с расставанием с родителями. В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2--3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем (например, приклеить стикеры с изображением разных видов спорта), «поселить» в этом уголке на липучках игрушки-спортсмены, стремящиеся ввысь по шведской или канатной лестнице.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к цветным мелкам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги или рулоне обоев.Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2--3 месяцев).

Проблемы со сном в период адаптации вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он там ложится спать.

Вообще, роль игрушек для ребёнка раннего возраста, особенно, в период адаптации нельзя недооценивать: ведь с любимой игрушкой и в детский сад и веселее идти, и проще завязывать отношения со сверстниками, легче дождаться маму, и крепче заснуть в тихий час. Для того чтобы дети с удовольствием спали, мы используем мягкие игрушки.

Это - совершенно «безвредный» метод улучшения психического состояния малыша, ведь его цель снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребёнка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности. Для создания уголка «сонных игрушек» можно использовать мягкие игрушки различных размеров. Систематические игры детей с этими игрушками в период негативных эмоций (особенно, после ухода родителей и т. п.) имеют релаксирующую особенность.

Вообще, с особым вниманием отношусь к подбору игрушек для детей в группе, ведь это - основной «отвлекающий манёвр» для ребёнка: яркие, крупные игрушки вызывают у малыша эмоциональный отклик, радость, желание взять их в руки, поиграть. Всё это, в то же время, отвлекает его от переживаний, связанных с разлукой с родителями.Также положительные эмоции вызывают игрушки, изготовленные руками воспитателя. Главное, иметь фантазию, хорошее настроение, чувство стиля и немного терпения. Нам понадобится несколько крючков на липучке, после рассредоточенного их крепления на стену пририсовать (приклеить) рядом легкие крылышки, а потом на эти самые крючки повесить по мягкой игрушке. Получились очаровательные маленькие эльфы. Как вариант можно вместо крылышек нарисовать яркий парашют. Тоже очень здорово получится. Особенно, если где-то на фоне стены взмоет ввысь белоснежный картонный самолет, а в иллюминаторы будут смотреть с фотографий и мама, и папа, и бабушки с дедушками. Главное, не забыть, что пилот самолёта - ребенок.

На сегодняшний день существуют и различные методы и приёмы, улучшающие эмоционально-психическое состояние детей. Они, скорее, нетрадиционные, так как не зарегистрированы ни в одном методическом пособии. И всё же косвенно влияют на эмоциональное благополучие малышей. К таким приёмам относится аромотерапия. Ароматы воздействуют на обонятельный мозг, составляющий ядро лимбической системы, отвечающей за эмоции, характер, поведение, особенно в раннем возрасте, когда психика ребёнка активно формируется.

Вот почему все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье малыша. Он чрезмерно возбудим? Плаксив? С криком просыпается по ночам? Для спокойствия нужны анис, роза, ладан, сандал, иланг-иланг, или апельсин. Робок и застенчив? Пусть вдыхает майоран, базилик, герань, апельсин и корицу. Плохо приспосабливается к яслям, не ладит с няней? Полезен лимон. Агрессивен? Дело за лавандой и ладаном. Чересчур флегматичен? Поможет можжевельник.

Однако необходимо сделать оговорку: каждый организм индивидуален, у кого-то может быть аллергия на предлагаемое эфирное масло или непереносимость препарата. Поэтому нужно прежде посоветоваться со специалистами: педиатром и невропатологом.

Работники детского сада и, в первую очередь, воспитатели должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления в детский сад - это результат его избалованности, изнеженности. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка, как неизбежное состояние в период адаптации. Для того чтобы управлять этим процессом, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе .Именно профессионализм воспитателя играет в этот период большую роль. Педагогу группы раннего возраста, умеющему развлекать, играть, перевоплощаться, следует, прежде всего, любить детей. И эта любовь к ним должна проявляться в его облике, словах и действиях.

Маленькие дети, еще очень многого не зная об окружающем мире, по выражению лица воспитателя делают свои первые выводы о том, что хорошо, а что плохо. Ведь «язык» эмоций - это самый первый способ коммуникации в окружающем мире.

Но малыш чувствителен и к голосу взрослого. Интонационная выразительность речи воспитателя «завораживает» его. Ребенок с рождения, прежде всего, воспринимает приоритетно звуки человеческой речи, а не шумы и музыкальные звуки. Считаю, что в период адаптации педагогу необходимо вводить в речь фольклорные элементы (потешки, присказки, считалки, стихотворения для детей) и использовать их в соответствующих ситуациях, чтобы успокоить ребёнка, развеселить его, а, может быть, даже заставить засмеяться.

Воспитателю необходимо быть особенно внимательным к эмоциональному состоянию каждого новичка, приходящего в группу, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта.

Крайне важен в период привыкания ребёнка к условиям детского сада и позитивные тактильные контакты. Эти знаки внимания придают человеку уверенность в своих силах. Для маленького ребёнка, особенно в изменившихся условиях его жизни, такие поглаживания, в буквальном смысле, жизненно необходимы. Именно кожно-мышечные ощущения являются для малыша источником впечатлений, познаний об окружающем мире, источником успокоения, и от них зависят эмоциональные реакции малыша. Физическое ощущение тепла и уюта, исходящего от воспитателя, очень значимо для ребёнка, особенно, в период привыкания к детскому саду, и у крохи снижается страх перед незнакомыми предметами и людьми, повышается устойчивость к стрессам.

Чем полнее заполнен вниманием взрослого «эмоциональный резервуар» ребёнка, тем положительнее эмоции малыша и тем лучше его поведение. Поэтому в адаптационный период особенно важно использовать правило «Трёх К»: где первое «К» - «Контакт глаз», который ребёнок ищет, чтобы удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Второе «К» - «Контакт физический» (или позитивные тактильные контакты). Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Третье «К» - «Контакт дистанционный» (или пристальное внимание к ребёнку), который даже на расстоянии позволяет малышу почувствовать, что он очень важный человек в глазах присутствующих взрослых.

Не стоит забывать, что игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.

Игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения успеха, они побуждают малыша к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Следует помнить, что во время игры нельзя ребенка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Ребёнок не может жить без общения, он никогда не станет человеком, если рядом не будет взрослого - источника внимания и поддержки, отзывчивого на его эмоциональное состояние, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Таким образом игра является важным фактором в психическом развитии ребенка. Играя, ребенок осуществляет и совершенствует ту или иную деятельность с предложенным ему материалом. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек (материала). Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. Можно резюмировать, что  по отношению к играм ребенку должна быть предоставлена максимальная свобода. Игры служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. 
Игра является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В исследованиях, посвященных теме детской игры, отмечается, что игра пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игра способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть. Благодаря играм, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком. Поэтому использование игровых методов и приемов в первые дни пребывания детей в детском саду педагогически аргументировано и целесообразно.