Мероприятия в лагере. Сценарии
Первые мероприятия в лагере. Мероприятия в организационный период
Нередко на период смены выпадает день рождения ребенка. Заполняя педагогический дневник в начале смены, необходимо отдельно отметить в списках именинников, чтобы придумать вовремя поздравление. Можно придумать традицию поздравления (перед отбоем все самые близкие друзья именинника с горящими свечами и подарками приходят к его постели и дарят ему самые сокровенные и теплые слова).
Для знакомства детей друг с другом необходимо проведение игр на знакомство и коллективно-творческих дел (КТД) на знакомство. Перед проведением первичных КТД можно повести игру «Подарок для друга». Все дети делают какой-либо сувенир и приклеивают к нему бирочку с номером и пожеланием. Вожатый собирает все поделки и в конце смены проводится лотерея. Дети вытаскивают карточки с номером и забирают себе на память сувенир с данным номером.
В оргпериод необходимо провести следующие КТД:
• на знакомство;
• на сплочение;
• на лидерство.
Лагерь для детей - страна, в которой поначалу можно заблудиться, запутаться. И с этим новым местом ребят необходимо познакомить. Чтобы сделать это, необходимо провести игру «Экскурсия по лагерю».
Если вы работаете на младшем отряде, то лучше самому провести экскурсию и рассказать о самых важных местах вашего лагеря: столовая, место общего сбора, медпункт и т. д. Проводя экскурсию, можно рассказать ребятам легенды, связанные с тем или иным местом.
Если у вас в коллективе ребята постарше, то можно провести другой вариант знакомства с лагерем - составление карты лагеря. Вожатые рисуют карту лагеря и наносят на нее наиболее важные объекты, не подписывая их. Затем вместе с вожатым ребята ищут эти объекты и выясняют их названия и назначения, узнанные объекты наносятся на карту.
Для старшего коллектива можно провести игру «Развед-шоу». Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой группе вручите пакет с перечнем вопросов. На сбор данных дается один час. Каждая группа действует автономно. Вопросы в пакете могут быть такие:
1. Какого цвета занавески в комнате директора лагеря?
2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?
3. Умеет ли плавать шеф-повар?
4. Сколько урн на территории лагеря?
5. Как зовут старшую вожатую?
6. Какого цвета глаза у вожатого 1-го отряда?
7. При какой температуре можно будет купаться?
8. Какой размер обуви у физрука?
9. Какого цвета скамейки возле медпункта?
10. Какой почтовый адрес у нашего лагеря?
11. Любимый цвет директора лагеря.
12. Как зовут диджея?
13. Сколько окон в здании столовой?
14. Сколько ступенек перед административным корпусом?
А когда, несколько раз обежав лагерь и познакомившись со всеми, разведчики вернутся с задания, не забудьте проверить аккуратность их донесений, похвалить за находчивость и вручить награды наиболее отличившимся. Эта игра поможет ребятам познакомиться не только с территорией лагеря, но и со взрослыми, работающими в лагере (с администрацией).
Отрядный огонек
В первый вечер необходимо провести первый огонек - огонек знакомства. Огоньки играют в лагере очень важную роль. С первых дней пребывания в лагере огонек должен стать не просто формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения.
Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Задача огонька - воспитывать у подростков потребность в общении друг с другом, поддержать, заинтересовать делами в отряде, привлечь к совместной деятельности.
Условия, необходимые для проведения огонька:
- участники удобно устроены в кругу;
- по возможности - наличие живого огня (обычно в центре круга);
- важно создать необходимый эмоциональный настрой;
- поддержание доброй атмосферы;
- нужно избегать повышенного тона.
Существуют некоторые правила проведения огоньков:
1. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не прерывай говорящего.
2. Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.
3. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.
4. Береги время, дай возможность высказаться другому.
5. Не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - делай.
Возможно, вы со своим кораблем придумаете и другие правила, которые будете использовать на протяжении всей смены.
Огонек организационного периода
Целью первого огонька является более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. В этом помогут и задушевный тон беседы, и песни, и легенды.
Читать далее…
Ежедневная рефлексия
С первого дня смены по вечерам необходимо проводить ежедневную рефлексию (оценка детьми прожитого дня). Она может иметь разные формы.
Цветопись
Это самая распространенная форма ежедневной рефлексии в лагере. Составляется таблица: в строчках пишутся фамилии ребят из вашего отряда, в столбцах - указываются числа смены. Каждый день дети отмечают свое настроение по цветовой шкале. Она может быть такой: красный - день прошел отлично, желтый - день прошел хорошо, зеленый - день прошел не очень хорошо. По данным таблицы можно судить о настроении всего коллектива и о настроении каждого ребенка в отдельности. Можно придумать другие характеристики дня и присвоить им другие цвета, но важно не использовать негативные определения: день прошел отвратительно, день прошел ужасно и т. п.
Дневник настроения
Эта форма рефлексии используется при работе с детьми старшего и среднего (приближенного к старшему) возрастного звена. Для каждого ребенка заводится индивидуальный дневник, в котором на каждый день смены отводится один листочек. В конце каждого дня дети заполняют дневник, вписывая свои впечатления от прожитого дня. Этот метод хорош тем, что настроение ребенка не вынесено на всеобщее обозрение.
Рожицы
Этот метод можно использовать для младшего и среднего (приближенного к младшему) возрастного звена. Детям всегда нравится работать с яркой визуальной информацией. Задача каждого ребенка - выбрать тот рисунок, который соответствует его настроению и внутреннему состоянию на данный момент. Для проведения необходимо приготовить карикатурные рисунки веселых рожиц. Например, выражающих усталость, восторг, вину, тревогу, одиночество, злость и т. д. Рожицы развешаны по холлу, и дети становятся возле той рожицы, которая соответствует настроению.
Когда дети достаточно познакомятся друг с другом, когда вожатые проведут КТД на выявление лидеров, тогда необходимо придумать название отряда, девиз, выбрать гимн отряда и провести выборы в органы детского самоуправления.
Как выбрать название отряда и девиз
Название отряда, девиз
Всем детским коллективом необходимо выбрать название и девиз отряда; они должны:
• соответствовать возрасту детей;
• быть содержательными;
• быть удобно произносимыми;
• отражать общие интересы детей, их общую особенность, стремления.
Можно к названию отряда подобрать песню, подходящую по тематике, - она станет гимном экипажа вашего отряда.
Варианты названий и девизов для младших отрядов
«Лунатики». Ходим ночью, ходим днем, никогда не устаем.
«Светлячок». Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.
«Черепашки». Тише едешь - дальше будешь.
«Одуванчик». Держаться вместе, чтоб не сдуло.
«Радуга». Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда.
«Апельсин». Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы!
Варианты названий и девизов для средних отрядов
«Дельфин». Дельфин всегда плывет вперед и никогда не устает.
«Дружный». Не ныть, не плакать по углам, беду и радость - пополам.
«Неугомон». Скуку, лень из сердца вон - наш корабль «Неугомон».
«Прометей». Зажги огонь в сердцах людей, как это сделал Прометей.
«Алые паруса». Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса.
«НЛО». По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять.
«Кроссворд». Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать!
«Охотники за удачей». Нам нужна всегда удача, только так, а не иначе!
Варианты названий и девизов для старших отрядов
«Бархан». Движение - это мы.
«БЭМС». Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные.
«Искра». Из искры возгорится пламя!
«Феникс». Гореть и других зажигать.
«Лидер». Если быть, то быть лучшими!
Можно придумать ответ на перекличку во время общелагерного сбора - «Мы здесь», «А это мы» и т. д. У каждого отряда должен быть свой ответ. По нему должны узнавать отряд.
Система чередования творческих поручений (ЧТП)
ЧТП - чередование творческих поручений. Поручение - это конкретное задание, дело, круг обязанностей, важных для детского коллектива. Поручение основано на доверии товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуализировано, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят. Поручить что-то ребенку - значит возложить обязанности исполнить что-нибудь и потом отчитаться.
Поручения дает коллектив, совет коллектива, старший по самоуправлению. Поручения может давать и вожатый, согласовывая их с коллективом. Есть поручения длительные, постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию.
ЧТП проводятся каждый день. С помощью ЧТП можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят. Группе дается поручение, которое она выполняет в течение смены, но если какое-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Поручения должны соответствовать возрасту детей, быть интересными, реально выполнимыми.
Весь отряд делится на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня.

Предлагаем вам следующие поручения для ЧТП.
Группа «Досуг». Эта группа помогает вожатым организовывать различные отрядные мероприятия, готовится к вечерним общелагерным мероприятиям. Поощряйте интересные идеи ребят и помогайте в их реализации.
Дежурная группа. Эта группа выполняет ежедневную уборку территории, закрепленной за отрядом (после зарядки), осуществляет проверку порядка в комнатах отряда.
Группа «Оформитель» выпускает ежедневную отрядную газету о жизни коллектива и лагеря в целом.
Группа «Уют» должна внести свой вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа «Сюрприз». Само название указывает на то, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение Дня или на вечернем огоньке ребята этой группы должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление или подарки всем - все что угодно. Если у кого-то день рождения, то группа должна позаботиться о поздравлении.
Группа «Мастер». Эти ребята должны пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
Группа «Летопись». Чтобы о смене осталась долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.
На вечернем огоньке обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания.