Просмотр содержимого документа
«Место музыкального воспитания в ряду различных форм общения с музыкой.»
Место музыкального
воспитания в ряду различных
форм общения с музыкой.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.
Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Музыка - средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому учителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. на уроках музыки и во внеурочное время
хоровое и сольное пение;
игра на шумовых и музыкальных инструментах;
слушание музыки;
музыкально-ритмические движения;
инсценирование песен, сказок;
рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;
творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений; разгадывание кроссвордов, ребусов;
музыкальные викторины, конкурсы;
коммуникативные игры;
выступления на внеклассных мероприятиях;
участие в предметных неделях школы.
Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение и музыкальное мышление, учитель стремится, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, а формирование навыков и умений способствовало проявлению активности и самостоятельности.
Существует несколько методов музыкального воспитания: словесный, наглядно - слуховой, стимулирующий, метод эмоционального воздействия, метод анализа и сравнения, метод обобщения. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, знакомство детей с музыкальным произведением учитель начинает с вступительной беседы о композиторе (словесный метод), по ходу беседы исполняет некоторые музыкальные фрагменты (наглядно- слуховой метод), сообщает интересные сведения об истории создания произведения (стимулирующий метод). После этого учащиеся, прослушав весь музыкальный материал, сравнивают и анализируют его отдельные фрагменты (наглядно- слуховой метод, метод анализа и сравнения) и определяют идею произведения (метод обобщения).
Метод эмоционального воздействия – выражение своего отношения к произведению образным словом или мимикой – сильно влияет на успех музыкальной деятельности учащегося и говорит о мастерстве учителя. Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Например, у детей вызывает интерес сообщение о том, что В. Моцарт, будучи трехлетним ребенком, уже сочинил свое первое произведение, а А. Бородин был одновременно и талантливым композитором, и ученым – химиком.
Решение задач музыкального воспитания школьников требует от учителя оптимального выбора методов в зависимости от особенностей музыкальной деятельности и возможностей учащихся. Успех сопутствует педагогу, который творчески подходит к делу, включая в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников. Вызывая у детей интерес к музыке, учитель обогащает их внутренний мир, порождая в душах чувство радости и удовлетворения.