СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: « Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

Технологическая карта урока.6 класс

« Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»



Учебный предмет: русский язык

Класс:

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: « Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.




2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.








3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).





4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации



5.Этап построения проекта выхода из затруднения.















6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
























Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.







7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


8. Этап включения в систему знаний и повторения.



Цель: закрепить полученные знания



























































9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности



Домашнее задание.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!





Читаю стихотворение:

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг друга понимает,

Чувствует и слышит.

- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.


- Какой частью речи являются данные слова?


- Какой теме будет посвящен наш урок?


- Сообщение темы и цели урока


Запись даты и темы урока


- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки. Разряды.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.



Создает проблемную ситуацию


Работа с предложением.

Такая она скоро придет к нам.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?


- Кто или что она такая?

Попробуйте заменить слова сущ., прилагательными. НО: вспомните о том, какой праздник у нас будет отмечаться?






- Какое получилось предложение?

-Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?






Самостоятельная работа в парах.

Задача. Определите морфологические признаки местоимений в данном предложении.


Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.


- Какие морфологические признаки имеет местоимение? ( листы на доске)

Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.

(А.А.Реформатский.)

Как называет местоимение Реформатский? Почему?


= Просклоняйте письменно местоимение ОНА

= Определите род и число местоимения ТАКАЯ


= Какой можно сделать вывод?







- Как вы думаете, отличаются ли данные местоимения друг от друга?



Гимнастика под песню «Родина моя» (Я, ты, он, она…..)

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.



= Какие местоимения были употреблены в этой песне? Почему они так называются?

Какова их особенность?




- Могут ли быть другие местоимения в нашей речи?

- Какие? С какими местоимениями встречались?

У местоимений есть разряды. КАКИЕ?


Письменно составьте предложение о масленице:

СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИТСЯ МАСЛЕНИЦА?

-Какова особенность образования этих местоимений?(суффиксы , приставки)


- Когда пишется НИ, а когда НЕ?


- Составьте словосочетание на тему МАСЛЕНИЦА(НАША МАСЛЕНИЦА)


-Определить род следующих местоимений: ТА,ЭТО,КАКОЙ

-Придумайте предложение с определительными местоимениями (Масленица - самый весёлый праздник).



Сколько разрядов есть у местоимений?(обращаю внимание на доску)


-Вернемся к записанным предложениям. Какую синтаксическую роль выполняют местоимения?

- Запишите предложение :

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

А. А. Блок


- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?

- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?

= ВЫВОД : синт. роль местоимений




- Зачем нам нужны местоимения?


Фронтальная проверка.


- Кому из вас потребовалась помощь?


- На каком этапе работы?


- По алгоритму возникли затруднения?






РЕЗЕРВ: Придумать рекламу местоимения.






-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?


Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Написать благодарственное письмо местоимению

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.







Называют слова: каждого, из вас, нам, наш


(слова являются местоимениями)














- наш урок будет посвящен местоимению






- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока











Записывают предложение в тетрадь.


Отвечают на поставленные вопросы.


Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.


Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений. Читают предложение.


ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА СКОРО ПРИДЕТ К НАМ.

Отвечают.

Записывают высказывание в тетради.






Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.







Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.





























=ОНА,ЕЁ,ЕЙ,ЕЁ(масленицу),ЕЮ(ЕЙ),о НЕЙ

Записывают в тетрадь.

=Ед.ч., ж.р.


=местоимение могут изменяться по падежам, числам и иметь род







= Да. Первое относится к личным местоимениям












= 1)ЛИЧНЫЕ. Они указывают на лицо.







=Да.


= Называют: который… и др.


= Находим в учебнике , знакомимся

=2)Возвратное местоимение СЕБЯ

3-4)Вопросительные(относительные) – кто, что, какой, чей, сколько, каков, который (час) 5)Неопределённые местоимения: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

6)Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

7)Притяжательные местоимения: мой, твой, свой, наш, ваш.

8)Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько.

9)Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
















=ДЕВЯТЬ



=Обстоятельство, определение



=Определить синтаксическую роль

=Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

А. А. Блок


Работают в группах, выполняют задание.





= местоимения могут быть подлежащим, опред., дополнением и др.

Украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.

В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.








«Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь».














Учащиеся отвечают.






Задают возникшие вопросы.

Личностные - настрой на позитивное начало урока


Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками












Регулятивные – планирование урока





Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков











Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе



Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации


Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.


Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.


Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.








Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.


Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.












Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.


Регулятивные – понимание цели того этапа работы.


Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.


Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других







Познавательные – умение анализировать информацию.


Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

































Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности