МБОУ Назарьевская СОШ
«Метафора в произведениях Бориса Акунина»
(научно-исследовательская работа)
Работу выполнила:
Лаврова Ульяна, 9 класс
Руководитель:
Новикова Елена Васильевна
Цель работы:
выявить главные особенности метафор в употреблении слов в текстах Б. Акунина и определить роль метафор в языковой композиции.
Задачи:
1
Изучить историографию вопроса и дать теоретическое обоснование метафоры как важного элемента языковой композиции художественного текста;
выделить метафоры, систематизировать и классифицировать их, показать связь различных видов классификации метафор;
2
3
показать композиционную роль метафор в текстах, определить особенности взаимодействия метафорических и общих словесных рядов;
4
определить основные метафорические темы и их роль в создании произведений.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.
Новизна исследования: в том, что установлена роль предикативной теории метафоры в раскрытии концептуальной природы метафорического переноса.
Гипотеза исследования: метафоричность словесного мышления— характерная черта писателя, вытекающая из идейного содержания.
Этапы исследования:
- отбор материала для практической части работы;
- выполнение сжатого критического обзора исследований, посвящённых теории метафоры;
- на примере материала произведений Б. Акунина, определение основных метафорических тем и их роль.
Метафора-
- ( др.-греч. μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») — слово или выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни .
Типы и классификация метафор в романах Бориса Акунина
а)метафоры восприятия:
- зрительные,
- слуховые,
- осязательные,
- обонятельные.
Метафоры восприятия: например,
1. Кожа на лице швейцара приняла тифозный оттенок, а глаза помертвели .
«глаза помертвели», имеется в виду: Становиться безжизненным, утрачивая краски, блеск, подвижность (о глазах, лице). Метафора глагольная, выполняет предикативную функцию .
2. А за спиной у него, там, за крыльями дворца, слышались тревожные трубные сигналы, тяжкий хруст сотен ног . «хруст ног», имеется в виду: а) Треск при разламывании чего-нибудь хрупкого; негромкий трещащий звук; б) неприятный - вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий чьё-нибудь спокойствие. Метафора адъективная по грамматической классификации и выполняет атрибутивную функцию.
3. Более всего на свете он ненавидел запах хлопкового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать его с рассвета .
«запах начал преследовать» , имеется в виду:
а) Следовать, гнаться за кем-нибудь с целью поимки, уничтожения.
б) перен., кого (что). Неотступно следовать за кем-нибудь.
Метафора глагольная по формально-грамматической классификации и выполняет предикативную функцию.
Типы и классификация метафор в романах Бориса Акунина
б) ментальные:
- рассуждения,
- переживания,
- любовные.
Ментальные метафоры: например,
1.Он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали. «прыгала тревога», имеется в виду: а) перен. Судорожно вздрагивать, например, Пальцы прыгают от волнения. Сердце прыгает от радости. Метафора глагольная по грамматической классификации и выполняет предикативную функцию.
2. Отравленный взрывом неврастении , поэт покачнулся, пол под ним перестал трястись .
«взрывом неврастении» , имеется в виду:
а) Освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени; б) перен. Бурное, внезапное проявление какого-либо чувства.
Метафора адъективная по грамматической классификации и выполняет атрибутивную функцию .
3. Да, взметнулась волна горя при страшном известии о Михаиле Александровиче . «волна горя» , имеется в виду:
а) Вал, образуемый колебательными движениями водной поверхности.
б) Движение, распространение масс воздуха, тумана, дыма и т.п.[50].
Метафора субстантивная, подвид - концептуальная по формально-грамматической классификации с объектной функцией .
Функции метафор в произведениях
- воссоздание атмосферы и своеобразия нравов эпохи, ее менталитета;
- передача специфики речи героев, их характеристика посредством диалогов;
- часто метафора в устах героя является своеобразным ключом для распознавания скрытого под ней намека, угрозы, более глубокого смысла.
Сравнительная характеристика
ВЫВОДЫ:
- Изучена историография вопроса и дано теоретическое обоснование метафоры как важного элемента языковой композиции художественного текста;
- метафоры выделены, систематизированы и классифицированы.Показана связь различных видов классификации метафор;
ВЫВОДЫ:
- показана композиционная роль метафор в текстах Б. Акунина, определены особенности взаимодействия метафорических и общих словесных рядов;
- определены основные метафорические темы и их роль в создании произведений.