СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Метафоры в произведениях Бориса Акунина»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Метафоры в произведениях Бориса Акунина»»

МБОУ Назарьевская СОШ  «Метафора в произведениях Бориса Акунина»  (научно-исследовательская работа)  Работу выполнила: Лаврова Ульяна, 9 класс   Руководитель: Новикова Елена Васильевна

МБОУ Назарьевская СОШ

«Метафора в произведениях Бориса Акунина»

(научно-исследовательская работа)

Работу выполнила:

Лаврова Ульяна, 9 класс

Руководитель:

Новикова Елена Васильевна

Цель работы:  выявить главные особенности метафор в употреблении слов в текстах Б. Акунина и определить роль метафор в языковой композиции.

Цель работы:

выявить главные особенности метафор в употреблении слов в текстах Б. Акунина и определить роль метафор в языковой композиции.

Задачи: 1 Изучить историографию вопроса и дать теоретическое обоснование метафоры как важного элемента языковой композиции художественного текста; выделить метафоры, систематизировать и классифицировать их, показать связь различных видов классификации метафор; 2  3 показать композиционную роль метафор в текстах, определить особенности взаимодействия метафорических и общих словесных рядов; 4 определить основные метафорические темы и их роль в создании произведений.

Задачи:

1

Изучить историографию вопроса и дать теоретическое обоснование метафоры как важного элемента языковой композиции художественного текста;

выделить метафоры, систематизировать и классифицировать их, показать связь различных видов классификации метафор;

2

3

показать композиционную роль метафор в текстах, определить особенности взаимодействия метафорических и общих словесных рядов;

4

определить основные метафорические темы и их роль в создании произведений.

Методы исследования:  наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ, обобщение. Новизна исследования:  в том, что установлена роль предикативной теории метафоры в раскрытии концептуальной природы метафорического переноса. Гипотеза исследования:  метафоричность словесного мышления— характерная черта писателя, вытекающая из идейного содержания. Этапы исследования: отбор материала для практической части работы; выполнение сжатого критического обзора исследований, посвящённых теории метафоры; на примере материала произведений Б. Акунина, определение основных метафорических тем и их роль.  

Методы исследования: наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.

Новизна исследования: в том, что установлена роль предикативной теории метафоры в раскрытии концептуальной природы метафорического переноса.

Гипотеза исследования: метафоричность словесного мышления— характерная черта писателя, вытекающая из идейного содержания.

Этапы исследования:

  • отбор материала для практической части работы;
  • выполнение сжатого критического обзора исследований, посвящённых теории метафоры;
  • на примере материала произведений Б. Акунина, определение основных метафорических тем и их роль.

 

 Метафора-  ( др.-греч.  μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») —  слово  или  выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит  Аристотелю  и связан с его пониманием искусства как  подражания жизни .

Метафора-

  • ( др.-греч.  μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») —  слово  или  выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит  Аристотелю  и связан с его пониманием искусства как  подражания жизни .
Типы и классификация метафор в романах Бориса Акунина а)метафоры восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные.

Типы и классификация метафор в романах Бориса Акунина

а)метафоры восприятия:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • осязательные,
  • обонятельные.
Метафоры восприятия: например, 1. Кожа на лице швейцара приняла тифозный оттенок, а глаза помертвели .  «глаза помертвели», имеется в виду: Становиться безжизненным, утрачивая краски, блеск, подвижность (о глазах, лице). Метафора глагольная, выполняет предикативную функцию . 2. А за спиной у него, там, за крыльями дворца, слышались тревожные трубные сигналы, тяжкий хруст сотен ног . «хруст ног», имеется в виду: а) Треск при разламывании чего-нибудь хрупкого; негромкий трещащий звук; б) неприятный - вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий чьё-нибудь спокойствие. Метафора адъективная по грамматической классификации и выполняет атрибутивную функцию. 3. Более всего на свете он ненавидел запах хлопкового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать его с рассвета . «запах начал преследовать» , имеется в виду: а) Следовать, гнаться за кем-нибудь с целью поимки, уничтожения. б) перен., кого (что). Неотступно следовать за кем-нибудь. Метафора глагольная по формально-грамматической классификации и выполняет предикативную функцию.

Метафоры восприятия: например,

1. Кожа на лице швейцара приняла тифозный оттенок, а глаза помертвели .

«глаза помертвели», имеется в виду: Становиться безжизненным, утрачивая краски, блеск, подвижность (о глазах, лице). Метафора глагольная, выполняет предикативную функцию .

2. А за спиной у него, там, за крыльями дворца, слышались тревожные трубные сигналы, тяжкий хруст сотен ног . «хруст ног», имеется в виду: а) Треск при разламывании чего-нибудь хрупкого; негромкий трещащий звук; б) неприятный - вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий чьё-нибудь спокойствие. Метафора адъективная по грамматической классификации и выполняет атрибутивную функцию.

3. Более всего на свете он ненавидел запах хлопкового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать его с рассвета .

«запах начал преследовать» , имеется в виду:

а) Следовать, гнаться за кем-нибудь с целью поимки, уничтожения.

б) перен., кого (что). Неотступно следовать за кем-нибудь.

Метафора глагольная по формально-грамматической классификации и выполняет предикативную функцию.

Типы и классификация метафор в романах Бориса Акунина б) ментальные: рассуждения,  переживания, любовные.

Типы и классификация метафор в романах Бориса Акунина

б) ментальные:

  • рассуждения,
  • переживания,
  • любовные.
     Ментальные метафоры: например,   1.Он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали. «прыгала тревога», имеется в виду: а) перен. Судорожно вздрагивать, например, Пальцы прыгают от волнения. Сердце прыгает от радости. Метафора глагольная по грамматической классификации и выполняет предикативную функцию. 2. Отравленный взрывом неврастении , поэт покачнулся, пол под ним перестал трястись . «взрывом неврастении» , имеется в виду: а) Освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени; б) перен. Бурное, внезапное проявление какого-либо чувства. Метафора адъективная по грамматической классификации и выполняет атрибутивную функцию . 3. Да, взметнулась волна горя при страшном известии о Михаиле Александровиче . «волна горя» , имеется в виду: а) Вал, образуемый колебательными движениями водной поверхности. б) Движение, распространение масс воздуха, тумана, дыма и т.п.[50]. Метафора субстантивная, подвид - концептуальная по формально-грамматической классификации с объектной функцией .

Ментальные метафоры: например,

1.Он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали. «прыгала тревога», имеется в виду: а) перен. Судорожно вздрагивать, например, Пальцы прыгают от волнения. Сердце прыгает от радости. Метафора глагольная по грамматической классификации и выполняет предикативную функцию.

2. Отравленный взрывом неврастении , поэт покачнулся, пол под ним перестал трястись .

«взрывом неврастении» , имеется в виду:

а) Освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени; б) перен. Бурное, внезапное проявление какого-либо чувства.

Метафора адъективная по грамматической классификации и выполняет атрибутивную функцию .

3. Да, взметнулась волна горя при страшном известии о Михаиле Александровиче . «волна горя» , имеется в виду:

а) Вал, образуемый колебательными движениями водной поверхности.

б) Движение, распространение масс воздуха, тумана, дыма и т.п.[50].

Метафора субстантивная, подвид - концептуальная по формально-грамматической классификации с объектной функцией .

Функции метафор в произведениях воссоздание атмосферы и своеобразия нравов эпохи, ее менталитета; передача специфики речи героев, их характеристика посредством диалогов; часто метафора в устах героя является своеобразным ключом для распознавания скрытого под ней намека, угрозы, более глубокого смысла.

Функции метафор в произведениях

  • воссоздание атмосферы и своеобразия нравов эпохи, ее менталитета;
  • передача специфики речи героев, их характеристика посредством диалогов;
  • часто метафора в устах героя является своеобразным ключом для распознавания скрытого под ней намека, угрозы, более глубокого смысла.
Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика

ВЫВОДЫ: Изучена историография вопроса и дано теоретическое обоснование метафоры как важного элемента языковой композиции художественного текста; метафоры выделены, систематизированы и классифицированы.Показана связь различных видов классификации метафор;

ВЫВОДЫ:

  • Изучена историография вопроса и дано теоретическое обоснование метафоры как важного элемента языковой композиции художественного текста;
  • метафоры выделены, систематизированы и классифицированы.Показана связь различных видов классификации метафор;
ВЫВОДЫ: показана композиционная роль метафор в текстах Б. Акунина, определены особенности взаимодействия метафорических и общих словесных рядов; определены основные метафорические темы и их роль в создании произведений.

ВЫВОДЫ:

  • показана композиционная роль метафор в текстах Б. Акунина, определены особенности взаимодействия метафорических и общих словесных рядов;
  • определены основные метафорические темы и их роль в создании произведений.