СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение .Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Местоимение .Урок русского языка в 5 классе»

Уроки, с использованием инновационных педагогических технологий.



Урок русского языка в 5 классе

Тема: Местоимение,местоимения третьего лица

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Форма урока: урок — исследование с примениением кейсового метода



Цели:

  • создать условия для определения местоимения как части речи;

  • формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;

  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

Планируемые результаты:

предметные:

  • распознавать местоимения среди других частей речи;

  • определять лицо и число местоимений

метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  • выделять группы слов по определённым признакам;

  • делать выводы из наблюдений;

  • обобщать сведения по изучаемой теме

личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка

  • понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.  

Задачи по формированию УУД:

  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в  микрогруппе, построение речевых высказываний ,согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);

  • личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);

  • регулятивные(самоконтроль ,самооценка, целеполагание ,планирование ,прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);

  • познавательные(умение анализировать текст ,работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:учебник

Издательство «Просвещение»2014г.,раздаточный материал,таблицы, ИКТ, «сигнальные карточки»


Ход урока.

I. Мотивация учения (Создание психологического комфорта).

- Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке русского языка, и надеюсь, что каждый из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу.

Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).

II. Актуализация знаний.

- Послушайте, пожалуйста, притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.

Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.

В чем сила этих слов? Что это значит?(Сила знаний зависит от нас самих)

- А теперь, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка. (Число, «Классная работа»)


1 Словарный диктант: Мороз, ветер, чеснок, растение, погода, лисица, метель, синица, село.

- На какие орфограммы эти слова? (Безударные гласные -о-, -е-).

- Если правильно выполните мои указания, то вы получите новое слово. Будьте внимательны!

Подчеркните: 1) первое слово - первую букву (мороз);

2) второе слово - вторую букву (ветер);

3) третье слово - третью букву (чеснок);

4) четвёртое слово - четвёртую букву (растение);

5) пятое слово - безударную гласную (погода);

6) шестое слово - гласную в первом слоге (лисица);

7) седьмое слово - первый слог (метель);

8) восьмое слово - ударный слог (синица);

9) девятое слово - безударную гласную (село).

б) Проверка. Мороз, ветер, чеснок, растение, погода, лисица, метель, синица, село.(самооценка...)

- По выделенным (подчёркнутым) буквам читайте полученное слово и запишите в середине новой строки.

- Какое слово у вас получилось? . (М е с т о и м е н и е). Знакомо ли вам это слово? (Название одной из самостоятельных частей речи)

- Итак, тема нашего урока - (местоимение)

II. Постановка учебной задачи

- Какие бы вы поставили перед собой цели? А теперь в группах формулируйте, пожалуйста, их.(выбирают цели,которые подходят к даной теме) «Кейс-метод»

(1) знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять; ;

2)обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти,  творческих   способностей,   мышления, внимания; развитие коммуникативных  общеучебных умений.

3) воспитание уважительного отношения к близким, самостоятельности, аккуратности

4)познакомить с экологическими проблемами нашей планеты, с задачами экологии; дать представление о второй стороне экономики; показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. и.

5)Продолжить работу по закреплению знаний табличных случаев умножения и деления, развивать вычислительные навыки;)

?????? - в конце урока дети должны ответить: «Какую учебную цель забыли допосать?


Сегодня мы продолжим знакомство с частью речи - местоимением, будем наблюдать за ролью местоимений в нашей речи. Познакомимся с их особенностями. ..Также узнаем о местоимении …?

Нам необходимо провести исследование, а исследовать мы будем какую часть речи? (местоимение); учиться отличать и использовать их в письменной и устной речи. Результаты исследований будем записывать на карточках, которые станут для вас памяткой. (Предлагаю исследовательские карточки - памятки (на партах)). А с открытиями, которых сделает каждый из вас - вы поделитесь в конце урока.Как работать в группах -вы уже знаете.

На прошлом уроке вы знакомились с местоимением.скажите, а что помните о местоимении?(Ответы учащихся...)

Наш 1-ый вывод: . Местоимение - часть речи.

IV. Открытие нового знания (Исследовательская работа).

- Местоимений в русском языке немного, всего - 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных. Почему - это действительно загадка. Но проведя исследования, мы думаем, найдём отгадку.

1) (Дифференцированная) работа в группах. (Для исследования в группы предлагаются тексты с повторами).

- Для работы в группах я предлагаю вам отрывки текста.

- 1-ая группа:(+задание в конверте : выбрать и разыграть диалог,используя местоимение-устно)

Однажды Наташа шла из школы домой.Наташа встретила одноклассника Мишу.(закончить текст диалогом,употребив местоимение)

«Диалог о здоровье»

1)- О, кого я вижу! Здравствуй, Миша!

- И тебе не хворать, Наташа! Ты где пропадала? Почему тебя в школе не было?

- Так я как раз и хворала! В смысле, болела я.

- А что с тобой было?

- Да живот стал болеть по утрам. Я и в школу пойти не мог. Родители перепугались, потащили меня к врачам на обследование.

- И что сказали врачи?

- Подозревали сначала гастрит, а потом сказали, что еще его нет. Но желудок нужно поберечь. Прописали таблетки.

2Диалог «Встреча друзей»

- Наташа, привет! Не узнаешь меня?
- Миша.. Миша, друг! Я так рада тебя видеть!
- Я тоже! Сколько мы не виделись с тобой? Год?
- Да нет, год еще не прошел! Я точно помню, зимой я тебя встречала как-то на улице! Как ты, Миша, поживаешь?
- Да все тренируюсь, с шестом прыгаю, как и раньше. По области недавно четвертое место занял. 
- Ух, ты!
- Да ты что, я так расстроился. Ведь и «бронзу» мог бы взять, но разок ошибся. Да хватит про этот спорт! Ты-то как живешь?
- А я тихо учусь по-прежнему. Налегаю на английский, как в говорится в фильме. Как называется, фильм этот?... «Стиляги!» Еще из Интернета теперь не вылажу. 
- Кстати, скоро лето! Бросай ты свой Интернет! Ты в этом году едешь в наш с тобой любимый лагерь?

-Конечно!

2-ая группа:

 Водолаз уже спустился под самый корабль. Водолаз должен был точно узнать, какие повреждения в низу парохода. (посадки на мель;столкновение судов друг с другом;навалы судов на другие суда и береговые сооружения;ледовые повреждения (удар о льдину, ледовое сжатие);ослабление прочности корпуса вследствие местных перегрузок, например во время урагана;)-выбрать одно из повреждений корабля и разыграть диалог с использованием местоимения- («метод кейса»)

3-ья группа:

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги Оля и Лида сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вопросы для третьей группы:

- Ребята, а что вы заметили в построении текста? (Есть недостаток?)

(Ошибка речи: повторы)

- Как устранить ошибки? (Заменить повторяющиеся слова с другими)

- С помощью какой части речи? (Местоимениями. Работа в группах.)

- Прочитаем отредактированный текст.

- Место какой части речи заняли ваши слова?

- Эти слова заняли место имени существительного. (На доске: МЕСТО ИМЕНИе)

- Какие слова вы заменили местоимениями?(оценивание групп) С какой целью мы проделали этот вид работы?

- Да, ребята, без местоимений нельзя обойтись. В старославянском языке (старославянский - это первый литературный язык славян: русских, украинцев, белорусов) слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени».

- Итак, следующее открытие. Запишите на исследовательских карточках . 2-ой вывод: местоимения заменяют в речи имена существительные. Местоимения ещё могут указывать на признаки и количество, которых мы будем изучать в старших классах.


- Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

- Если местоимения заменили имена существительные, на какие же вопросы они отвечают? (кто? что?)

3-я запись на карточках (3 вывод): Отвечают на вопросы кто? Что?


3) Открытие нового знания (продолжение).

Я вам предлагаю открыть учебник на стр 95.чтение правила.Что нового вы для себя узнали? С какими понятиями познакомились?(Познакомились с местоимениями третьего лица)

упр.161-по образцу с выводом:(+ работа со словарным словом-воскресенье


В субботу я иду на работу, а в воскресенье они пошли на веселье.


У ленивого Емели семь воскресений на неделе. (Обоснуйте, какую из пословиц необходимо записать и почему?) -


4-ая запись на карточках (4-ый вывод - указывает на предмет): местоимения не называют людей, животных или предметов, а только указывают на них.(вывод из проделанного упр.161)-самооценка


IV. Физ.минутка. «Танцуют все». Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.(Я Ты Он Она танцевальные упражнения мультимедийным сопровождением).

4) Знакомство с личными местоимениями.

а) Продолжим наше исследование, попробуем выяснить. Что может означать следующее предложение….

- Местоимение - часть речи, которая указывает на… (Высказывания детей.)

- Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.)

- Почему лиц три? Причем указано - 1е, 2е, 3е. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить.


- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек?

Определим эти местоимения, указывающие на себя, в первую группу - 1 лицо, запишем и запомним. (Я, мы - на доске).


- С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (ты, вы)

Определим их во вторую группу- 2 лицо.


- С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?

Определим их в третью группу - 3 лицо. (Он, они)

. Итак, местоимения бывают: (на экране)



Единственное число Множественное число 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он, она, оно они

- Сравните местоимения первого и второго столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?

- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч.

-работа в паре : поделить слова на 3 группы:

. (Таблица)

5-ый вывод - на карточках заполняют таблицу (личные местоимения)

Все местоимения имеют формы ед. и мн. ч.

V. Самостоятельная работа

Вставь подходящие местоимения,определи лицо

___ нарисую ёлочку. А___ что будешь рисовать? Когда ___ приедет? Завтра ___ пойдём на речку.  Кого  ___ ждёте? Почему ___ улетают?



Вставь подходящие местоимения,определи лицо

Вечером  ___ читаем сказки. Что ___вырезает из бумаги? А___ умеете так вырезать? Какую задачу  ___ решают? Куда ___ идёшь? Завтра ___ пойду в библиотеку.

-Какие вы записали местоимения?

- Почему данные местоимения называются личными? (Они указывают на лицо или лица).

- Личное - значит, принадлежащее лично кому-то.

- Как определить Род личных местоимений? ( Например:месяц - м.р. - он; луна - ж.р. - она; солнце -ср.р. - оно)

- Записываем на исследовательских карточках следующий - . 6-ой вывод: 3-е лицо имеет род (он - м.р., она - ж.р., оно - ср.р.)

- Итак, ребята, мы выяснили, что местоимения имеют формы ед. и мн. ч., но лишь местоимения 3-го лица имеют в единственном числе еще и род, могут быть местоимениями м.р., ж.р., и ср.р. А местоимения 1го и 2го лица не имеют рода. «Я» и «ты» - так могут сказать о себе или обратиться к другому и мальчик, и девочка.

И вернёмся к нашему вопросу,почему местоимения занимают третье почётное место?(Ответы на вопрос учащихся)

VI. Рефлексия.

а) - Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как учёные вы должны поделиться своими открытиями.

- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чём вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

- Что удалось открыть?

- Что существительные можно заменить местоимением.

- Для чего?

- Чтобы не было повторов, и речь была красивой; обеспечивают связь между предложениями в тексте.

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

- Давайте подведём с помощью кластера (учащиеся в группах составляют кластер с помощью карточек исследования

б) - А теперь послушайте стихотворение. (Цветы). Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

- О чем этот текст? ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ СОРВАТЬ ВСЕ ЦВЕТЫ? (ответы уч-ся …)

- Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если мы сорвём цветы -

Опустеют все поляны

И не будет КРАСОТЫ! (Уч-ль показывает иллюстрацию с цветами . Ребята, необходимо бережно относиться к природе. А как? (Ответы…)

- Каждую секунду надо помнить, что человек - часть природы. Беречь её надо сегодня, завтра может быть поздно.

Итак,вернёмся к целям урока.Как вы думаете,они достигнуты?(ответ учащихся)Какая цель небыла озвучена в начале урока?( В предложении могут ет быть __ж.р,м.р,с.р,-только местоимения третьего лица)

VIII Домашнее задание:1)с 96 упр.163

2) Творческое задание: сочинить стихотворение или сказку о местоимениях (по желанию).

Самооценка.

- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, и расскажите, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, группах, довольны ли вы своей работой.

- Продолжите фразу:

- На уроке я узнал…

- Мне на уроке удалось…

- Мне бы хотелось похвалить…

- Самым интересным на уроке было…

- Урок для меня показался …

- За урок я … - Мое настроение …(Дерево с цветами)

Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно.




Исследовательская карточка.

1. Местоимение – это_____________

2. Употребляется вместо __________

3. Не называет предмет, а _________

4. Отвечает на вопросы ___________

5. Личные местоимения ___________

6. В предложении могут ет быть __ж.р,м.р,с.р,-только местоимения третьего лица